Жемчужина Натальевки - Спасо-Преображенский храм, построенный в 1911 -1913 гг. также по проекту академика Алексея Щусева. Расположенная в самом центре парка, эта маленькая церквушка задумывалась Харитоненко как «семейное» место для молитвы и уединения. В ней же меценат собирался устроить музей икон XII-XVIII вв. и старинной церковной утвари. Эта уникальная коллекция была предметом гордости Павла Харитоненко. Ее он представлял, например, в 1900 г. в Париже на Всемирной выставке, где у него был отдельный павильон. Позже, в 1911-1912 гг., в дни празднования 300-летия Дома Романовых, эти иконы демонстрировались на выставке в Москве, а сейчас их можно увидеть в Третьяковской галерее.
Храм спроектирован в стиле псковско-новгородского православного зодчества XIII-XIV вв.: приземистый, с нарочито большим, непропорциональным сооружению куполом-луковкой, с резными окошками и примкнувшей с южной стороны звонницей.
Для оформления церкви-музея были приглашены лучшие мастера. Облицованные светло-желтым известняком стены украшают резной орнамент и розетки-медальоны с изображениями святых, покровителей рода Харитоненко - это работа известнейшего в то время скульптор Александра Матвеева. Еще один шедевр - двухметровый барельеф «Распятие» у южной стены храма - выполнен рукой скульптора Сергея Коненкова.
Исследователи предполагают, что автором эскиза мозаичного панно над входом был Николай Рерих. При Харитоненко Натальевка была любимым местом отдыха художников, музыкантов, актеров, писателей. По приглашению сахарозаводчика здесь бывали, например, Петров-Водкин и Шаляпин. Чехов, подолгу гостивший в Сумском имении Харитоненко, очевидно, тоже приезжал в Натальевку. На лето в усадьбу съезжались студенты Московской консерватории - талантливые украинцы, которым сахарозаводчик оплачивал обучение.
Со смертью Павла Ивановича в 1914 г. усадьба опустела, а сразу после революции его вдова и трое детей навсегда покинули Россию. При новой власти Натальевка стала Владимировкой. В 1946 г. на территории бывшего имения был открыт туберкулезный санаторий, который находится здесь и сегодня.
Уникальную Спасскую церковь долгое время после революции использовали то как склад, то как бильярдную. Ее точную копию эмигранты построили во Франции. Натальевскую же церковь реставрировали в конце 1990-х, а с недавних пор в ней возобновились богослужения. Здешний парк числится в государственном реестре памятников садово-паркового искусства, а церковь и сохранившиеся постройки признаны памятниками архитектуры. Впрочем, на их содержание за все годы независимости практически не выделялось денег, и в том, что они до сих пор сохранились, скорее, заслуга их создателей.
Текст:
http://www.placename.ru/page-id-562.html