Оригинал взят у
burckina_new в
Почему квартирный вопрос в СССР стоял острее, чем сейчас?Продолжаю делать неочевидные вещи очевидными, хотя мне кажется странным, что люди, имеющие среднее и высшее образование, неспособны разобраться сами в причинах того, почему в СССР при больших объемах производства, например, мяса и молока за ними были очереди, а сейчас их нет. Такая же картина и с жильем, вопрос с которым в СССР стоял острее чем, сейчас, после 1991 года, когда его строили значительно меньше, если считать за весь период.
Для понимания достаточно объединить в одном графике кривые роста городского жилищного фонда и численность городского населения в РСФСР/РФ с 1917 года:
Совмещение и сравнение двух этих параметров наглядно, без лишних слов показывает, почему жилищный вопрос стал менее острым после 1991 года. Просто численность городского населения пошла на убыль, а с начала сталинской индустриализации он был наиболее острым. Настолько острым, что бывшие крестьяне, переехавшие в города в начале зачастую жили в землянках и временном жилье, пока им паралельно с заводами строилось капитальное жилье.
Также хорошо видны два перелома тренда: в 1941 и 1991 году, когда в результате нападения Гитлера на страну жилищный фонд был изрядно разрушен и требовал восстановления после войны, что замедлило его рост. Аналогичная история, только в еще больших масштабах, случилась после 1991 года, когда на страну напал капитализм, снявший остроту жилищного вопроса путем массового геноцида 13-14 млн. россиян. В результате этого и начавшегося процесса деурбанизации на 1 горожанина стало приходиться больше квадратных метров, чем это было до 1991 года. Для фрицморгенов это повод для гордости, а для нормальных людей повод для осознания масштабов случившейся трагедии.
Данные для графиков:
статежегодники Росстата, раздел "Уровень жизни населения", подраздел "Жилищные условия населения"/"Городской жилищный фонд".