Как узнать, что пора менять масло? Тест карманного маслоанализатора

Jan 08, 2017 14:16

Оригинал взят у pastuh83 в Как узнать, что пора менять масло? Тест карманного маслоанализатора
По поводу периодичности замены масла в двигателе единого мнения нет. Одни придерживаются стандартного регламента «раз в 15 тысяч», другие перестраховываются и меняют чаще, третьи вообще «забивают» и проводят ТО как придется. И самое смешное, что единого правильного ответа на вопрос «как часто менять масло» не существует. Масла бывают разными, двигатели бывают более или менее требовательными к его качеству, плюс очень многое зависит от режима эксплуатации. А что если вместо теорий и народных верований использовать в качестве аргумента аппаратуру? Да не дорогущую лабораторную, а дешевенькую, умещающуюся в карман? Узнав о выходе на рынок такой забавной штуки, как портативный маслоанализатор, мы потратили немало времени, чтобы добыть такой себе на испытания.

Сегодня мы не только расскажем о принципе работы этого гаджета, но и исследуем им шесть проб моторного масла заранее известного качества, чтобы понять, можно ли всерьез полагаться на показания маленькой черной коробочки. Или лучше не стоит?

Стартап-проект

За модным словом «стартап» слишком часто скрываются оторванные от реальности разработки айтишников студенческого возраста, уверенных, что булки растут в интернете, а автомобили ремонтируются удаленно через мобильные приложения… Продукт, который рождается в формате стартапа, нередко навсегда остается узконишевым, с трудом выходя за рамки аудитории, собиравшей для него деньги посредством пущенной по кругу «интернет-шапки» - краундфандинга. Однако история с тестером масла Lubricheck хотя и началась, как краундфандинговый проект на знаменитой площадке KickStarter, умудрилась-таки вырваться за его пределы.




Проект трех инженеров, выпускников Университета Миннесоты Чарльза Миллера, Сумена Миннигэнти и Чеда Эриксона стартовал в апреле 2011 года, а уже к июню собрал заявленные минимально необходимые 30 000$. В марте 2012-го, ровно через год, первые образцы раздали тестировщикам из числа частных лиц и компаний, после чего был выявлен и устранен ряд ошибок, а в ноябре 2012-го около 700 участников краундфандинга получили свои гаджеты.

Сегодня же прибор продается достаточно широко - его можно купить как непосредственно у производителя, американской компании WaveOn Technologies, на eBay и у многочисленных розничных дилеров. В США устройство стоит 49$, у нас же его цена предсказуемо в полтора-два раза выше.

Отечественные дилеры Lubricheck не балуют журналистов тестовыми экземплярами, поэтому и публикаций, тем более - с результатами испытаний, в Рунете по этому девайсу просто нет. Что ж, исправляем эту досадную ошибку.

Маркетинговые игры

Изначально мы были уверены, что этот прибор нужен для того, чтобы предупредить водителя о необходимости пораньше заменить масло, если оно потеряло свойства. Ну, скажем, по графику ТО только через 5 000 км, но гаджет зафиксировал плохое состояние смазки, а значит - пора в сервис.

Однако создатели думают иначе и позиционируют гаджет в первую очередь, как УДЛИНИТЕЛЬ интервалов работы масла! Описание прибора и принципа его работы крутится вокруг приятно звучащего для экономного автовладельца тезиса, что масло можно менять РЕЖЕ! Даже на упаковку прибора вынесен слоган «Развенчаем миф 3 000-мильного интервала замены масла!»

Этот «миф», правда, представляет собой типичные рекомендации для техобслуживания американских автопроизводителей 30-40 годов ХХ века… В 20-х годах на знаменитой «жестянке Лиззи» Ford T замену смазки в картере мотора нужно было производить, согласно инструкции, через каждые 1 000-1 500 миль. Ну а следующее за «Лиззи» поколение автомобилей вкупе с нефтяными концернами продемонстрировало некую эволюцию в регламенте смены масла, удвоив этот интервал.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, 3 000 МИЛЬ (ИЛИ БЕЗ МАЛОГО 5 000 КИЛОМЕТРОВ) - ЭТО ВСЕ ЖЕ СТАНДАРТЫ ДАЛЕКОЙ-ПРЕДАЛЕКОЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УСТАРЕЛИ: ДАЖЕ В РУКОВОДСТВЕ К ВАЗ-2101 ИНТЕРВАЛ ОБОЗНАЧЕН В 10 000 КМ, А В СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЯХ МАШИН ПРОИЗВОДИТЕЛИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОЙОТЫ И ЕЩЕ НЕКОТОРЫХ МАРОК) И ВОВСЕ ПРАКТИКУЮТ РЕГЛАМЕНТНУЮ ЗАМЕНУ МАСЛА ЧЕРЕЗ 15 000, А ТО И 20 000 КИЛОМЕТРОВ. ТАК ЧТО «РАЗОБЛАЧЕНИЕ 3 000-МИЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА» - ЭТО НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ МАРКЕТИНГОВАЯ УЛОВКА.

Однако она отлично работает «первым рубежом борьбы» за доверие покупателей. Проезжаем 3 000 миль, капаем масло на сканер прибора - состояние отличное! «Все честно, все по науке!» - думает клиент. Не заморачиваясь, что хорошее состояние масла после столь умеренного пробега совершенно очевидно, и в дополнительном подтверждении не нуждается…

Так все-таки когда?

Статьи / Практика
Как часто нужно менять масло в двигателе

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти...
371653234924.01.2015
Сама по себе методика замены масла «по пробегу» - крайне несовершенна и антинаучна, тут создатели Lubricheck абсолютно правы. По сути, редко когда износ масла совпадает по времени с его реальной заменой - скорее, это случайное попадание в яблочко. На деле же масло меняется либо существенно раньше срока сверхответственными автовладельцами, либо сильно позже срока, причем как не в меру легкомысленными водителями, так и дилерами. Последние заинтересованы в том, чтобы мотор отходил гарантийный срок, а затем клиент поменял бы машину на новую - долговечность в списке приоритетов не значится.

Но при всех недостатках, альтернатив методике замены по пробегу не так уж много - фактически только одна. Это программный блок в прошивке модуля управления двигателем, который подсчитывает комплексное число, используя пробег, моточасы, время работы с той или иной нагрузкой и т. п. Такое решение применяется на некоторых премиум-авто, однако тоже не является совершенным - оно даст более-менее достоверный результат лишь на фирменном масле, параметры которого учтены в алгоритме расчета (если учтены!).

При использовании иных типов масла точность методики уплывает в неизвестном направлении. Качество масла различно от бренда к бренду и от типа к типу - разные основы, разные пакеты присадок…

АБСОЛЮТНО ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ МОГ БЫ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕГУЛЯРНЫЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОВОДИМЫЙ С НЕБОЛЬШИМИ ИНТЕРВАЛАМИ ПОСЛЕ НЕКОГО ВРЕМЕНИ ПРОБЕГА. НО ЭТОТ ВАРИАНТ ЯВНО ФАНТАСТИЧЕН - СТОЛЬ ГЛУБОКИЕ ЗАМОРОЧКИ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ НЕИНТЕРЕСНЫ, А САМ АНАЛИЗ ДЛИТЕЛЕН, НЕВЕРОЯТНО ДОРОГ И ОСУЩЕСТВИМ ТОЛЬКО В ЛАБОРАТОРИИ.

А вот после пробега в 5-7 тысяч км наносить «раз в тысячу» капельку масла на чудодейственный 50-долларовый сканер и через секунду получать результат - это несложно и дешево! Может быть, Lubricheck - это то, что нужно?



Устройство прибора

Прибор - компактный, по-настоящему карманный. Хранится он вставленным в крышечку-«кобуру», защищающую кнопки и датчик от грязи, а также содержащую инструкцию. Питается от двух последовательно включенных литиевых трехвольтовых таблеток. На корпусе - три кнопки: «вкл/выкл», «бензин/дизель», «тест».

В нишу датчика нужно капнуть масла со щупа и нажать кнопку «тест», после чего устройство выдаст результат на круговой светодиодной шкале. Диодов - десять, они образуют шкалу в диапазоне от «идеально» до «катастрофично». Из них семь зеленых, показывающих степень износа масла в допустимых пределах, один желтый - «туда-сюда», и два красных - «пора менять», и «срочно глушите мотор!»









В руководстве пользователя оговаривается ряд условий, необходимых для точного измерения. Очередность действий (сперва включение, затем несколько секунд на самодиагностику и только потом нанесения пробы масла на датчик), комнатная температура и ровная поверхность, а также обязательное заполнение маслом емкости датчика до краев.

Принцип действия

Что говорит сам производитель о параметрах, влияющих на износ масла, и непосредственно о приборе? Вот что:

«Наиболее важными факторами при определении качества моторного масла являются:

Кислотность, вызывающая точечную коррозию
Частицы металла, свидетельствующие об идущем механическом износе
Частицы сажи, являющиеся нормой и свидетельствующие о хороших моющих свойствах масла
Примеси посторонних жидкостей, типа топлива или антифриза»
Относительно всех этих параметров производитель заявляет, что «Lubricheck tests for all these variables in the chemistry of the oil. It is a one stop «laboratory on a chip» and provides scientific evidence of your vehicles health at any given time». То бишь прибор отслеживает их все, будучи, по аналогии с известным термином «система-на-чипе», - «лабораторией-на-чипе».

Чем же является главный «орган» устройства - чувствительный датчик, с которого снимаются параметры масла? А является он, собственно, всего-навсего двумя контактными пластинками! Форма пластин на первый взгляд хитрая, но на самом деле они представляют собой всего лишь два электрода, выполненных в виде своеобразной «гребенки» для увеличения площади контакта с маслом.



Помимо вышеупомянутых параметров заявлено, что Lubricheck измеряет еще и диэлектрическую проницаемость масла! Может ли датчик столь простого типа быть столь комплексно-многофункциональным?

В принципе, с двух электродов, погруженных в жидкость, можно снять достаточно много информации. Можно померить элементарные сопротивление и емкость капли масла, можно подать на каплю изменяющееся высокочастотное напряжение, построив амплитудно-частотную характеристику - в общем, много чего можно сделать, получая прямые и косвенные данные. Главное, чтобы потом программное обеспечение устройства комплексно же проанализировало полученные параметры и выдало корректный итоговый результат.

С другой стороны, косвенность многих измерений может вызывать вопросы. Ведь тот же pH традиционно измеряют не контактными пластиночками, как у «ЛубриЧека» - типовой датчик для измерения концентрации ионов в среде представляет собой достаточно сложную стеклянную конструкцию. Поэтому, что именно здесь интерпретируется, как данные о кислотности/щелочности - непонятно…

Ряд вопросов о принципах измерения пробы масла мы отправили в компанию, производящую гаджет - WaveOn Technologies. Вкратце, если отбросить лишнее, ответ одного из разработчиков, Чеда Эрикссона, звучит так:

«ДАТЧИК ПРИБОРА ИЗМЕРЯЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ДИЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПОСТОЯННУЮ. УСТРОЙСТВО МОЖЕТ ОБНАРУЖИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ, ВКЛЮЧАЯ САЖУ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧАСТИЦЫ, ТОПЛИВО, ГРЯЗЬ, ПЕСОК, ПЫЛЬ, АНТИФРИЗ, ВОДУ, КИСЛОТУ И ДРУГИЕ ИНОРОДНЫЕ ДЛЯ МАСЛА ВЕЩЕСТВА. ТОЧНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИБОРА - ПЛЮС/МИНУС 10%. РАЗНИЦЫ МЕЖДУ МИНЕРАЛЬНЫМИ И СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАСЛАМИ ДЛЯ ПРОЦЕССА ИЗМЕРЕНИЯ НЕТ - НЕКОРРЕКТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МОГУТ ДАТЬ ТОЛЬКО РЕДКИЕ ПРИМЕРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МАСЕЛ С НЕСТАНДАРТНЫМИ ДОБАВКАМИ».

Прибор в работе

Что ж, проверим прибор в деле! С помощью «Лубричека» мы сделали пробы масла из двигателей нескольких автомобилей - как свежих, так и видавших виды. Наносили пробу на датчик непосредственно со щупа уровня масла. Для заполнения датчика, как этого требует инструкция к прибору, необходимо около четырех капель. То есть макать щуп приходится раза три-четыре.



Результаты тестирования - частично ожидаемые и предсказуемые, частично спорные и странные.

ВАЗ 2110 - машина осознанно убиваемая. Гниловата, владельцу явно не хочется с ней ничего делать… Ездит не сказать, чтобы много, но года два масло (а также фильтр!) не менялись. Утечки и угар варварски компенсируются доливкой, причем, по словам хозяина, первым попавшимся маслом, от Роснефти до Castrol. Масло очень темное и густое, результат «10» нетрудно было предугадать и без тестера…

УАЗ 31514 оснащен мотором-старичком ЗМЗ-402, куда залито дешевое полуcинтетическое масло 10W40 обнинского завода под маркой Sintoil. Двигатель совсем недавно прошел частичный капремонт - замену шатунных и коренных вкладышей, упорных колец коленвала, перевтуливание шатунов, замену поршневых колец, замену распредвала, масляного насоса и штанг толкателей.

Собственно, поскольку сама машина находится в полуразобранном состоянии, двигатель пока лишь несколько раз запускался на холостых оборотах, а также проехал с километр-полтора малым ходом. Старым «уазистам», «волгарям» и прочим «газелистам» известно, что упорные кольца коленвала, штанги толкателей, маслонасос и ряд других узлов ЗМЗ-402 в процессе приработки традиционно порождают изрядное количество продуктов износа, поэтому результат «7» на почти прозрачном масле, что означает близость замены, в общем-то, вполне может быть допустим, если предположить реакцию гаджета на металлическую пыль.

Volkswagen Polo, полусинтетика Shell 10W40, пробег с последней замены - около 4 000 км. Но первая проба неожиданно показала почему-то «10» в красной зоне. Вторая проба, спустя минут десять, показала уже «5» по зеленой шкале, что как раз вполне ожидаемо. Причина глюка прибора осталась невыясненной.

Также было проверено синтетическое масло Shell 5W40, слитое с этой же машины с полгода назад после пробега около 7 000 км, и простоявшее все время в пятилитровой ПЭТ-бутылке от воды. Масло на вид весьма грязное, непрозрачное. Однако прибор показал «1» - то есть идеал. Было сделано три замера подряд, но результаты не изменились… С одной стороны, это свидетельствует в пользу концепции разработчиков прибора - «современные масла могут ходить долго и даже дольше, чем кажется!», но почему «единица»? Все же, как ни крути, но 7 тысяч км масло прошло, по шкале допустимых значений от 1 до 7 оно явно должно быть где-то на серединке…

Разумеется, было замерено и свежее масло из канистр - синтетика Shell 5W40 и полусинтетика Shell 10W40. Обе пробы показали результат «1» по зеленой шкале - идеал. Результаты логично-предсказуемы. Затем в это масло мы поочередно добавили типичные для автомобиля «инородные включения» - антифриз, бензин и алюминиевую пыль и сделали три пробы. Как на это отреагировал Lubricheck?

На антифриз прибор отреагировал резко - сразу показал значение «10» - «масло необходимо срочно заменить!» На пробу, в которую добавлены пара капель бензина, не отреагировал вообще, качество масла осталось на уровне «1» - безупречное. С алюминиевой пылью - аналогично… Прибор также показал единицу - как у нового масла.



Что в итоге?

Выводы, надо сказать, неоднозначные. Устройство чаще всего демонстрировало вполне ожидаемые результаты, но ряд моментов заставлял недоумевать - например, незамеченная металлическая пыль и странная реакция на старое масло, которое было оценено, как максимально безупречное…

Какова же практическая польза девайса? Можно попытаться дополнительно подстраховать себя, выбирая машину с пробегом на вторичке, хотя, судя по всему, если форсунки нещадно «льют» мимо камер сгорания, то прибор этого не покажет. Можно систематически контролировать состояние смазки в моторе своего авто в качестве развлечения, если вы любите технику и в детстве не наигрались с лабораторными опытами. Но вот чего точно не стоит делать, так это продлевать рекомендуемый производителем интервал замены масла, основываясь на показаниях чудо-сканера!

Источник

новые технологии

Previous post Next post
Up