...если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут
дети, скажи мне пожалуста? Совсем непонятно, для чего должны были страдать и
они, и зачем им покупать страданиями гармонию? Для чего они-то тоже попали в
материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию?...Смотрим с мужем Карамазовых (сериал) и заодно перечитываю кусками. Книга забылась и как-то стало думаться, что этот отрывок о революциях, социалистичесих утопиях, всяческих жестоких попытках построить рай без Бога на Земле. А ведь этот крик души - вопрос ко христианству, ко Христу. А Христос молчит...
Может показаться жестоким сказать, что (как мне кажется) взрослые-то, на самом деле, страдают сильнее детей. Физическая составляющая страдания та же, но чем человек разумнее, духовнее, тем сильнее его душевные страдания, в том числе, от созерцания страданий невинных. Поэтому и страдания животных, вероятно,
( даже несмотря на вот это ), слабее страданий взрослых людей. Говорят,
что интеллект обезъяны может быть развит человеком до уровня интеллекта ребенка, что все еще очень далеко до нормального совершеннолетнего человека. Когда-то читала в научном журнале, что, возможно, и у детей лет до трех или даже старше нет в полной мере того само-осознания, что присуще взрослым. Это, кстати, удар по сторонникам абортов, которые могут аргументировать убийство нерожденных младенцев тем, что те еще не личности. Так и маленькие дети, получается, тоже не совсем личности, чтож с того, разрешить родителям и их убивать??? Является ли оправданием страданий и убийства аргумент, что субъект не совсем понимает тяжести своих страданий или не имеет того страха смерти, что присущ нормальному взрослому человеку?
В общем, интересно, что и
Федор Михайлович (замечательное фото по ссылке) мучился сомнениями. Мне кажется, в Карамазовых он одновременно и Иван, и Алеша и спорит сам с собой. О справедливости и милосердии, в том числе.
...И чем виноваты остальные слабые люди, что не могли вытерпеть
того, что могучие? Чем виновата слабая душа, что не в силах вместить столь
страшных даров? Да неужто же и впрямь приходил ты лишь к избранным и для
избранных? Но если так, то тут тайна и нам не понять ее...
...И какая же гармония, если
ад: я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше...
...Солидарность в
грехе между людьми я понимаю, понимаю солидарность и в возмездии, но не с
детками же солидарность в грехе, и если правда в самом деле в том, что и они
солидарны с отцами их во всех злодействах отцов, то уж конечно правда эта не
от мира сего и мне непонятна...Ну и мне тоже не очень...
И дело не только в детях. Сколько средненьких сереньких обывателей, вовсе не злодеев, погибали и погибают каждый день, не задумываясь о Боге, поглощенные земной суетой? Что будет с ними? Неужели их взлеты и страдания напрасны? Неужели им лучше было и не рождаться на свет? Или вот, например, многие православные считают, что не-православные не могут спастись. Представте себе добрую тихую девочку лет пятнадцати где нибудь в маленькой бедной деревне в Бангладеше. Вот она умерла от голода или какой-нибудь болезни. У нее НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКОГО шанса обратиться в Православие при жизни. Даже с современном мире, что уж говорить про триста лет назад. И что теперь? Получается, что ее существование (как и миллионов ей подобных) не имело никакого смысла.
Мне вчера подали интересную неожиданную для меня мысль: "
Сочувствие у человека, конечно, по подобию Божиему. Однако и это можно исковеркать, как вот любовью называют похоть. Мало того - можно даже "духовной близостью" похоть назвать. И то, что испытывает человек, не доверяя Господу, к другим людям терпящим беды - далеко от сочувствия..." Что любовью разные вещи называют, это понятно, в других языках даже несколько разных слов "расшифровывают" любовь. Согласна, что у безгрешных людей пребывающих с Богом должны быть (в дополнение к нашим) и другие чувства, непонятные нам, более совершенные и чистые. Но насчет сочувствия, сострадания, эмпатии - сомневаюсь. Получается вроде: вот, человек поверил как надо, и ему уже не жалко погибающих грешников... То есть жалко-то жалко, но с пониманием справедливости их наказания. То есть НЕ ЖАЛКО. А сочувствие Федора Михайловича - это все от маловерия. Может, вся эта жалость - просто от самолюбия: отождествляешься с жертвой, вот тебе и дурно. Но вот вспоминается старец Силуан Афонский, который, насколько я помню, и за пребывающих в аду молился, и о зазря убитой мухе и змее плакал...