Монастыри в древности служили важными опорными пунктами и тоже обносились мощными крепостными стенами. Расположение монастырей на возвышенностях или у водных рубежей значительно увеличивало способность их к защите и позволяло населению успешно противостоять даже намного превосходящим силам противника.
Соловецкий монастырь не был исключением. Он с давних пор являлся неприступной крепостью, одной из самых могучих среди многих монастырей-крепостей, составлявших разветвленную цепь укреплений севера Древней Руси. Глядя на высокие прочные стены и кряжистые башни Соловецкого монастыря, можно только подивиться, насколько хорошо были учтены все особенности местности и природные условия при выборе площадки для постройки. В стратегическом отношении трудно придумать более удачное его расположение.
Монастырь стоит около бухты Благополучия - единственно пригодной бухты для подходов и стоянки кораблей. Находящийся на низком берегу, монастырь особенно нуждался в защитных водных рубежах и они у него были! Соловецкий монастырь расположен на узкой полоске земли, протянувшейся почти точно по меридиану с севера на юг, между бухтой Благополучия и большим искусственным Святым озером.
Монастырский двор, обнесенный крепостной стеной, представляет собой в плане вытянутый пятиугольник с почти параллельными длинными сторонами - настоящий древний бастион. С запада его омывает Белое море, обеспечивая естественную водную преграду. Идущая вдоль берега "приступная" стена, т. е. стена, подвергавшаяся опасности быть взятой приступом, всеми своими бойницами, за которыми стояли пищали и пушки, обращена к морю, обеспечивая защиту крепости и угрожая гибелью вражеским кораблям, пытающимся подойти к берегу.
Наблюдательные, дозорные посты располагались наверху высоких крепостных башен, позволяя внимательно просматривать огромное водное пространство и на всяком расстоянии обнаруживать корабли неприятеля. И в мирное время близость к морю была удобна - облегчалась доставка людей и подвоз необходимых товаров.
С востока к другой длинной стене крепости подступает Святое озеро, а с коротких сторон - с юга и севера монастырь защищали широкие и глубокие рвы, выложенные камнем и укрепленные с наружной стороны прочным частоколом из заостренных бревен. Рвы соединялись с системой озер и всегда до краев были наполнены водой. Вода окружала монастырь со всех четырех сторон, а постоянный приток свежей озерной воды обеспечивал длительную оборону.
[Приемы и особенности обороны крепостей]С глубокой древности строители укреплений старались не только воспользоваться характером местности и особенно ее рельефом при расположении крепостей, но и сами крепости делать как можно более неприступными. Конечно, система крепостных укреплений зависела и от рода применяемого оружия, и от уровня строительной техники. Еще задолго до применения огнестрельного оружия придумано немало остроумных и действенных устройств и приемов для усиления оборонной мощи крепости.
Чтобы защищаться от штурма и прорыва неприятеля через въездные ворота, строители крепостей сооружали за въездной аркой так называемые захабы - узкие длинные коридоры, иногда перекрываемые настилом. Чаще всего одной из стен захаба являлась крепостная стена, а другая строилась вдоль нее.
Во время осады ворвавшиеся в крепость вражеские воины оказывались в каменной ловушке. И горе прорвавшимся в захаб! Выбраться из этого страшного коридора смерти было невозможно, потому что во въездных воротах сверху с грохотом и скрежетом на головы нападающих падала тяжелая и прочная железная решетка - герса. Скользнув по пазам, вырубленным в кладке въездной арки, герса сокрушала и рассекала находившихся под ней воинов и наглухо запирала вход. В этот же момент захлопывались огромные, окованные железом ворота с другой стороны захаба. Люди оказывались в западне. Защитники крепости с обеих стен захаба расстреливали врагов в упор, обрушивали каменные глыбы на их головы, лили кипящую смолу и кипяток. Спасения не было!
Проникнуть в крепость было еще труднее, вход в нее делали с изломом, т. е. въездные ворота ставились не по направлению людского потока, а сбоку, перпендикулярно ему. Каждый входивший должен был повернуться на четверть оборота, прежде чем идти дальше, и это, естественно, создавало задержку, сутолоку и давку.
Позже у крепостных стен стали строить башни и в них устраивать въездные ворота. Но и в башнях проход делали с изломом, а иногда коленчатым и таким узким, чтобы через него могли проходить в ряд сразу не более 2-3 человек. В башнях также устанавливали тяжелые герсы, подъем которых производился с помощью воротов, установленных за пределами башни.
В XV-XVI веках холодное оружие стало постепенно вытесняться огнестрельным. С его появлением и крепости стали строить по-иному. Появилась возможность защищать все пространство возле крепостных стен боковым "косым" огнем из башен.
Для увеличения силы фланкирующего огня башни строили выдвинутыми далеко за наружную поверхность крепостной стены. Увеличилось число боевых уровней стен и башен. Появился уровень подошвенного боя - в стенах внизу появились амбразуры. Пушки и пищали устанавливали на уровне земли, в особых камерах - печурах, чтобы поражать противника, пробравшегося к стенам крепости.
В стенах, сложенных из кирпича, появился еще один боевой уровень - уровень среднего боя. Раньше бойницы укреплений были узкими с параллельными стенками. Теперь их стали растесывать и изнутри, и снаружи, для того чтобы можно было стрелять не только прямо, но и поворачивать орудие и вести прицельный огонь.
Отпала необходимость в захабах и проездных башнях Ворота делали прямо в стенах, которые теперь были хорошо защищены фланкирующим огнем башен. Уровень верхнего боя также усовершенствовали. Появились машикули - бойницы навесного боя, позволяющие обстреливать неприятеля, находящегося возле стены.
Появилась возможность увеличить число ворот, не ослабляя крепости, что было необходимо для осуществления внезапного вылаза на врага и навязывания рукопашного боя противнику, ослабленному длительным обстрелом.
Неприступность Соловецкого монастыря в те времена зависела в первую очередь от прочности и неразрушимости его крепостных стен. Уже с моря они приковывают к себе внимание высотой, тяжелыми, приземистыми коническими башнями и своеобразной окраской.
Когда-то стены были однообразного темно-серого цвета, как бы вторящего окраске лиловато-серых нависших облаков. Но теперь они покрыты лишайниками коричневого, серого, голубоватого, черного, золотистого, ярко-желтого и оранжевого цвета. Эти лишайники и особенно "стенная золотнянка" - так называется оранжевый лишайник придают стенам необыкновенную живописность. Между огромными глыбами, из которых сложена стена, проглядывают вкрапления красного кирпича, скрепленного белой известью. В швах стены проросла зеленая травка и укоренились полевые цветы: то там, то здесь можно увидеть пижму, ромашку, хрупкий колокольчик. В некоторых местах в крепостной стене укоренились даже маленькие березки.
В яркие солнечные дни, которые на Соловках не часто дарит скупая северная природа, крепостные стены Соловецкого монастыря сверкают веселыми праздничными красками, как какое-то фантастическое, гигантское панно. В пасмурную погоду или тихой, северной, белой ночью, когда погасает цвет, ничто уже не скрадывает суровую силу и неприступность крепостных стен и башен. Вот тогда только по-настоящему и ощущаешь невероятную, титаническую мощь стен, прорезанных узкими бойницами и молчаливую настороженность угрюмых, тяжелых и грозных башен с их высокими коническими шатрами. Тогда же ощущается и непроницаемость наглухо замкнутых низких железных, кованых ворот И кажется, что всегда стояли эти стены и башни и что без помощи рук человека сами собой они возникли вдруг здесь на Соловецком острове, на берегу студеного Белого моря, что они такая же часть удивительной северной природы, как и лежащие повсюду и находящиеся возле стены громадные гранитные серовато-белые валуны.
Эти камни - остатки наносов гигантского ледника, передвигавшегося в эпоху оледенения по острову с севера на юг Ледник определил рельеф Соловецких островов и оставил множество обкатанных и обтертых валунов, лежащих длинными грядами Вот эти то валуны без какой либо дальнейшей обработки и были использованы для постройки стены.
Стену начали возводить в 1582 году по приказу царя Федора Иоановича Строилась она на средства монастыря по "начертаниям" соловецкого монаха Трифона и под его при смотром Об этом в древней летописи скупо сказано "Все то огромное строение располагал и зодчим при оном был довольно искусный в военном деле Трифон.
О гениальном зодчем и строителе крепостных стен и башен Соловецкого монастыря никаких сведений до нас не дошло Известно только, что был он из крестьян что звали его Трифон Кологриев и что родом он был из поморского села Неноксы. Что это был за человек? Где и у кого учился? Где постиг тайны искусства фортификации и каменного дела - этого мы, должно быть, никогда не узнаем.
А все новшества фортификационного искусства и ведения боя были, несомненно, известны гениальному зодчему и строителю Соловецкой крепости Трифону и все они воплощены в стенах и башнях Соловецкой крепости, кроме, может быть, одного - в стенах не было хода и амбразур среднего боя. И не было их по очень простой причине - ведь крепостная стена сложена не из кирпича, а из огромных диких необработанных валунов. Сделать галерею среднего боя в такой стене было бы чрезвычайно трудно. Конечно можно было бы всю стену, а не только ее верхнюю часть сложить из кирпича как, скажем, в Кирилло-Белозерском монастыре, тем более что на Соловецких островах имелся свой кирпичный завод.
Но Трифон, очевидно, рассудил, что богатырские стены и башни из огромных валунов будут более прочны и неприступны, чем кирпичные, да еще ослабленные галереей и бойницами среднего боя. Он решил, что крепость самим своим грозным видом будет отпугивать неприятеля. Дальнейшая история полностью подтвердила предположения зодчего.
Грандиозное строительство продолжалось около четырнадцати лет, что нужно считать небольшим периодом времени для постройки такого сооружения. Длина стен равна 509 саженям, что составляет 1084 м. Стены находятся на фундаменте, сложенном также из валунов и имеющем глубину около 2, 5 м. Внизу стен уложены самые тяжелые камни. Говорят, что в стенах есть каменные глыбы весом в 700 пудов, т. е. около 11 т. Камни в стене хотя и не обработаны, но подобраны и подогнаны с необыкновенной тщательностью и искусством.
И только верх стен и башен, бойницы, проемы ворот и "печур" выложены из кирпича местного производства. Кирпич облегчал создание проемов, бойниц и амбразур правильной, регулярной формы.
Рассматривая стены, невольно поражаешься тщательности подгонки камней и высокому совершенству кладки. Удивляет и естественность соединения таких разнородных и различных по размеру каменных глыб, кирпича, мелких камней и извести. Все это производит впечатление монолитности. Даже на закруглениях башен, ворот и стен ни один камень не нарушает плавности стены, даже на углах не видно следов обтески. При постройке стен особенно трудно было подобрать, подтащить и взгромоздить валуны, перекрывающие проемы ворот. Самый длинный валун, перекрывающий наиболее широкие во всей крепостной стене Святые ворота, имеет длину более 5 м.
Высота стен нигде не меньше 8 м, а местами доходит даже и до 11. Толщина стен у уровня земли в среднем равна 6 м и с высотой постепенно уменьшается, доходя примерно до 3, 5-4 м. Стены сложена так, что их внутренние поверхности почти вертикальны, а наружные слегка наклонены внутрь, что характерно для всех древних сооружений Соловецкого монастыря. Стены начали возводить, вероятно, со стороны моря, откуда больше всего можно было ожидать нападения врагов. И действительно, с западной стороны стена гораздо толще, чем со всех других сторон. В этой части толщина стены доходит до 9 м.
Верхняя кирпичная часть стен прорезана узкими бойницами. Сверху, с внутренней стороны стен, на всем ее протяжении сделана галерея верхнего боя. Ширина ее около 4 м. Галерея открыта со стороны монастырского двора. Пол ее настлан толстым тесом, а верх покрыт тесовой двухскатной кровлей, опирающейся с одной стороны на стену, а с другой -на кирпичные столбики.
По галерее верхнего боя защитники крепости могли быстро перебегать и подтаскивать боеприпасы, затинные пищали и пушки к тому месту, где разгорался самый ожесточенный бой. Туда же сбегались и стрелки с мушкетами и ружьями. Толстая стена прекрасно защищала их от вражеского огня.
Кроме уровня верхнего боя в стенах Соловецкой крепости имелся и нижний ярус - уровень подошвенного боя для Обстрела врага во время штурма. В стенах, внизу сделаны бойницы, а позади их, со стороны монастырского двора, устроены "печуры" - камеры со сводчатыми потолками, выложенными кирпичом. В них устанавливались пищали и пушки. Размеры "печур" большие для удобства наводки и стрельбы.
Скоро оказалось, что в подошвенном бое нет надобности - никто не рисковал штурмовать неприступные стены. Сейчас бойницы подошвенного боя заложены камнем, да так искусно, что их в стене и не отыскать, но печуры прекрасно Видны с монастырского двора. Часть бойниц в стенах и башнях тоже замурована кирпичом и камнем. Бойниц в крепости всегда было больше, чем пищалей и пушек, и в случае необходимости даже тяжелые затинные пищали перетаскивали по галереям к нужному месту.
Все галереи соединялись с башнями, По ним можно было обойти вокруг всего монастыря. С монастырского двора на галерею вели деревянные лестницы и взвозы. Через низкие двери башен защитники крепости проходили внутрь башен, поднимались на любой боевой ярус. Из каждой башни имелся переход на галереи стен.