Роль культуры

Feb 27, 2018 00:30


В.Л. Авагян: Культура Европы порождена «человеческим низом»


Некая взаимодополняемость есть в культуре России и Европы.

Отдельно взятая культура России порождена «человеческим верхом»: возвышенной мечтой, идейностью, некоей всечеловечностью, воспалённой жаждой счастья для всех, в которой - порой очень жестоко - забвен конкретный человек.

Культура Европы порождена «человеческим низом». Она лишена всякой воздушности, эфемерности и полёта.

Она рождается из предельной конкретики человеческого блага, из «я», а не из «мы». Она неразрывно связана с половыми похотями, с желудком и пищеварением, со стулом (выделением кала), мочеиспусканием, теплом для зада.

Могут подумать, что сказав так, я хочу унизить Европу и восхвалить Россию. Но я учёный, а не воспеватель, и я лишь констатирую факты. Европейская культура не хороша и не плоха сама по себе. Она хороша для человеческого низа. И она плоха для человеческого верха. Табуретка - она не добро и не зло. Сидеть на табуретке удобно, а носить её на голове вместо шляпы - безумие.

Свернуть



Человеческий верх, конечно очень притягателен: там воздушная, эфирная, космическая мечта романтика - а тут проблемы со слабительным для запора. Но следует трезво понимать, что и лекарства от запоров, от поносов тоже очень нужны, и когда верх слишком оторвётся от низа, голова - от седалища, то ничего хорошего из этого не получится. А будет расчленёнка…

Говоря о низости европейской, а после американской культуры, я говорю не в моральном смысле, а лишь указывая её местоположение в районе ниже пупка. Она сосредоточена всем своим массивом именно там, и обслуживает органы, которые находятся там.

Я не хочу сказать, что их не нужно обслуживать, доходя до советских абсурдов, когда омерзение перед плотью доходило до смехотворных утверждений «В СССР секса нет». Конечно, и нижние органы следует обслуживать. И всё же я, как армянин, рождённый в России (СССР) - приоритет отдаю культуре верха. Она мне ближе, роднее, она для меня привлекательнее.
Когда я погружаюсь в американизм, обозначаемый затрёпанным словом «бездуховность» - мне там не только душно и тесно, но и страшно.

Человек в европейской культуре представляется питаемым овощем, который лежит в закрытом гробу - но подключённом ко всяким питательным трубочкам. И все проблемы европейской культуры связаны с тем, что та трубочка забилась, а другая опустела, плохо откачиваются фекалии овоща и т.п.

Европейская парадигма, звучащая как «смысл жизни в самой жизни» представляет нам именно овоща, ибо кто рискнёт сказать, что овощ - не живой? Он живой, и живёт по-своему полноценной жизнью: клетки в нём бурно делятся, листочки тянутся к солнцу, корни прощупывают почву и т.п.

Если мы будем исходить из европейского индивидуализма, что, мол, смысл человека в самом человеке, то нетрудно доказать (это делали и западные мыслители, особенно фантасты) что идеалом в таком случае будет хорошо питаемый и полноценно освещаемый овощ.

Западный идеал, сперва философский, а теперь уже звучащий и в каждой рекламе - это требовательность человека к миру без всякой ответной требовательности. Индивид (Фауст) находится в конфликте со всеми окружающими средами, от экологии, до соседей. Он вышибает из среды всё потребное себе, иногда соединяясь в лиги вышибал (чартизм, тред-юнионизм, катедер-социализм) - но он ничего не должен сам миру.
Его задача, отразившаяся ещё в мрачной морали пуритан и других протестантов (М.Горький называл это «рационализмом сект») - взять в жизни-борьбе как можно больше, а отдать как можно меньше. На этом строится и капитализм, и прибыль богатых людей. Они научились много брать у мира, и ухитряются отдавать гораздо меньше, чем берут. Кабы ни так - им их миллионов-то и не понюхать бы!

Выдающиеся представители западной культуры поднимаются из ловушки номинализма (отрицания всяких обобщений и сопоставлений) к пониманию того, что и у других людей есть половые органы, желудок, кишечник, запоры и поносы.

Отсюда рождается прагматичный западный гуманизм, заботливый к чужим нижним органам. Человека, рождённого в большой и многонациональной России-СССР (не только русского) корёжит от удивительной мелочности этого гуманизма.

Читая Диккенса (великого гуманиста) - найдёшь сумму человеческого счастья, словно у Шуры Балаганова - вычисленную не только до шиллинга, но и до пенса. Посчитано всё: количество белков, жиров, углеводов, метров жилья, спортивных нагрузок, половых актов - без которых не будет «счастья» (т.е. спокойствия овоща - так выходит из их понимания).
Вершиной всего этого является дарвинизм (ответвления - марксизм и фрейдизм), в котором человек уже официально объявлен животным, а все потребности человеческие - сведены к низшим, зоологическим. Их списком и исчерпывается счастье человеческое в западной культуре…

+++

Почему же так отчаянно и веками Россия присаживает к себе эту культуру низа? Потому что идущая из глубин Востока русская мечтательность и созерцательность может порой довести просто до летального исхода. Конечно, плох мелочный человек, который только и делает, что пенсы считает. Но не жилец и тот, кто совсем не считает, считать не желает и учится этому не хочет…

Воспетый Достоевским созерцатель часто доходил до того, что в бесконечности восторженного созерцания не замечал собственной смерти. Запад - это бешенная вражда личности с окружающей средой, которую Ф.Бэкон, философ и взяточник (типичная фигура для западной философии) называл «подвергнуть природу пыткам». Под пытками окружающая среда должна дать бэконам всё, чего им вздумается захотеть.
Восток - нечто противоположное: это растворение личности в окружающей среде, как сахара в чае. Это вовсе не гармония, как кажется романтикам, потому что исчезает одна из сторон, а гармония всегда многосторонняя. И поглощение одной стороны другой не может породить гармонии.

Личность рассыпается, когда очень много думает на отвлечённые и далёкие темы, и очень мало - о самой себе. Расположенная между Западом-палачом и Востоком-мертвечиной Россия самой судьбой предназначена осуществить синтез верха и низа. Ближе всего к этому подошли в СССР, называя такой синтез мечты и желудка «социализмом».

Напомню, что основной смысл социализма - в материальном достатке, не отрицающем романтики и романтике, не отрицающей материального достатка. Это очень тонкий шпагат (и мы упали с него) - по обе стороны которого бездонные пропасти ужаса. Потому что:
- Можно убить человека долгом
- А можно убить долг человеком

Пути разные, а результат один: апокалипсис. Ни бездушные машины, лишённые собственной индивидуальности (Ефремов назвал это «муравьиным лжесоциализмом», намекая на маоизм), ни яростные крысы, думающие только о себе - цивилизацию поддерживать (а тем более развивать) не в состоянии. С моим другом А. Леонидовым, выдвинувшим этот тезис, совершенно согласен…

+++

Именно поэтому, начиная с петровских реформ, Россия упорно вколачивает в себя культуру низа, что просто необходимо и для выживания, и для противостояния. Запад - садист и палач. Если бы не Россия - то колониальная эпоха не закончилась бы, планету делили бы представители Запада, а судьба покорённых туземцев свелась бы к судьбе североамериканских индейцев НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ. Неужели не очевидно?
Россия воюет за идею - Англия за право торговать опиумом.

Русские землепроходцы открывают землю для царя (в котором для них воплощается страна и народ) - английские для себя.

Россия развивает окраины - западные колонизаторы их истощают и выжимают до смерти.

Всегда ли Россия права? Нет, конечно, не всегда! В чрезмерной порой заботе о других - забывают своих собственных. Романтическая мечта порой настолько захлёстывает, что ни о желудке своём, ни о заднице человек не помнит. Ладно, если только о своей, а если и о близких, родных? Если ты отдал хлеб сироте-негритёнку, то ты, конечно молодец. Но только если не отнял этот хлеб у сироты своего народа…

Но в основе русской мечты, как царской, так и советской романтики - лежит культура верха. А в основе западной колонизации - та самая культура низа. Из этой матрицы выходит всякое практическое поведение. Эта же матрица (приоритет верах или низа) преломляется в идеологиях века.
У каждого века конкретная идеология своя, но мета-идеология за ними всегда стоит одна и та же.
У славян это Слово, у романо-германских народов «Герр Манн», то есть «Человек-Господин». Славянин находится вовне «Я», германец - внутри своего «Я». Славянину дороже всего Слово (и в этом с ним соглашается Евангелие), романо-германцу - личное господство. Славянину нужна справедливость для всех (в которой он часто и непростительно теряет себя самого) - романо-германцу справедливость только для себя (рекламный слоган - «и пусть весь мир подождёт»).

+++

Я думаю, что петровские преобразования в основе своей верные, и верх (созерцательность благорастворения) совсем уж без низа (индивидуального био-тела) жить не может. Но тем более убеждён я в крайней недостаточности эгоистичной культуры низа, что и обуславливает необходимость России-СССР для человеческой истории и прогресса.

Низ - птица гордая: пока не пнёшь, не полетит. Достижения Запада в области материально-технической вот уже несколько веков связаны с русским вызовом, с необходимостью отбиваться от северного колосса, в ХХ веке окончательно предъявившего свои претензии править «по своему» всем миром (в имени СССР нет указания даже на континент - не то что на отдельную страну).
Защищая свои зады (в буквальном смысле слова) от русского пенделя все эти Рузвельты, Ротшильды и Рокфеллеры вынуждены были играть по правилам НТП - научно-технического прогресса.

Но это чуждое культуре низа занятие, именно и только навязанное ей извне. Культура низа состоит из двух ступеней: поиска и успокоения. Вначале она ищет, как сесть поудобнее, потом находит максимально комфортную позу и уже не встаёт. Борьба за место после захвата места сменяется (что мы и видим в либеральном глобализме всюду, включая и вестернизированную сверх меры Россию) абсолютным застоем.
Время замирает и останавливается. Сдвинуть его может разве что какой-то катаклизм природы, типа ледникового периода. Тогда роли и места сбиваются под давлением ледников, и начинается новая борьба, а с ней - и новый этап развития.

Ждать нового ледника - слишком долго. Очевидно, что человек западного типа УЖЕ замкнулся в зоологических радостях потребительского и обычного онанизма, и всё его поведение свернулось в кольцо без выхода. Он не развивается, потому что ему кайфно, а кайфно ему потому, что он не развивается. Так замыкается круг, ставший капканом для истории и цивилизации.
Надежды на русский ответ - последнее, что осталось у человечества…

В.Л. Авагян

Можно только аплодировать, но реформы Петра - это навязаные колонизаторами-немцами порядки на оккупированных территориях севера. Захват Москвы ещё предстоит. Нет ещё у немцев такой колонии как Россия. Немцы планомерно год за годом будут обращать свободные народы в крепостных. Насаждать свои порядки они будут расстрелами, котрые потом назовут "восстаниями". Гитлер просто хотел повторить "подвиги" Ольденбургов, когда объявил "Натиск на восток".

СССР, социальная справедливость, история России

Previous post Next post
Up