Почему нет тенденции, а есть депрессия?

Mar 22, 2011 10:05

Дочитала свою "Общую психологию" и появилась интересная идея.
В общем, и без всякой психологии очевидна такая ситуация: если двоечник в школе все время говорит себе: "Я обречен быть двоечником, я не могу стать лучше, все равно ничего не получится" - то так оно и будет. Если же человек сам осознает, что хоть чего-то уже достиг, у него появиться стимул работать над собой. А когда ему и близкие скажут: "Молодец, мы в тебя верим" - у него появятся крылья.

Я уже говорила, что на практике не видела, чтобы воцерковление делало меня или кого-то, кого я лично знала лучше. Я очень хорошо запомнила, что положено считать себя самым грешным человеком на свете, и по мере воцерковления, все больше осознавать свою греховность, свое падение. По аналогии с двоечником, может ли человек избавиться от грехов, когда постоянно говорит себе, что не может?... Конечно, окормлявшие меня "блюстители" (извините уж, но про себя зову их "черными вОронами и ворОнами") тут же неприминут мне заметить, что человек ничего без Бога не может. Повторюсь, но это тавтология. Во-первых, все понимают, что для любой нашей затеи нужны благоприяные обстоятельства, от Бога или нет. Во-вторых, без свободной воли человек не может грешить, как не может стул или компьютер. Двоечнику, несомненно, поможет вера в учителя, да и без учителя он не может, по определению, стать отличником, но без воли, веры в победу, без содействия самого ученика он никогда не сможет исправиться. Он должен верить, что может сам изменить ситуацию. Спортсмен ничего не достигнет, если будет все время представлять себе  поражение. Мои старания убедить себя, и окружающих "доброжелателей" - убедить меня, что я - безнадежная грешница и не могу ничего, ввергают меня, по крайней мере, в депрессию. А депрессия (уныние) - это еще один грех. Замкнутый круг.

Представим себе человека, который вошел в церковь и сказал: "Я только что перевел старушку через дорогу"... Конечно, на него зашушукают "гордыня", "вспомни о мытаре и фарисее". Да нет, я не говорю, что нужно хвалиться какими-то добрыми поступками, в этом тоже ничего хорошего нет. Думается, если все же в Православной церкви хотят, чтобы люди стали лучше, там должны поощрять совместные добрые дела. Например, батюшка после проповеди говорит: "В субботу давайте пойдем и приведем в порядок садик в сиротском приюте". Я знаю, что ящики для подаяний в церквях стоят, но одно дело - бросить копеечку, другое - пойти и чем-то реальным кому-нибудь помочь. Пока что единственное в таком роде, что я слышала, было "пошли после службы протестовать к Белому дому по поводу бомбежки Сербии" в одной из церквей, в которую я ходила. Не знаю, было ли это добрым делом или нет (в любом случае, я не пошла), политика - дело запутанное. В то же время, мамин духовник и настоятель одного из московских монастырей через маму мне передал, чтобы я ни в коем случае не ходила в Зарубежную церковь, а ходила бы в греческую. Я не послушалась, поскольку мне нравилось, во-первых, понимать, о чем служба и проповеди, а во-вторых, первые православные проповеди в моей юности были этого самого настоятеля Виктора Потапова на Голосе Америки. А теперь Зарубежная и "не-зарубежная" - одна церковь. Политика, политика, политика...

В девяностые я немного вовлеклась в деятельность одной общехристианской благотворительной организации и один раз сходила помогла им разобрать пожертвованную одежду для бедных. Посли мероприятия все пошли в парк на пикничок и кто-то из присутствующих там католиков прочитал перед началом "Отче наш". А какое-то время спустя я в одном их "пособий для кающихся" вдруг обнаружила, что молится вместе с католиками - это, оказывается, страшный грех, испугалась и побежала исповедоваться. Больше реальных добрых дел совершать не пыталась...

Многие верующие, как мне кажется, закрывают глаза на проблему сосуществоания благого, всевидящего и всемогущего Бога и человеческих страданий, особенно страданий детей, которые еще не успели совершить никакого зла. По-моему, единственный выход - верить, что если такой Бог все-таки есть, то он предоставит всем без исключения людям возможность счастливой вечности, и величина этого счастья будет несравнимой с величиной страданий на земле. А для многих такое предположение - большая заноза. Есть такой, по-моему, страшный умственный фокус - заставить человека думать, что ему (и тем страдающим малым детям) на самом деле положенно гораздо больше страданий, и это милость "доброго" Бога, что он не мучает людей еще сильнее. Вот одна из многих цитат из размышлений одного православного психолога (эх, жалко румынский православный психолог уехал в Румынию, много чего хотелось бы с ним обсудить!):
Относительно же справедливости можно сказать, что ведь ее вообще нет. Кто сказал, что справедливость существует? Даже само это понятие является не духовным, а социальным. Но и в социуме справедливости нет. И Бог не справедлив, но многомилостлив. Если бы Бог был справедлив, нас бы не было на этой земле. По справедливости мы давно должны были быть в геенне огненной, а мы ходим, радуемся и даже бываем счастливы. Это же его милость к нам, а не справедливость. Когда-то Бог пытался быть справедливым и учинил потоп, но потом сказал, что не будет больше. Он хотел быть справедливым, и Дафан и Авирон под землю ушли. Мы знаем примеры Божественной справедливости, трепещем от них и рассчитываем на Его милость к нам, а не на Его справедливость. И нет ничего более милосердного, чем пришествие в мир Сына Божиего, устроившего наше спасение. Поэтому поиск справедливости в этом мире - это, на мой взгляд, ложная идея. Ее нет. И отстаивать правду, отстаивать справедливость - это некая романтическая мечта, которая, к сожалению, сгубила многие жизни.

Первая мысль от прочитанного: "Что бы случилось, если бы у этого человека кто-то из близких несправедливо попал бы в тюрьму? Ага. И как всевидящий и всемогущий Бог мог "пытаться когда-то" быть справедливым и не преуспеть в этом? Вообще, милосердие должно быть БОЛЬШЕ справедливости, а не меньше ее, включать в себя справедливость, а не отвергать ее. И верить в то, что младенец справедливо заслуживает вечных страданий я не могу. Извините, но, по-моему, нужно быть садистом, чтобы так верить.

Никото не может доказать, что учеловека есть хоть какие-то права, ни верующие, ни атеисты. Но, так же как и в случае моральных норм (по Канту), есть желание большинства людей, чтобы такие права были. Когда первых христиан было мало, их устраивали браки христиан и язычников и это было "морально". Когда христиан в Римской империи стало большинство - это стало "аморально". Так же сейчас большинство людей хотят, чтобы им было разрешено высказывать свою точку зрения, чтобы суд за них заступался по-справедливости и т.д. Отсюда и все "права человека".

Насчет "вОронов и ворОн", я, вобщем, благодарна им, что их карканье меня во время разбудило. Вспомнилось из "Аквариума":
Но я благодарен всем, стрелявшим в меня: Теперь я знаю, что такое свинец

мораль, религия, книги, психология, философия, взгляд из Православия, музыка

Previous post Next post
Up