Каргашино. Усадьба и конезавод барона В.Ф. Фон Дер Лауница

Feb 10, 2014 03:32


Не доезжая километров восемнадцати до районного центра Сасово, через который проходит старая Московско-Казанская дорога («казанка»), справа от Большого Рязанского кольца и в пяти километрах от него раскинулся крупный совхоз Каргашинский. Название он получил от села, а территорию и монументальные постройки - от усадьбы барона фон дер Лауница, который имел здесь крупный конный завод.

История конного завода в Каргашино - подлинная трагедия. Трагична судьба имения, трагична судьба его владельца - уникальный архитектурный комплекс лежит в руинах, сам барон Владимир Федорович Фон Дер Лауниц был застрелен революционным террористом, члены его семьи истреблены красными, а могила боевого офицера и государственного деятеля осквернена комиссарами после его смерти.




Владимир Федорович родился 23 августа 1855 года в селе Каргашино Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанщины) в семье генерал-лейтенанта русской армии, героя многих кампаний, предки которого происходили из прибалтийских дворян и были известны в России еще в XV веке. Отец Владимира Федор Федорович служил в одном полку с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, а впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за одного из представителей этого знаменитого рода.





История каргашинской усадьбы, к сожалению, не очень ясна. Нет ни фамилии архитектора, ни точных дат начала и окончания строительства. Известно лишь, что застройка велась в несколько приемов на протяжении чуть ли не всего XIX века. Возможно, поэтому весь комплекс представляет как бы сумму ансамблей. Жилой дом, конный двор - все это ансамбли в ансамбле. Предположительно, строительство велось во второй половине XIX века, хотя и не исключено, что начало было положено еще в первой половине. Как бы то ни было, совершенно точно можно сказать, что архитектор (или архитекторы) вдохновлялись лучшими образцами «русской готики. Многочисленные белокаменные детали создавали торжественный настрой, а тянущиеся вверх шпили и башенки придавали постройке легкий и воздушный вид. Художественный стиль, в котором решена усадьба, несколько напыщенный, но, возможно, именно это придает ей такое изящество.







Поражает сам размах усадьбы, возникшей в довольно-таки глухом углу, на стыке Рязанской и Тамбовской губерний. К усадьбе ведет от села длинная аллея, от которой под прямым углом вправо отходит дорога прямо к постройкам. Направо от дороги - жилые корпуса, за ними большой пруд, сады, парк. Налево - конный двор. Остальные хозяйственные постройки разбросаны сравнительно далеко друг от друга. Большое количество деревьев придает всему комплексу очень живописный характер.





Первое впечатление от построек такое, что это рядовые кирпичные сооружения провинциально-вокзального типа, однообразие одноэтажных корпусов которых прерывается там и сям башнеобразными объемами. Но вокзальная архитектура XIX века обычно стандартно безлика. Каргашинский же комплекс - несомненно, незаурядное произведение, навеянное, конечно, баженовскими образцами. Главный корпус конного двора представляет протяженную композицию из трех башенных объемов, соединенных одноэтажными перевязями. Мощный центральный объем - двухъярусный и увенчан восьмериком, несущим фигурный купол с изящным шпилем. Большим окнам второго яруса и их наличникам придана килевидная форма, которая повторена в верхних частях боковых башен и в примыкающей к главной части одноэтажной постройке. Все остальные проемы, их обрамления, а также многочисленные ложные наличники, кокошники, сандрики, вымперги варьируют готические стрельчатые формы, выложенные в белокаменной технике, что на кирпичном фоне создает богатую живописную игру. Поля разнофигурных фронтонов тоже декорированы геометрическими и растительными выкладками, иногда довольно затейливыми, а на пилястрах угловых башен мы видим ромбы, пересеченные пучками копий, - своеобразную эмблему аристократизма. Завершающие постройку зубцы и фиалы - это не просто детали, но маленькие произведения искусства.







Ансамбль псевдоготических развалин отдаленно напоминает Царицыно. Но Царицыно - строже и гармоничнее, Каргашино же было более помпезно и обильно украшено (зубчики, башенки, наличники, кокошники и т.п.). Несмотря на некоторую вычурность, каргашинский комплекс выглядит величественно и производит впечатление постройки незаурядного мастера. Усадебный ансамбль такого размаха и выразительности требует изучения и хотя бы сохранения.







Когда-то центральная двухярусная часть здания была увенчана восьмериком с фигурным куполом и изящным шпилем. Наличники окон второго этажа имеют килевидную форму, которая повторяется в верхних частях боковых башен. В остальной отделке тоже используются готические стрельчатые формы. Интересно, что противоположный фасад центральной части конного двора не двух, а трехэтажный. Если приглядеться, видно, что утраченная ныне белокаменная отделка окон была идентичной отделке ложных окон главного фасада.





За годы советской власти этот архитектурный комплекс был почти разрушен. Полностью не сохранилось ни одного здания. Нет ни малейших известий о том, что когда-либо, пусть в отдаленном будущем, будет начато восстановление усадьбы, или она хотя бы будет признана памятником архитектуры. Даже на фотографиях, сделанных за последние несколько лет, видно, как разрушаются строения. Видимо, еще лет через 10-15 от конного завода Владимира Федоровича не останется совсем ничего. Бароном фон дер Лауницем был построен настоящий замок для лошадей, теперь же это скорее похоже на средневековые развалины.





Карина КАЧЕГАНОВА "Замок для лошадей"

усадьба, каргашино

Previous post Next post
Up