Донской монастырь в Москве был основан в конце 16 века, приблизительно в период 1591-1593 годы в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал царь Федор Иоаннович.
Донской монастырь был построен на том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими полками. Посреди стана была установлена походная церковь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его воинов перед Куликовской битвой, и затем, каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться этой иконе о помощи.
В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ей в походную церковь. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его решения. Жестокий бой продолжался около суток, когда внезапно татарские воины в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.
Сама икона была написана Феофаном Греком в 1392 году. До революции 1917 году икона хранилась в кремлевском Благовещенском соборе (в Донском монастыре находилась копия, которую написал в 1668 году Симон Ушаков), а позже была перенесена в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас.
Первый собор в Донском монастыре был построен в одно время с основанием обители. Возможно, что этот собор строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. В период Смуты Донской монастырь захватили и разграбили поляки. А возобновилась обитель уже во время правления Романовых, тогда и начали приходить сюда на богомолье цари. Спустя почти сто лет, в 1684 году в северной части монастырской территории построили новый, больший по размеру храм, и теперь их называли Старым и Новым Донскими соборами. В это же время (с 1686 г. по 1711 г.) построили монастырские стены с башнями, которые походили на стены Новодевичьего монастыря. Ограда возводилась на средства из царской казны, а также на пожертвования вдовы и сына думного дьяка Якова Кириллова Аверкий Кириллов был владельцем известных во всей Москве палат на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Во время стрелецкого бунта он встал на сторону Нарышкиных и оказался в числе лиц, которые мешали Милославским. Кириллов был убит в 1682 году, а его наследники в дальнейшем оказали значительную материальную помощь Донскому монастырю.
В 1771 году во время московского чумного бунта в Донском монастыре убили архиепископа Амвросия, который убрал с Варваровских ворот чудотворную икону. К этой иконе всегда прикладывались больные, чтобы обрести выздоровление, и здоровые, чтобы уберечься от болезней. Народ усмотрел в действии архиепископа злой умысел и жестоко убил священника. После того, как бунт был подавлен, виновные в смерти архиепископа Амвросия по приказу императрицы Екатерины II были повешены на Красной площади.
К концу 18 века Донской монастырь становится одним из самых уважаемых в Москве. В 1834 году здесь появилось духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. Дети из духовных семей обучались бесплатно, а остальным обучение обходилось 95 рублей в год. В монастыре также была своя квасоварня и свои конюшни. В 1812 году Донской монастырь был в очередной раз разорен - теперь армией Наполеона.
Особо следует рассказать о некрополе Донского монастыря, которое называли Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы. На погосте Донского монастыря похоронены философ П.Я. Чаадаев, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, а также историк В.О. Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, известный архитектор О. Бове. Здесь похоронена и Дарья Салтыкова, вошедшая в историю как Салтычиха - садистка, жестоко издевавшаяся над своими крестьянами, а также многие другие. Среди дрених надгробий выделяется одно современное - на монастырском кладбище похоронен А.И. Солженцын. В сочинении История, Карамзина, некрополь Донского монастыря упоминается в качестве главного кладбища для состоятельного купечества и высшего дворянства.
Донской монастырь в Москве еще известен тем, что здесь служил, а затем провел часть своего заключения святой патриарх Тихон, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти находился патриарх в Донском монастыре, а умирая в больнице на Остоженке в апреле 1925 года, сказал слова, ставшие пророческими: "Ночь будет темная, долгая... долгая...". Похоронили патриарха Тихона в Донском монастыре, на похороны пришли те, кто не побоялся впасть в немилость к власти. Спустя некоторое время прах патриарха был перезахронен на Немецкое (Введенское) кладбище, но уже в 40-х годах вернули в собор, после чего, след захоронения был на некоторое время утрачен.
Начиная с 1934 года на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР. Сюда привозили фрагменты разрушаемых памятников старины, чтобы хоть что-то от них сохранить для истории. Сюда привезли горельефы храма Христа Спасителя (сейчас они располааются в нишах монастырских стен на внутренней территории), наличники Сухаревской башни, а также церкви Успения Богоматери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был музей скульптуры. В 1936 году в Донской монастырь привезли и Триумфальные ворота, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году ворота восстановили на Кутузовском проспекте.
Все это время Малый Донской собор оставался действующим. Вплоть до 60-х годов он был открыт каждый день, а затем храм чуть было не закрыли. Усилиями митрополита Пимена, возглавлявшего в то время церкви в СССР, его не закрыли, а объединили монастырский собор с церковью Ризположения на Донской. С тех пор собор стал работать лишь по православным праздникам, а чудесный хор, слава о котором шла по всей Москве, перестал существовать.
В 1927 году на территории Донского монастыря начал работать первый в Москве крематорий под который переоборудовали церковь преп. Серафима Саровского. Известно также, что в Большом Даниловском соборе отец Николай Голубцов тайно окрестил дочь Сталина Светлану именем Фотина (Светлана по-гречески). Чтобы не подвергать монастырь опасности, записи в метрике о крещении не сделали.
В ноябре 1982 года глава СССР, генеральный секретарь политбюро СССР Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, и размещении в нем резиденции Патриарха. Но это случилось буквально за несколько дней до смерти Л.И. Брежнева, поэтому последующие события привели к тому, что официальной резиденцией Патриарха Московского стал Данилов монастырь, где резиденция располагается до сих пор.
В начале 90-х годов Донской монастырь был передан православной церкви, а в ноябре этого же года неизвестные злоумышленники подожгли Малый собор. В ходе раскопок, которые велись во время ремонтных работ, было обнаружено утраченное захоронения патриарха Тихона. Патриарх был причислен к лику святых, а его мощи покоятся в раке в Большом соборе Донского монастыря.
Сегодня при входе в Донской монастырь посетителей встречает танк Дмитрий Донской, БТР и пушка. Казалось бы, что делает эта техника в монастыре? Ответ кроется в следующем: во время Великой Отечественной войны 1941 года на средства служителей Даниловского монастыря и верующих была создана танковая колонна, состоявшая из 40 боевых единиц. На броне было написано имя Дмитрия Донского. Машины, которые сумели уцелеть в боях, после войны находились в различных музеях. А в 2003 году были переданы в Донской монастырь.
В наши дни Донской монастырь снова почитаем и известен. Если говорить о нем с точки зрения туриста - это один из самых красивых и интересныъ монастырей Москвы. Монастырское подорье почти не затронуло время - здесь очень зелено и уютно. За высокими стенами почти не слышно шума города, можно неспешно прогуляться между древних замшелых надгробий, просто спокойно поразмышлять о чем-нибудь, почитать книгу, посмотреть на горельефы храма Христа Сапистеля. Горельефы установлены чуть выше уровня земли, что дает возможност оценить масштаб скульптурных композиций.
Оригинал текста:
www.moscow.org/moscow_encyclopedia/33_donskoy_monastery.htm This entry was originally posted at
http://dimon-porter.dreamwidth.org/44815.html. Please comment there using OpenID.