Заинтересовавшись конными памятниками, всегда в голове держал Итальянский Дворик в музее им. Пушкина, где был, к своему стыду, только в пионерском детстве. Нет, не подумайте, пару раз ходил в Пушкинку на модные выставки, типа Золота скифов или Пикассо, но вот завернуть в Итальянский зал как-то не получалось. А в мозгу периодически прокручиваются кадры великого Рязановского творения "Старики-разбойники" , где сны героя Евстигнеева проходят именно в Итальянском Дворике в тесном контакте с персонажами этого дворика.
И вот в зимний денёк, когда фотозуд пересилил лень, я съездил в Музей им. Пушкина, и увидел воочию этих персон, которые, на мой уже умудренный годами взгляд показались совсем не страшными, как в фильме, а грациозными и гордыми в своей застывшей красоте. Хотелось бы заметить, что все показанные памятники, являются 100% копиями (слепками) с установленных памятников, и являются предметами Цветаевской коллекции слепков, между прочим, одной из лучших в мире.
1. Памятник Кондотьеру Гаттамелате (слепок)
Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» - гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова - это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, жимающей маршальский жест, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло правнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами - Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной кульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.
2. Памятник Кондотьеру Коллеони (слепок)
Конный монумент главнокомандующего войсками Венецианской республики Бартоломео Коллеони поставлен в центре на площади Санти Джованни э Паоло в Венеции после его смерти в 1475 году по условию завещания самого кондотьера и на оставленные им средства. Автор памятника - Андреа Верроккио был последним великим скульптором Раннего Возрождения. Он представлял собой тип художника-универсала, работавшего в ювелирном искусстве, скульптуре, живописи и графике. Его творчество отличает гораздо более непосредственная, чем у его предшественников, связь с современностью, чуткость к ее скрытой противоречивости, заостренная выразительность человеческих характеров.
Статуя стоит на стройном и высоком постаменте и воспринимается на фоне неба четким и филигранным силуэтом, исполненным красоты и державного величия. Образ Коллеони в гораздо большей степени исторически документален и созвучен жестоким событиям итальянской истории, чем антикизированный и исполненный идеального величия характер Гаттамелаты. Благородную сдержанность, свойственную герою Донателло, здесь сменили волевой напор агрессивной личности, жестокость характера и грубость мимики лица, воспринимаемой особенно остро в зале, со слишком близкого расстояния, на которое не рассчитывал мастер. Но именно в зале можно оценить ювелирную проработку чеканки современных доспехов всадника и сбруи лошади, чеканной ее мускулатуры, воссозданной с анатомической точностью. Обход памятника рождает неожиданные и контрастные аспекты не только силуэта статуи, но и образного решения
статуи в целом.
3. Памятник всаднику (предположительно Константину Великому) (слепок)
Оригинал скульптуры расположен на стенах собора Санкт Петер унд Георг в г. Бамберг, Германия.
Изображение Всадника помещено на одном из устоев южной стороны хора собора, посвященного св. Георгию. Оно было создано выдающимся скульптором, работавшим в Бамберге, вместе со статуями Марии и Елизаветы. Фигура Всадника до сих пор не получила убедительного истолкования. Однако, исходя из общей программы скульптурного убранства, связанной идеей римской власти германских императоров, и учитывая особые привилегии Бамбергского собора, основанного императором Генрихом II, наиболее близким кажется его трактовка как римского императора Константина Великого, признавшего христианство.
О царском достоинстве Всадника говорят корона и плащ. Однако образ, созданный скульптором, глубже, чем только изображение светского государя. Он ближе созданиям поэтического гения рыцарской литературы того времени. В испытующем взгляде Всадника можно почувствовать тревогу за будущее, которая звучит в произведениях крупнейшего немецкого миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (ок.1170 - ок. 1230), уловить близость с правдоискателями рыцарских романов того времени. Фигура, как и большинство средневековых статуй, была раскрашена. Сохранившиеся в подлиннике следы раскраски свидетельствуют о том, что на Всаднике был голубой плащ, корона и сбруя - позолочены, а конь был красно-коричневой масти.
Все текстовые материалы взяты с сайта Музея им. Пушкина