Кострома. Ипатьевский монастырь

Nov 13, 2014 03:47

Лучшее украшение города, его, можно сказать, «визитная карточка», по которой Кострому невозможно не узнать всегда и везде − это Ипатьевский монастырь. Он был основан в 1330-х годах на впадении в Волгу реки Костромы.









С основанием монастыря, как водится, связана легенда, согласно которой на том месте, где теперь сверкают золотые купола собора и высятся островерхие башни ограды, остановился на пути из Золотой Орды в Москву знатный татарский мурза по имени Чет. Чет направлялся на службу к Ивану Калите, но по дороге тяжело заболел и остановился здесь, ввиду города Костромы. Ночью ему было видение − Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица сказала Чету, что тот выздоровеет, приняв христианство. Чет крестился в христианскую веру и на месте, где ему было видение, основал монастырь, посвятив его великомученику Ипатию епископу Гангрскому. От мурзы Чета ведется родословная одних из самых знатных и знаменитых боярских родов на Руси - Годуновых. Они и покровительствовали монастырю на протяжении столетий, здесь же была устроена фамильная усыпальница Годуновых.










Есть и вторая версия возникновения Ипатьевского монастыря. По ней, основателем монастыря был младший брат Александра Невского, Василий Ярославич Квашня, великий князь Владимирский. Князь Василий предпочитал жить не в своей столице, а в Костроме. Он же в 1275 году предположительно основал за рекой Костромой монастырь как крепость, которая могла бы защитить в случае нападения город с северной стороны.










Долгое время монастырь жил тихой и скромной жизнью. В летописи под 1435 годом он упоминается как место заключения мира между московским князем Василием Темным и Галицким князем Владимиром Косым. Это первое упоминание обители в сохранившихся до наших дней летописных источниках, но очевидно, что к моменту, названному в летописи, монастырь уже существовал не первый год и имел определенный вес, − недаром он был выбран для такого важного события, как примирение враждующих князей.










Расцвет обители приходится на XVI век. В это время костромской род бояр Годуновых набирает большую силу, становится одним из богатейших на Руси, и для упрочения своего положения Годуновы начинают благоустраивать Ипатьевский монастырь как собственную родовую обитель, чтобы показать свою родовитость и знатность.










Монастырь, бывший прежде деревянным, при Годуновых активно застраивается каменными зданиями. Возводится большой Троицкий собор (полностью перестроен в середине XVII века), монастырь окружает новая каменная стена с башнями, жилые корпуса с кельями, настоятельские покои, хозяйственные постройки (кладовые, поварня, погреба). Это так называемый «Старый город». Помимо денег на строительство, монастырь получает также земельные владения - несколько деревень и сел, подворье в Москве. Некоторое время монастырь даже назывался Лаврой.










В Смутное время, в мае 1609 года, Ипатьевский монастырь был захвачен отрядом польских войск под предводительством воеводы Вельяминова. Войска ополченцев осадили монастырь, чтобы взять поляков измором; вокруг монастыря был выкопан широкий ров. Наконец в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин подвели под стену монастыря подкоп и взорвали ее при помощи бочки пороха. Оба героя при этом погибли, но монастырь был взят. Это сильно облегчило задачу костромского ополчения, которое теперь, не имея за спиной запершегося в монастыре врага, могло спокойно идти на помощь остальным войскам.










В Ипатьевском монастыре скрывался от поляков молодой князь Михаил Романов с матерью. До этого они жили в своей вотчине в селе Домнино, откуда им пришлось бежать после того, как в костромских лесах появился отряд поляков, намеревавшийся захватить Михаила Федоровича. Благодаря подвигу Ивана Сусанина поляки не дошли до Домнина, но стало ясно, что новоизбранному царю безопаснее находиться под защитой прочных монастырских стен. О подвиге крестьянина Михаил Романов узнал только спустя несколько лет после окончания войны, в 1619 году. Прах Ивана Сусанина по повелению царя был перенесен в Ипатьевский монастырь, а его потомки пожалованы землями. В середине XIX века в Костроме был поставлен памятник герою-крестьянину.










В те же годы территория монастыря расширяется, образуется «Новый город» − новая часть обители, прирезанная к старой с западной стороны. Работами руководил костромской мастер-каменщик из Богословской слободы Андрей Андреев сын Кузнец. Стены и башни монастыря были значительно укреплены, надстроены и больше приспособлены для обороны, нежели раньше. К счастью, проверить их боеспособность так и не пришлось. Зато остались массивные и красивые стены, истинное украшение которых − западная «Зеленая» въездная башня работы Андрея Кузнеца, получившая свое прозвание из-за зеленой поливной черепицы, которой покрыт ее шатер. Тогда же, в середине XVII века, перестраиваются и объединяются в единый комплекс разрозненные монастырские кельи и хозяйственные постройки, − все они образуют большое протяженное здание, Г-образное в плане.










Покровительство сначала Годуновых, а потом и правящей династии Романовых, позволило монастырю не только отстроиться в камне, но и собрать очень большую библиотеку, в том числе и древних рукописей. Именно здесь в начале XIX века был найден старейший список Ипатьевской летописи (название она и получила по месту обнаружения) − одного из важнейший документов русской истории.










В монастыре развивалось множество промыслов: иконопись, различные рукоделья. Сейчас многое из того, что производилось здесь, хранится в костромском музее.










В советское время монастырь был закрыт. Ему повезло − несмотря на то, что он был самым прочным образом связан с фамилией русских императоров, его несравняли с землей. Наоборот − здесь открыли большой Костромской историко-архитектурный музей-заповедник (конечно, не связанный с царской семьей). На территории Нового города разместили большой музей деревянного зодчества, который со временем расширился за пределы стен. Со времени передачи монастыря РПЦ музей деревянного зодчества окончательно вынесен с территории обители. Здания монастыря были отреставрированы, части из них возвращен первоначальный вид, они были освобождены от позднейших напластований.










Сейчас монастырь снова действующий, но музейная часть в нем сохранилась, так что он может быть интересен не только верующим, но и людям, желающим познакомиться с историей Костромы и ее окрестностей.









текст взят тут: http://www.kostromaru.ru/Arhitect/ipatievsk.htm

кострома, башни, монастырь, романовы, стены, ипатьево

Previous post Next post
Up