Фотовоспоминания. Комсомольский заповедник.

Jan 04, 2015 12:53



Река Горин, мыс Второй Бык.

Истёк третий день нового года. За окном продолжается потепление, утренние морозы едва доходят до тридцати, а днём порой даже до пятнадцати поднимается, естественно с минусом. Но совершать какие-либо фотоэкскурсии совсем не тянет. Этакий творческий застой - ни одного кадра за зиму пока не сделано.



Амур у границы Комсомольского заповедника.

В 2007 году, возвращаясь с Баджальского хребта, мы с приятелем остановились в Комсомольске-на-Амуре, где, разыскав контору одноимённого заповедника, договорились с заброской на территорию. Комсомольский заповедник расположен на северном берегу Амура в районе устья реки Горин, она же делит его на две части - восточную и западную.
Кордон Бичи-хоуни, приютившийся на высокой надпойменной террасе левобережья Горина, стал нашим пристанищем следующие две недели. Конечно, мы не ограничились пребыванием в нём, а с превеликим удовольствием совершили несколько длительных экскурсий по территории заповедника. Июль перевалил за середину, погоды стояли жаркие, с обильными дождями и грозами, с тучами мошек и комаров. Дневные переходы при такой погоде очень изнурительны, требуют больших затрат сил. Однако, любопытство и неиссякаемая тяга к новым местам, пересилили все минусы и, изучив ближайшие окрестности, мы уходили всё дальше и дальше.



Вечерний вид на Сихотэ-Алинь от кордона Бичи.

С поляны, на которой расположены строения, открывается потрясающий вид на амурскую пойму. Особенно хорош он в утренние и вечерние часы, когда низкое солнце окрашивает пейзаж в фантастические цвета. Внизу, в обрамлении ивняков течёт Горин, за ним раскинулись обширные луга Полустанка - так называются низкие острова в междуречье Горина и Амура, текущих в этом месте параллельно друг другу. Самой великой реки от кордона не видно, но отчётливо вырисовываются хребты Сихотэ-Алиня, поднимающиеся сразу за Амуром на полуторакилометровую высоту.



Вид со скал мыса Первый Бык на протоки Горина, мыс Второй Бык и вершину Каре-Ха.

В пяти километрах к западу от кордона в нижнем течении Горина есть скалистый уступ - мыс Первый Бык. После него река, текущая с севера, круто изгибаясь, устремляется на восток. Недалеко от мыса, венчая вершину холма, стоит высокая геодезическая вышка, с которой открывается обзор на большую часть заповедника.



Болотноцветник щитолистный в устье реки Пуйля.

Севернее мыса, в Горин впадает речка Пуйля. В этом месте Горин течёт несколькими протоками, изобилующими мелководными прогреваемыми заводями, усеянными многочисленными водными растениями.



Горноколосник колючий на скалах мыса Второй Бык.

За Пуйлей, скалистые обрывы сопок вновь подступают к Горину, известные под названием Второго и Третьего Быка. Над самыми обрывами встречаются уцелевшие от пожаров кедры и лиственницы, тогда как основной лес широколиственный с примесью берёз и осин.
Каменистые уступы мысов заняты сухолюбивой травянистой растительностью, среди которой особенно заметны горноколосники.
Эти скалы очень хорошо прогреваются и являются излюбленным местообитанием многочисленных в заповеднике щитомордников.



Каменистый щитомордник на берегу Горина.



Вид с геодезической вышки на реку Горин, мыс Первй бык. долину Амура и хребты Сихотэ-Алиня.

В километре от мыса Третий Бык, вершина водораздела увенчана ещё одной металлической вышкой, поднимающейся выше древесных крон. Если отринуть страх и влезть наверх, можно насладиться великолепной панорамой низовий Горина и амурской поймы. Смотреть на волнующееся под ветром лесное море, синеющие вдалеке протоки Амура в мелких белых точках «пароходов», слушать вой ветра, ощущать дрожь качающейся платформы.



Белоплечий орлан.

Вдоль реки часто встречаются орланы: то восседающие на высоких сушинах, то курсирующие вдоль русла. В тот год возле кордона гнездились две пары белохвостов и пара белоплечих. Мы часто любовались величественным полётом этих птиц.



Обмелевшее устье речки Улами, вдали виднеется гора Бичи (ударение на первый слог).

К востоку от кордона в Горин впадает, блуждающая среди топких глинистых наносов и широко разливающаяся в низовьях, речка Улами. Подсохшая грязь является хранилищем всевозможных следов. Лоси, изюбри, медведи и более мелкие хозяева отпечатков регулярно оставляют свои росписи. Поросшие смешанным лесом сопки здесь невысокие, выположенные, без скалистых обрывов и больше походят на холмы-увалы. И лишь перед самым устьем Горина одна из этих гряд оформляется в подобие горы с крутыми склонами и конусообразным профилем.



Лиственичная марь перед грозой. Долина р. Улами в среднем течении.

Выше долина сужается, река течёт по заболоченному лиственичнику с багульником, голубикой и сфагновой подушкой, больше известному под названием марь.



Амурские косы в устье Горина.

Вдоль Горина тянутся вейниковые и осоковые закочкаренные луга, с высокой, в рост человека, травой. Ходить по ним очень тяжело и потому обмелевшие и пересохшие протоки были отличным подспорьем. Ближе к руслу Амура, на песчаных косах и пляжах растительность становится редкой или исчезает совсем.
Здесь же, в устье Горина граница заповедника поворачивает к северу и идёт по речке Батуринке до горы Гольдакина, известной своими останцами.



Река Батуринка в низовьях. Слева хорошо видна горная гряда с вершиной Горюн.

Путь к Гольдакине лежит по широкой долине, затянутой березняками и смешанным лесом, несущим на себе печать полыхавших тут пожаров. Сохранившихся от огня участков крайне мало. На подъёме березняки сменяются сильно захламлённым ельником.



Смешанный лес (аянская ель, пихта белокорая и берёза плосколистная) по долине реки Батуринки.

Верхние части склонов и гребень горы заняты полянами и редколесьем из лиственницы и каменной берёзы. Саму вершину венчает корона из каменных останцев - крутобокий гребень протяжённостью несколько десятков метров.



Останцы на вершине Гольдакины.

Это одно из самых красивых мест заповедника. С Гольдакины видна синяя лента Амура, в оправе Сихотэалиньских хребтов, исчезающие в далях на горизонте волнистые контуры гор, ближайшие, поросшие лесом распадки и болотистые речные долины.



Фрагмент Амура и гор Сихотэ-Алиня с вершины Гольдакины.

Заночевав на вершине, мы наслаждались пейзажами. Ветер уносил тучи мошек подальше от нашей палатки. Тяжёлые дождевые облака занимали большую часть неба, проливались на землю кратковременными ливнями, медленно передвигались, постепенно поглощая его остатки. Солнечные лучи, проникая сквозь прорехи в тучах, высвечивали яркими пятнами облака, освещали зелёные, покрытые лесом горы, отражались в ленте Амура. Но с закатом нам не повезло - спрятав окрестности в тень своего подбрюшья, над вершиной нависла большая туча.



Утро на вершине Гольдакины. Слева виднеются увалы левобережья Амура, вытянувшегося светлой лентой вдоль подножия Сихотэ-Алиня.

Зато рассвет порадовал красками. Самое приятное в ночёвке на вершине - встать задолго до рассвета и любоваться картиной зарождающегося дня. Когда встающее солнце заливает окрестности нежным светом, сначала подсвечивая облака, затем выхватывая макушки гор и, в конце концов, проникая в глубокие распадки. Тени, постепенно сокращаясь, растворяются - наступает новый день.



Ночь на реке Горин.

Время скоротечно - не успели оглянуться, как двух недель будто и не было…
Пришло время расставания. Рюкзаки собраны, отснятые плёнки упакованы в водонепроницаемый мешочек, и пасмурным дождливым днём мы грузимся в пришедшую лодку, покидая эти края.

рептилии, горы, Приамурье, пейзажи, заповедники, лето, птицы, реки, флора

Previous post Next post
Up