Реформы по-кипрски и по-сталински

Mar 29, 2013 01:55

Оригинал взят у a_sinkiewicz в Реформы по-кипрски и по-сталински
Ход истории неспешен, но неумолим. Затянувшаяся зима - словно затянувшийся 2012 год. Только сейчас сбываются предсказания Александра Рара, что в конце 2012 года мы не узнаем Европу. И вуаля - кипрская конфискация депозитов, чего старушка Европа не видала уже 65 лет. Плавное сползание в сторону делиберализации и деглобализации переходит в драматическую фазу, о чем говорили многие, и я в том числе.

Жителям СССР кипрская история должна напомнить конфискационные обмены денег, регулярно практиковавшиеся партией и правительством. Напомню обмен 1947 года: депозиты до 3 тысяч руб не уменьшались, от 3 до 10 тысяч руб -33%, свыше 10 тысяч рублей -66%. Накопления "в чулке" конфисковывались на 90%. Уж не брала ли пример катастройка (ЕЦБ, МВФ, ЕК) с тов. Сталина?

Однако есть принципиальная разница между послевоенными денежными реформами и нынешними конфискациями. Тогда реформы перелистывали военную страницу истории и закладывали фундамент для экономического рывка. А сейчас реформы лишь открывают новую страницу мирового кризиса, причем, как водится, с горячей фазой. Но не будем о плохом, вспомним лучше хорошее, а заодно порассуждаем про загадочные механизмы административной экономической системы.

Я хочу обратить внимание читателей на еще одно приближающееся 60-летие, а именно на 1 апреля 1953 года. Тогда СССР получил посмертный сталинский привет - состоялось самое масштабное в советской (и мировой!) истории снижение цен, шестое по счету за послевоенный период. Этот эксперимент полезно помнить, учитывая нарастающий тренд делиберализации.

Вообще в период 1947-1954 гг. было 7 снижений цен, причем статистика просто шокирует нас, привыкших к инфляции, как к божественному установлению:


Индексы государственных розничных цен за 1948-1954 гг.

IV квартал 1947 г.
1948 г.
1 марта 1949 г.
1 марта 1950 г.
1 марта 1951 г.
1 апреля 1952 г.

1 апреля 1953 г.

1 апреля 1954 г.

Все товары

В процентах к ценам до 16/ХІІ 1947 г.

100

83

71

57

53

50

45

43

В процентах к ценам на предыдущую дату

-

83,4

85,2

80,2

93,2

94,3

89,2

96

Продовольственные товары

В процентах к ценам до 16/Х11 1947 года

100

82

68

53

48

43

38

38

из них

Хлеб и хлебобулочные изделия

100

81

73

53

45

39

35

33

Мясо и птица

100

88

79

59

50

42

36

36

Колбасные изделия

100

85

76

57

49

41

35

35

Рыба и сельди

100

80

72

60

54

54

49

49

Масло животное

100

80

72

48

41

37

33

33

Масло растительное

100

84

84

76

76

60

54

54

Сахар

100

63

63

55

55

49

44

44

Кондитерские изделия

100

63

62

53

52

45

40

40

Водка и ликероводочные изделия

100

83

58

48

43

43

38

38

Непродовольственные товары

В процентах к ценам до 16/ХІІ 1947 года

100

86

78

65

63

62

57

53

из них

Хлопчатобумажные ткани

100

78

78

66

66

66

56

48

Шерстяные ткани

100

127

115

95

95

95

89

89

Шелковые ткани

100

88

79

73

73

73

69

67

Одежда

100

111

104

89

89

89

84

82

Трикотажные изделия

100

83

83

76

76

76

73

68

Чулки и носки

100

89

85

71

71

71

57

48

Кожаная обувь

100

73

70

59

59

59

53

48

Резиновая обувь

100

29

29

26

26

26

23

20

Табачные изделия

100

64

57

46

41

41

39

39

Спички

100

76

76

57

46

46

38

30

В чем же разгадка такого "издевательства над экономическими законами", от которого передергивает каждого правоверного адепта либерального тоталитаризма?

Для начала стоит упомянуть, что первые опыты со снижением цен Сталин начал проводить еще в 1933 году и продолжал их почти до самой войны. Положительный экономический эффект от этих экспериментов и их тщательная научная проработка впоследствии дали возможность экономике СССР первой среди стран-союзников отменить продуктовые карточки, а затем провести беспрецедентное плановое снижение цен на потребительские товары.

Нельзя отрицать мощнейший пропагандистский эффект, который эти снижения цен оказали как на жителей СССР, так и на капиталистический мир: еще бы, везде все всегда дорожает, а тут - дешевеет, причем из года в год. Но это был лишь побочный результат снижения цен. Главную цель Сталин полагал в ином, о чем не раз писал и говорил: в повышении экономической эффективности советской экономики.

Административная система работает по иным принципам, чем свободный рынок, и экономические законы, описывающие причинно-следственные связи в этих системах, разные. Если кто помнит, я ранее затрагивал тему канализированной эмисссии, пришло время поговорить и о механизмах повышения эффективности.

В "свободном рынке" кнутом, подстегивающем преприятия к повышению своей эффективности (улучшению качества, снижению себестоимости, повышению производительности труда, наращиванию мощностей и т.д.), выступает, как известно, конкуренция. Не будешь повышать эффективность - проиграешь конкурентую борьбу, вылетишь в трубу и умрешь на помойке в нищете и позоре.

В административной системе конкуренции нет, внешняя торговля монополизирована, заграница отгорожена железным занавесом. Как же в таком аквариуме простимулировать повышение экономической эффективности? Ключевым инструментом здесь выступает плановое централизованное снижение внутренних цен. Каждый директор завода знает, что с 1 апреля цена на его продукцию будет снижена, скажем, на 20% - и вынужден думать да крутиться, чтобы свести концы с концами, повысив производительность и эффективность своего предприятия. Если не додумает и невзначай проест оборотку, задержит зарплату или вовсе обанкротится - тов. Сталин всегда поможет ему повысить квалификацию на просторах Сибири.

Жестоко, скажете? Ничуть не более жестоко, чем капиталистическая конкуренция. С другой стороны, есть и пряник: ценовую эластичность потребительского рынка никто не отменял, и снижение потребительских цен увеличивает покупательскую способность населения. Следовательно, предприятие получает возможность нарастить объем производства за счет расширения внутреннего рынка.

Собственно, как я всегда заявляю, любая нормальная частная корпорация - тоже административная система. И опытные топ-менеджеры прекрасно понимают, что всякие косыгинско-либермановские KPI хотя и полезны, но имеют весьма ограниченные возможности, да и народец на местах ушлый, и быстренько эти индикаторы ставит на службу своему карману. Поэтому вполне естественно, что в холдинговых компаниях самым простым и распространенным инструментом повышения эффективности выступают трансфертные цены между подраздениям. Управляющая компания сверху жестко диктует своим подопечным внутренние цены, по которым они должны торговать между собой, причем постоянно принудительно давит эти цены вниз. Такой вот разнузданный сталинизм прямо в сердце рыночной экономики.

СССР, экономика, Сталин

Previous post Next post
Up