Нефть между тем всепадает и падает. Потолкавшись на 60 долларах цена (здесь и далее - указаны цены марки Brent, а если речь идет особытиях до 1984 года - Arabian Light) пробила вниз и уверенно движется к 50. Большинство российских комментаторов привычно связывают это с «происками США» и «местью за Крым», однако я позволю себе в этом усомнится, и предложить читателю рассмотреть как минимум еще один аспект проблемы.
Сначала немного ключевых цифр.
По данным BP (Statistical review of world energy 2014 -
http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/energy-economics.html) 22,3% мировой нефтедобычи в 2013 году приходилось на «золотой миллиард»: США, Канаду, Мексиканский залив и страны ЕС: Норвегию, Великобританию, Данию, Италию. Для справки - Россия и Саудовская Аравия добывают примерно по 13% каждая, а страны входящие в ОПЕК - 42,2% от общего объема нефтедобычи. То есть основная конкуренция на нефтяном рынке - это не «Россия против Саудовской Аравии», и уж точно не «Россия против Запада», как это иногда пытаются представить увлекающиеся натуры.
Основные участники тут иные: ОПЕК и «золотой миллиард». Бывшие колонии (за исключением Ирана) и бывшие колонизаторы, которые в начале века начинали добывать нефть на Ближнем Востоке и в Северной Африке. И, кстати говоря, продолжили после обретения независимости - сегодня западные "мейджоры" (транснациональные нефтегазовые компании,в основном базирующиеся в Европе и США) широко представлены в странах Ближнего Востока, а уж о сервисных компаниях типа Trancocean или Schlumberger и говорить не приходится. То есть западные нефтяники никуда не уходили и тесно сотрудничают с арабскими партнерами, но это не отменяет перманентных конфликтов по поводу раздела нефтяных доходов, которые сотрясают мировой рынок нефти достаточно регулярно. Судите сами.
Краткая история нефтяных кризисов до 1986 года.
Эпизод первый: 1960 год - создание ОПЕК, которая образовалась в ответ на то, что «мейджоры» (тогда они назывались «Семь сестер») в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и ренту собственникам недр.
Эпизод второй: 1973 год - «нефтяной шок» или «нефтяное эмбарго», связанное с войной «Судного дня». Члены ОПЕК перестали поставлять нефть США и их союзникам в Западной Европе, поддержавшим в этой войне Израиль. В течение следующего года цена на нефть поднялась в 4 раза: с трёх до двенадцати долларов за баррель. (кстати говоря, аналогичное нефтяное эмбарго, которое ОПЕК пытался ввести в1967 году в связи с «шестидневной войной», провалилось). Первый нефтяной шок завершил острую фазу кризиса четвертой «кондратьевской» волны, после него мировая экономика на 7-8 лет оказалась в рецессии (у нас это называлось «застой», который по срокам был чуть более продолжительным, но тенденция в целом аналогична).
Эпизод третий:1979-1981 годы - на фоне исламской революции в Иране скоординированные действияОПЕК подняли цену на нефть еще выше - среднегодовые цены доходили до 35-36долларов США за баррель (в пересчете на нынешний доллар это составило бы порядка95-100 долларов). Это получило название - «второй нефтяной шок». По егорезультатам американские и европейские компании начали активно наращиватьсобственную добычу, в том числе - активизировалось освоение морского шельфа.
Эпизод четвертый:1986 год - первый «нефтяной анти-шок». За 5 лет активной добычи (постарались тут не только США и Европа, но и, например, Иран и Ирак, которые воевали друг с другом все 1980-е годы и финансировали войну за счет дополнительной добычи нефти в нарушение квот ОПЕК) сделали свое дело, и цены на нефть упали до 10 долларов за баррель. Это вызвало проблемы абсолютно во всех нефтедобывающих странах. Значительные потери понесли не только ОПЕК, но и нефтедобывающие страны Северной Европы. Нигерия, Мексика и Венесуэла оказались на грани банкротства, и даже Саудовская Аравия переживала трудные времена. Затронуло это и США -на нефтедобывающем юге (Хьюстон, Новый Орлеан) и крайнем севере (Аляска), началась локальная рецессия. Но сегодня все это плохо помнят, зато помнят …правильно, про СССР. Дескать именно это падение цен на нефть обрушило советскуюэкономику. В общем и целом это, конечно, глупость - советскую экономику обрушило совершенно другое. Кроме того, обрушение СССР по факту случилось аж через 5 лет, когда цены на нефть уже стали выправляться. Но данная политическая агитка активно используется и сегодня, поэтому я о ней и упоминаю.
Новые времена или «рыночный неадекват».
Первый «нефтяной анти-шок» положил конец картельному ценообразованию на нефтяном рынке, заменив его биржевыми торгами (это случилось даже раньше - в 1984 году), и безраздельному 10-летнему доминированию ОПЕК. Но изменения на поверку оказались гораздо глубже.
Во-первых,в середине 1980-х годов на рынок вышли новые потребители - Китай, Индия, страны АТР. Что привело к росту потребления нефти в период с 1986 по 2000 год на 25%, ас 2000 по 2013 - рост составил почти 19%. С учетом естественного истощения старых месторождений это потребовало срочного освоения большого объема новых запасов, мобилизации финансовых ресурсов и как следствие - создания разного рода СП и альянсов по разработке месторождений. Вчерашние конкуренты стали вынуждены договариваться и совместно реализовывать проекты. Возможно именно для снятия конфликта интересов из структуры нефтяных компаний были выведены сервисные добычные подразделения - к началу нынешнего века почти все «мейджоры» окончательно превратились из полноценных производственных компаний в гигантские «кошельки» - там остались в основном финансисты, юристы, кадры, безопасность, а из собственно нефтяников только геологи и минимальный необходимый набор ключевых инженеров. А большинство производственных подразделений - буровики, строительство скважин, производственный сервис (ремонт скважин, энергоснабжение, КРС, ПРС и прочее), логистика, утилизация отходов и т.д. торжественно выделили в отдельные сервисные компании, которые предлагают свои услуги на открытом рынке тому кто заплатит в «высокую нефтяную политику» как таковую не лезут. Аналогичные процессы шли и в российских компаниях, но завершились они примерно к 2010-2011 годам.
Во-вторых,как только нефтяной рынок стал биржевым, на него естественным образом пришли деривативы. И столь же естественным образом он перестал быть адекватным - спекуляции и истерики уводили цену от объективных равновесных значений очень далеко.
В-третьих,сами по себе игроки, если можно так выразиться, «перемешались». В 1960-1970-егоды все было четко: есть нефтедобывающие страны, есть потребители нефти, и у них прямо противоположные интересы. Но с ростом собственной добычи в США и Европе, атакже с явной тенденцией к вертикальной интеграции (если по простому - в идеале сбалансировать свои активы так, чтобы своя добываемая нефть шла на свои заводы, а потом нефтепродукты продавались через свою сбытовую сеть) ситуация коренным образом поменялась. Раньше для «мейджоров» почти неукоснительно работал принцип - чем ниже цена на нефть, тем лучше. Но, «вновь» обзаведясь собственной добычей в 1980-е годы, они на многие вещи взглянули иначе. Аналогично и традиционными нетто-экспортерами - они стали приобретать перерабатывающие мощности по всему миру (честно сказать, им подсовывали в основном лежалый второсортный «товар». За примерами далеко ходить не надо: «Роснефть»,«Лукойл» и PDVSA приобрели в 1990-2000-х годах в Европе перерабатывающие мощности, но эти покупки были не слишком успешными: либо завод совсем разваливается и требует реконструкции, либо его нечем загрузить из-за низкого спроса) и вследствие этого тоже несколько пересмотрели свое отношение к проблеме ценообразования. На первый план в складывающейся ситуации вышла стабильность - компаниям нужно было понимать как планировать свою деятельность и развиваться дальше. Но фокус в том, что как раз рыночный механизм ценообразования и доминирование в органах управления основных игроков нефтяного рынка кого угодно (финансистов, юристов, политиков, спецслужбистов и т.д.),только не специалистов-нефтяников как раз привел к обратному результату - бестолочи, временами переходящей в форменный хаос.
Примеров тому - масса, но я остановлюсь только на наиболее крупных и вопиющих. Нумерацию эпизодов продолжу.
Эпизод пятый:1998 год - «второй нефтяной антишок».
В конце октября 1997 года разразился Азиатский финансовый кризис, который выразился в обвале фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратил внимания на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьском саммите было решено увеличить производство (!). Как результат - в 1998 году рост предложения нефти на фонесокращения ее потребления в Азии привел к обвалу цен. К декабрю 1998 года цены опустились до $10 за баррель, а по российской нефти (марка URALS) они даже в моменте падали до 6 долларов. В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию. Дважды -в марте и июне 1998 года ОПЕК принимал решение о сокращении производства,однако низкая дисциплина внутри организации ни к каким конкретным действиям не приводила. Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить.
1998 год запомнился россиянам дефолтом по ГКО и 4-х кратным обесценением рубля. Власти были склонны сваливать это все на дешевую нефть, но вообще-то основная причина в другом - рухнула система государственных финансов, построенная по рекомендациям МВФ («пирамида Чубайса»). А низкая цена на нефть лишь ускорила ее обрушение. Как только правительство Примакова получило возможность самостоятельно думать головой и принимать рациональные решения, а не повторять как попугаи за «всеми признанными международными экспертами», все постепенно стало на свои места. Хотя нефть еще пару лет после дефолта была на не слишком комфортных уровнях. Но не о Чубайсе наш нынешний сказ. Более интересна позиция ОПЕК - фактически организация на пустом месте создала кризис. Я встречал много конспирологических публикаций, объясняющих все кознями международного капитала и мировым заговором. Но мне кажется, что тут работает более простое правило имени Наполеона Бонапарта: «Никогда не приписывай злонамеренности то, что вполне объясняется некомпетентностью». Неплохим подтверждением этому служит и следующий крупный эпизод - Вторая Иракская война
Эпизод шестой: 2003 год - Вторая Иракская война.
Эту войну любят называть «войной за нефть». Особенно те, кто не особо в курсе кактам все было в Ираке с нефтью при Саддаме Хуссейне для нефтяников, и как стало после его свержения. Я несколько лет назад взял на себя труд изучить этот вопрос. Вот материал от 2011 года (
http://slon.ru/world/mozhet_li_voyna_byt_uspeshnym_investproektom-567470.xhtml), где все подробно изложено, я же в целях экономии места приведу только основные выводы. В результате иракской компании:
· добывать нефть остались ровно те же самые компании (что англо-американские, что китайские, что наши) которые работали там при Саддаме. Просто они пять-шесть лет «передоговаривались» с новым правительством;
· после того, как они все же «пере договорились», прибыль с барреля и в абсолютном и в относительном выражении у них упала, хотя цены на нефть возросли в 2,5 раза. То есть с Саддамом дела было вести выгоднее;
· что до расходов США на войну, то реальная смета превысила плановую в три раза (!). А заставить заплатить союзников, как это было сделано после Первой Иракской войны у Вашингтона не получилось.
· таким образом, подлинными бенефициарами войны оказались местные бандформирования,которые спекулировали ворованной нефтью, американские генералы и подрядчики, наворовавшие на военных поставках и …пожалуй что все.
Вы спросите - а как же рост цен на нефть? Ведь все настоящие аналитики говорят,что это было основной задачей Джорджа Буша как ставленника мирового капитала.Вроде бы верно - начиная с 2003 года цены на нефть начали безудержный рост ивымахали перед кризисом 2008 года аж до 147 долларов за баррель. Но если мы вспомним, когда шла собственно активная война в Ираке, то увидим, что к 30 января 2005 года (проведению выборов, когда все уже перешло в режим гражданской войны и добычу восстановили до 90% от довоенного уровня) цена на нефть была в районе 43-44 доллара за баррель. Да она возросла с 25 долларов до начала войны, это около 76% за полтора года. Но потом за три следующих года она выросла более чем втрое! Так что война в Ираке - это только повод, а истинные причины были иные и уже озвучивались выше. Вопрос «и надо ли было громить Саддама?» приобретает в свете изложенного вполне риторический характер. Скорее всего мы здесь видим точно такую же ерунду как и в случае с решениями ОПЕК в 1998 году. Сделали не то что нужно, а то что привычно.
Третий «нефтяной анти-шок»: в ожидании неизбежной кульминации.
Перейдем к текущему моменту. Итак, в ходе кризиса 2008 года цены на нефть сходили вниз со 147 на 40долларов, но затем достаточно быстро и аккуратно были загнаны близко к уровню в100 долларов за баррель и находились там (или чуть выше) едва ли не до началанынешнего падения весной 2014 года. Что характерно, как только у спекулянтов появлялось желание сходить ниже 90 долларов всегда как-то «очень своевременно»что-то случалось на Ближнем Востоке - если нигде не было никакой подходящей войны или «арабской весны», то «заходили с козырей» в виде Ирана, который обменивался угрозами с США и Израилем и цена на нефть на этих новостях быстренько загонялась обратно на уровень в 100 долларов или даже выше (немного подробнее про это смотрите тут -
http://echo.msk.ru/blog/adamidov/912182-echo/ ).
То есть процесс былвполне управляемым и основных игроков все устраивало - цена в 100 долларов быланесколько выше «условно справедливой» цены в 80-85 долларов которую бы хотели видеть на Западе, но поскольку арабские страны (и прежде всего Саудовская Аравия) тратили эту премию на перевооружение собственной армии, закупая оружие у тех же США и ЕС всех все устраивало - деньги «из семьи» не уходили. Крометого, высокие цены стимулировали разработку проблемных запасов в США и Канаде атакже пресловутую «сланцевую революцию». Кроме того, при таких ценах был вполне рентабелен шельф: международное энергетическое агентство в 2009 году оценивало минимальную приемлемую цену для разработки новых морских месторождений 70долларов за баррель, а по сухопутным - примерно 40. А в период 2009-2013 года именно «мейджоры» активно осуществляли реализацию совместных проектов на шельфе в том числе - на российском арктическом. Вложили миллиарды долларов.
Инымисловами, у нефтяных компаний США и Европы не было ни одной рациональной причиныжелать нынешнего обрушения мировых цен. Равно как и у акционеров Trancocean, Schlumbergerили других нефтесервисных компаний, которые получают свои деньги не только снефти добываемой в США, но и с российской, нигерийской и той же арабской нефти.Для них даже полугодовое «турне» на 50-60 долларов за баррель чревато убыткамипо всей технологической цепочке, которые они потом будут покрывать нескольколет. Совершенно лишнее это и для ключевых кредиторов американской нефтянки -банков с Уолл-стрит. Ну загоним нефть на 50, компании по всему миру сократятмероприятия по увеличению нефтеотдачи (перестанут «насиловать пласт») - это спадкапитальных вложений, через 3-6 месяцев последует падение добычи нефти иоборотов, ухудшится качество кредитных портфелей. Полезут проблемы и усмежников: металлургов, судостроителей, логистических компаний и т.д. и т.п.Собственно по сланцевым проектам это уже произошло (
http://expert.ru/expert/2015/01/moment-istinyi-dlya-slantsevoj-revolyutsii/). А поверить в то, что кто-то в США одновременно наплевал наинтересы нефтяников и финансистов я не в состоянии. Если только … если толькоэто не связано с решением долговой проблемы и перезапуском «долларовой пирамиды».
Здесь мы плавно переходим в область политики и конспирологии, в чем я, честно сказать, не силен. Но возможных объяснения просматривается всего два.
Первое - «это все придумал Черчилль в 18 году». Понижение нефтяных цен инспирировано США для создания максимальной нервозностина рынках и дополнительного стимулирования притока капиталов в доллар.Аналогичное укрепление доллара мы наблюдали в 2014 году по отношению ко всемосновным мировым валютам и золоту. В этом случае ОПЕК и Саудовская Аравия делаягромкие заявления о том, что хочет расчистить нефтяной рынок от конкурентов просто выполняют заказ старшего партнера. В пользу этого варианта косвенно говорит тот факт, что страны ОПЕК до сих пор выступают единым фронтом, тогда как в прежние годы не согласованность их действий стала притчей во языцех.
Второе - «хвост вертит собакой». Нынешняя игра на понижение нефтяных цен (во всяком случае, с уровня ниже 65 долларов) идет вовсе не по инициативе США. Хотя онимаксимально пытаются настричь с этого политические дивиденды и в Европе, и в России,и в Венесуэле, но, по большому счету, именно нефтяной сектор США является одним из основных объектов атаки. Вернее контратаки. Со стороны Саудовской Аравии, которую до некоторой степени поддерживают и другие страны ОПЕК. Предпосылок для такого шага существует довольно много - и сложные отношения (
http://voprosik.net/pochemu-possorilis-saudovskaya-araviya-i-ssha/) между союзниками, из-за недавнего разворота США в сторону Ирана,и внутренние проблемы в королевстве, связанные с передачей власти от очень старого монарха более молодому поколению, и понимание того факта, что королевство по большому счету «стоит в очереди» на «арабскую весну» и у США если что не дрогнет рука отправить на заклание своего очередного сателлита. Ещев 2010 году я наткнулся на вот этот материал (
http://slon.ru/world/samoubiystvennaya_sdelka_veka-464042.xhtml), в котором предрекалось, что Саудовская Аравия повторит путь Ирана 1970-х годов, который до исламской революции был лучший друг Соединённых Штатов, а после - стал врагом номер один. И возможно такой момент уже наступил.
Наверное, через много лет, когда станут известны закулисные подробности нынешних событий,на эту тему получится увлекательный шпионский роман или даже телесериал. Сейчас я не рискну предположить, насколько сложные политические комбинации могут здесь разыгрываться.
Но здравый смысл подсказывает мне следующее:
1. В любом случае, долго это всё не продлиться. Загнав цены ниже 70 долларов за баррель, скажем, на полгода, «кукловоды» гарантировано получат уже через квартал спад объемов добычи минимум на 7-10% за счет сокращения капиталовложений в поддержание добычи и освоение новых месторождений. Что довольно быстро «подметет» накопленныеизлишки, создаст на рынке дефицит предложения и загонит цены наверх. С учетом того, что 70 долларов мы пробили вниз в начале декабря 2014 года, не далее как во второй половине 2015 года (перед отопительным сезоном) можно ожидать возврата нефтяных цен к «условно справедливому» уровню в 80-90 долларов.
2. Если верно предположение о том, что Саудовская Аравия ослушалась США и играет самостоятельную игру на нефтяном рынке, то вероятнее всего в самое ближайшее время мы должны увидеть ответную реакцию. Которая, зная любовь американцев к спецоперациям и переворотам, скорее всего будет заключаться в организации внутренней смуты в королевстве. Тем более что повод к волнениям не надо особенно выдумывать - правящая династия изрядно состарилось, а четкий механизм передачи власти так и не был выработан. Все ужекак минимум пару лет со дня на день ожидают старта «гонок на лафетах». Так утром 6 января 2015 года пошли утечки что король
Абдалла скончался, хотя еще сутками ранее сообщалось что он вроде бы жив-здоров. Правда, достоверно разобраться в этом все равно не представляется возможным: Восток, как известно,дело тонкое. Так или иначе, весьма возможная смута в Саудовской Аравии еще быстрее прекратит нынешнее падение цен - я думаю в этом случае мы забудем о третьем «нефтяном анти-шоке» уже к марту-апрелю 2015 года.