Оригинал взят у
a_sinkiewicz в
Реформы по-кипрски и по-сталинскиХод истории неспешен, но неумолим. Затянувшаяся зима - словно затянувшийся 2012 год. Только сейчас сбываются
предсказания Александра Рара, что в конце 2012 года мы не узнаем Европу. И вуаля - кипрская конфискация депозитов, чего старушка Европа не видала уже 65 лет. Плавное сползание в сторону делиберализации и деглобализации переходит в драматическую фазу, о чем говорили многие, и
я в том числе.
Жителям СССР кипрская история должна напомнить конфискационные обмены денег, регулярно практиковавшиеся партией и правительством. Напомню обмен 1947 года: депозиты до 3 тысяч руб не уменьшались, от 3 до 10 тысяч руб -33%, свыше 10 тысяч рублей -66%. Накопления "в чулке" конфисковывались на 90%. Уж не брала ли пример катастройка (ЕЦБ, МВФ, ЕК) с тов. Сталина?
Однако есть принципиальная разница между послевоенными денежными реформами и нынешними конфискациями. Тогда реформы перелистывали военную страницу истории и закладывали фундамент для экономического рывка. А сейчас реформы лишь открывают новую страницу мирового кризиса, причем, как водится, с горячей фазой. Но не будем о плохом, вспомним лучше хорошее, а заодно порассуждаем про загадочные механизмы административной экономической системы.
Я хочу обратить внимание читателей на еще одно приближающееся 60-летие, а именно на 1 апреля 1953 года. Тогда СССР получил посмертный сталинский привет - состоялось самое масштабное в советской (и мировой!) истории снижение цен, шестое по счету за послевоенный период. Этот эксперимент полезно помнить, учитывая нарастающий тренд делиберализации.
Вообще в период 1947-1954 гг. было 7 снижений цен, причем статистика просто шокирует нас, привыкших к инфляции, как к божественному установлению:
Индексы государственных розничных цен за 1948-1954 гг.
IV квартал 1947 г.
1948 г.
1 марта 1949 г.
1 марта 1950 г.
1 марта 1951 г.
1 апреля 1952 г.
1 апреля 1953 г.
1 апреля 1954 г.
Все товары
В процентах к ценам до 16/ХІІ 1947 г.
100
83
71
57
53
50
45
43
В процентах к ценам на предыдущую дату
-
83,4
85,2
80,2
93,2
94,3
89,2
96
Продовольственные товары
В процентах к ценам до 16/Х11 1947 года
100
82
68
53
48
43
38
38
из них
Хлеб и хлебобулочные изделия
100
81
73
53
45
39
35
33
Мясо и птица
100
88
79
59
50
42
36
36
Колбасные изделия
100
85
76
57
49
41
35
35
Рыба и сельди
100
80
72
60
54
54
49
49
Масло животное
100
80
72
48
41
37
33
33
Масло растительное
100
84
84
76
76
60
54
54
Сахар
100
63
63
55
55
49
44
44
Кондитерские изделия
100
63
62
53
52
45
40
40
Водка и ликероводочные изделия
100
83
58
48
43
43
38
38
Непродовольственные товары
В процентах к ценам до 16/ХІІ 1947 года
100
86
78
65
63
62
57
53
из них
Хлопчатобумажные ткани
100
78
78
66
66
66
56
48
Шерстяные ткани
100
127
115
95
95
95
89
89
Шелковые ткани
100
88
79
73
73
73
69
67
Одежда
100
111
104
89
89
89
84
82
Трикотажные изделия
100
83
83
76
76
76
73
68
Чулки и носки
100
89
85
71
71
71
57
48
Кожаная обувь
100
73
70
59
59
59
53
48
Резиновая обувь
100
29
29
26
26
26
23
20
Табачные изделия
100
64
57
46
41
41
39
39
Спички
100
76
76
57
46
46
38
30
В чем же разгадка такого "издевательства над экономическими законами", от которого передергивает каждого правоверного адепта либерального тоталитаризма?
Для начала стоит упомянуть, что первые опыты со снижением цен Сталин начал проводить еще в 1933 году и продолжал их почти до самой войны. Положительный экономический эффект от этих экспериментов и их тщательная научная проработка впоследствии дали возможность экономике СССР первой среди стран-союзников отменить продуктовые карточки, а затем провести беспрецедентное плановое снижение цен на потребительские товары.
Нельзя отрицать мощнейший пропагандистский эффект, который эти снижения цен оказали как на жителей СССР, так и на капиталистический мир: еще бы, везде все всегда дорожает, а тут - дешевеет, причем из года в год. Но это был лишь побочный результат снижения цен. Главную цель Сталин полагал в ином, о чем не раз писал и говорил: в повышении экономической эффективности советской экономики.
Административная система работает по иным принципам, чем свободный рынок, и экономические законы, описывающие причинно-следственные связи в этих системах, разные. Если кто помнит, я ранее затрагивал
тему канализированной эмисссии, пришло время поговорить и о механизмах повышения эффективности.
В "свободном рынке" кнутом, подстегивающем преприятия к повышению своей эффективности (улучшению качества, снижению себестоимости, повышению производительности труда, наращиванию мощностей и т.д.), выступает, как известно, конкуренция. Не будешь повышать эффективность - проиграешь конкурентую борьбу, вылетишь в трубу и умрешь на помойке в нищете и позоре.
В административной системе конкуренции нет, внешняя торговля монополизирована, заграница отгорожена железным занавесом. Как же в таком аквариуме простимулировать повышение экономической эффективности? Ключевым инструментом здесь выступает плановое централизованное снижение внутренних цен. Каждый директор завода знает, что с 1 апреля цена на его продукцию будет снижена, скажем, на 20% - и вынужден думать да крутиться, чтобы свести концы с концами, повысив производительность и эффективность своего предприятия. Если не додумает и невзначай проест оборотку, задержит зарплату или вовсе обанкротится - тов. Сталин всегда поможет ему повысить квалификацию на просторах Сибири.
Жестоко, скажете? Ничуть не более жестоко, чем капиталистическая конкуренция. С другой стороны, есть и пряник: ценовую эластичность потребительского рынка никто не отменял, и снижение потребительских цен увеличивает покупательскую способность населения. Следовательно, предприятие получает возможность нарастить объем производства за счет расширения внутреннего рынка.
Собственно, как я всегда заявляю, любая нормальная частная корпорация - тоже административная система. И опытные топ-менеджеры прекрасно понимают, что всякие косыгинско-либермановские KPI хотя и полезны, но имеют весьма ограниченные возможности, да и народец на местах ушлый, и быстренько эти индикаторы ставит на службу своему карману. Поэтому вполне естественно, что в холдинговых компаниях самым простым и распространенным инструментом повышения эффективности выступают трансфертные цены между подраздениям. Управляющая компания сверху жестко диктует своим подопечным внутренние цены, по которым они должны торговать между собой, причем постоянно принудительно давит эти цены вниз. Такой вот разнузданный сталинизм прямо в сердце рыночной экономики.