Рельеф местности и стратегически удобное месторасположения, определил Окопы как место строительства крепости. С севера поселения - глубокий извилистый каньон реки Збруч, с юга - каньон Днестра. Справа были видны стены и минареты Хотинской крепости, слева - крепость в Жванце. Через Жванец лежала дорога из Бесарабии в Каменец-Подольский. Таким образом, с башен Окоп хорошо просматривались две крепости, две переправы через Днестр, и старый шлях на Бесарабию по которому и осуществлялись регулярные турецкие поставки. На перешейке (или как тогда говорили «каменной шее») в 1692г. Станислав Яблуновский - комендант Окоп на личные средства, всего за пять недель возводит крепость. Крепость получила название «Окопы Горы Святой Троицы. Блокада Каменца». Польские отряды круглосуточно следили за доставкам грузов в Каменец, нападали на обозы, поэтому турки были вынуждены искать более долгие и дорогие пути поставок. После 1699г., когда Каменец оставили войска Османской империи, крепость не утратила свое оборонное значение, потому как за Днестром оставались территории подконтрольные Турции.
Но уже в 1711г., когда турецкая и шведская армии под руководством Карла XII угрожали напасть на Польшу со стороны Волощины (современной Молдовы) Окопы стали в срочном порядке укреплять и готовить к обороне. Гарнизон был увеличен до полутора тысяч человек, арсенал состоял из 4 мортир, 39 пушек разного калибра, 80 центнеров пороха, 32 центнера пуль для мушкетов, 4500 ядер для пушек. На территории укрепленной крепости работала кузница, токарный цех и столярная мастерская. Гарнизон размещался в шести казармах.
В 1769г. в Окопах закрепились конфедераты. На помощь королю пришли русские войска, которые штурмом взяли крепость, в результате чего она сильно пострадала. В 1772г. Окопы становяться таможенным въездом на территорию Австро-Венгрии.
Укрепления крепости состояли из двух линий валов бастионной системы с каменными воротами в них и стен, тянущихся вдоль обеих сторон перешейка по кромке обрывистого спуска к реке. Валы с воротами защищали крепость с востока и запада. До нашего времени сохранилось двое ворот: западные - Львовские и восточные - Каменецкие и небольшая часть стены дозорной башни на отвесной скале над Збручем. Ворота построены из песчаника и известняка, прямоугольные, двухъярусные. Первый ярус - сквозной арочный проезд, второй состоял из нескольких помещений, приспособленных для обороны. Перекрытия не сохранились, бойницы квадратные.
фотография
vgvg1vgvg1 Каменецкие ворота реставрированы в 1905г., польским обществом реставраторов, о чем свидетельствует мраморная доска с надписью на фасаде. К сожалению, не сохранились валы, которые были снесены русскими властями в 1915г. с целью строительства железной дороги, но началась Первая Мировая война, и проект остался только проектом.
atlasmap.ru/index.php/excursion/47370 This entry was originally posted at
http://dimon-porter.dreamwidth.org/39056.html. Please comment there using OpenID.