Ängsö. Engsö Slott (Энгсё. Замок Энгсё) (SK)

Aug 07, 2017 17:40

На берегу озера Меларен, в 25 км к востоку от Вестероса, находится замок Энгсё. На фоне других шведских замков Энгсё кажется очень невзрачным кубическим четырёхэтажным зданием. Никаких мощных башен, никаких изящных шпилей, ни роскошных входных лестниц, ни призамкового дворика - ничего, что бы могло напомнить о сказочном замке. Несколько аляповато вписанный в пустынную местность куб, Энгсё всё же кое-чем выделяется: своей пестротой, простотой и недостроенностью, как это кажется на первый взгляд. И привидениями...



Огромный парк, раскинувшийся перед венчающим его замком, привлекает к себе внимание за несколько километров до него. Внутри же поражает внушительная коллекция портретов, среди которых можно отыскать короля-вояку Карла ХII и графа Густава Моритца Армфельта.




Первые уnоминдния об Энгсё относятся к 1185 г., но упоминания эти в основном лишь мимолётны и незначительны: король Кнут Эрикссон пишет в 1185 г. о том, что он жалует территорию Энгсё братьям Юлитскою монастыря (Julita) и что до этого земля принадлежала ею отцу, Эрику святому. om юлитcкux братьев Энгсё nерешёл монашкам Рисебергскою монастыря (Riseberga), которые вскоре передали владение рыцарю Грегеру, будущему Сnарре. Род Сnарре будет владеть замком вплоть до 1710 г., и самые первые значительные изменения как во внешнем, так и во внутреннем убранстве замка будут произведены именно при Сnарре, в 1630-х г. Но при Сnарре случится и первый период упадка Энгсё.




Как выглядели первоначальные строения, никто не знает, но в 1480-х гг. Бенгт Фадерссон Спарре возвёл здесь укреплённое каменное здание, части которого входят в современную постройку. Оно было оккупировано шведскими войсками во время освободительного движения Густава Васы, и после победы последнего над Кристианом II (1481-1559) Энгсё делился, по большому счёту, между тремя родами: Троме, Пассе и Спарре. Однако сегодня, принимая во внимание общую временную протяжённость владения замком, принято говорить О двух эпохах Энгсё: периоде Спарре и периоде Пипер - именно эти две династии внесли наибольший вклад в развитие замка.




С незапамятных времён до 1691 г. владельчы Энгсё обладали собственным судом, называемым «судом шеи и рук», возможностью приговаривать к тюремному зaключению, обвинять и нaказывать своих подчинённых. Тaкое местное самоуправство существовало во многих шведских поместьях, но где и когда возникло это явление в Швеции, пока не установлено. Известно лишь, что подобная юрисдикция родом из Средневековья, из тех времён, когда королевская власть была довольна слаба. В Швечии это право было распространено не так сильно, как в соседней Дании, и шведский монарх всегда оставался высшей судебной инстанцией - хотя были и исключения.




«Суд шеи и рук» Энгсё охватывал значительно большую территорию, нежели собственно замок. На заседаниях присутствовал чтец законов и 12 крестьян-бондов, чьё решение подчинялось желаниям владельца замка, выступавшего в роли судьи. В Энгсё не принималось во внимание даже мнение епископства или его величества, что, естественно, было изменено, как только «суд шеи и рук» прекратил своё существование.




Как странно это ни покажется, но хозяин Энгсё принимал решения о помиловании или казни человека вплоть до 31 ноября 1691 г.! Карл ХI находил данные привилегии недопустимыми, «абсолютно не согласующимися с общепринятыми законами, действующими во всей стране», а потому приказал провести расследование и выяснить, почему хозяин Энгсё наделялся такими исключительными полномочиями. Выводы комиссии оказались малоприятными для владельчев замка: подобное самоуправство не имеет под собой никакой правовой основы, а появилось оно здесь лишь благодаря благосклонности монархов.




В 1710 г. замок Энгсё купила Кристина Тёрнфлюхт - жена Карла Пипера, в тот момент находившегося в плену у Петра I в России. Кристина, правда, не прожила и дня в новом имении, но всё же спустя 20 лет сделала его родовым наследственным имуществом. Уже её сын, Карл Фредрик Пипер (1785-1859 гг.), провёл здесь обширную реставрацию и придал замку тот вид, что он имеет сегодня. Новый этаж, два садовых флигеля и новое двухэтажное жилое помещение - всё это появилось благодаря Карлу Фредрику. Он организовал таюке и большую библиотеку, основная доля книг в которой была посвящена истории.




Счастливая и беззаботная жизнь в замке кончилась в 1756 г., когда зять Карла Фредрика Эрик Браге был обезглавлен. Карл Фредрик был настолько возмущён, что в тот же год отказался от всех своих должностей и переехал в Крагехольм, где вместе с матерью провёл остаток жизни.




Энгсё оставался пустым, пока в него не переехал младший сын Карла Фредрика с женой Эвой Софией фон Ферзен, следуя завещанию своей бабушки, пожелавшей превратить замок в родовое гнездо.




Как и при Спарре, Энгсё недолго простоял красивым и обновлённым: в кончце XVII в. София фон Ферзен-Пипер наложила контрибуцию на эти земли, чтобы выплатить свои игорные долги, и в то же самое время род Пиперов потерял интерес к этому имению.




В самом начале XIX в. Энгсё снова находился в плачевном состоянии, и местные жители стали называть его руинами, однако постепенно замок всё же привели в порядок и даже какое-то время проживали в нём. Замок по прежнему принадлежит Пиперам, но в 1959 г. семья переехала в построенный поблизости каменный флигель, а шестью годами позже Энгсё был объявлен архитектурным памятником. Сейчас здесь расположился музей, в котором среди экспонатов нашли место и несколько привидений.




Ещё в Энгсё есть два предмета, вызывающие интерес всех, кто верит в потусторонние силы - это золотая чепочка и заколдованный камень.




Вообще простой люд издревле связывал холодные и необитаемые замки с потусторонними силами, что вполне eестественноo, nоскольку жизнь дворян всегда оставалась загадкой, а в их обители нередко случались страшные убийства. Сама же знать начала населять свои имения разного рода призраками и духами с развитием романтизма и тесно связанного с ним мистицизма.




Рассказывают, что однажды последний владелеg замка из рода Спарре, Юхан Сигизмунд (1661-1731), никак не мог заснуть и бродил ПО пустому замку в поисках кого-нибудь, кто мог бы составить ему компанию в игре в кости. Не выдержав, он закричал: «Неужели здесь и правда нет никого, кто хотел бы сыграть со мной? Кто бы ты ни был, друг или враг, - да хоть сам дьявол - только приди!» Едва он успел произнести эти слова, как в дверях появилась фигура в чёрном. Без единого звука незнакомец сел за стол и достал кости.




Юхану Сигизмунду неизменно везло, но в мёртвой тишине, нарушаемой лишь ударом костей о стол, он не чувствовал радости. Haконец, незнакомец поднялся, бросил золотую цепочку на стол и произнёс: «Она твоя. Ты выиграл её. Но запомни: никто не должен носить эту цепочку, кроме хозяина замка Энгсё. Если же её вынесут отсюда, огонь поглотит эти стены».




С тех пор золотая цепочка так и хранится в замке. Каждый раз, когда она покидала Энгсё, в нём возникал пожар, причину которого не удавалось установить. Техника исполнения цепочки необычна, если не сказать уникальна, истинное чудо кузнецкого мастерства. На замочке выгравированы буквы ASVP, однако никто точно не знает, что они означают. Проводившиеся экспертизы не смогли также установить, где и когда она была сделана - её происхождение остаётся загадкой ...




Другой загадочный предмет - это колдовской камень, хранящийся в церкви Энгсё. Согласно преданию, он прежде лежал в подворье Рюссбу (что, к слову сказать, переводится как «Русское поселение»), жители которого постоянно страдали от всякого рода неприятностей. То на скотину нападал мор, то люди начинали беспричинно умирать, то был неурожай, в то время как окрестности буквально изобиловали зерном и овощами. Причину всех неурядиц видели в круглом сером камне, до которого долгое время никто не осмеливался дотронуться. Но вот как­то раз измождённые жители Рюссбу докатили камень до ближайшего залива, перевезли его подальше от берега и выбросили в воду.




Однако, как и следовало ожидать, на следующий день камень находился на своём прежнем месте. Единственным выходом для местного населения оставалось лишь отнести камень в церковь, где его колдовские способности будет подавлять «священная божья сила». Ао сих пор камень лежит там, где его оставили, но, по словам многих, он по прежнему наделён страшным даром: того, кто прикоснётся К нему или его передвинет, в скором времени встретят тяжёлая болезнь или насильственная смерть.




Антонова Ю.В. "Замки и крепости Швеции и Финляндии (Исторический путеводитель)" 2010 г.

Технический спонсор



швеция, замки

Previous post Next post
Up