Город Мелекесс
"В январе 1931 г. по семейным обстоятельствам меня отправили в город Мелекесс. На вокзале встретили и повезли на извозчике домой. Первое впечатление о Мелекессе - большая деревня. Дорогу окружают в основном деревянные одноэтажные дома, а кругом леса и огромные сугробы снега. И всё-таки это был город.
Здесь работали крупные мельницы, текстильный комбинат, два литейных небольших завода, электростанция, железнодорожный вокзал со всеми службами, пивоваренный завод, три хлебопекарни, больница, поликлиника, банк, почта, кинотеатр, три церкви и несколько клубов при промышленных предприятиях, в которых также был кинопрокат, библиотеки. Особенно запомнился Дом пионеров с его кружками - драматическим, духового оркестра, фото- и модельным - и все они работали.
Не хочу превозносить те годы, в которых были и нищие, и страшный произвол, - просто страна жила отголоском прошлого, лучшие стороны которого она ещё сохранила. Немаловажно и то, что люди в какой-то мере придерживались основ религий, неважно каких - христианской, мусульманской или иудейской, но в основе всех этих религий были заложены добро, человеколюбие и нравственность.
Мелекесс можно было назвать детищем купца и промышленника Маркова. Куда ни посмотришь - Марковы мельницы, Марков пруд, Маркова баня и т.д. Всего в Мелекессе было три пруда - Трёхсосенский, Марков и Молоканский, и при всех были какие-то промышленные предприятия, а также парки, в которых вечерами играли духовые оркестры и танцевала молодёжь.
Невозможно забыть летние вечера в Мелекессе - тишина, и только доносятся звуки всех оркестров, а потом война, и ушли мы - недотанцевавшие мальчишки - защищать Родину, а вернулись единицы, которые до конца выполнили свой долг, но вернулись искалеченные, излишне повзрослевшие или как поётся в одной песне: «Хоть я молод годами, А душе моей тысяча лет».
Вот с этим и доживали свою жизнь, кто как мог, но уже без молодости, которую у нас отняла война."
Борис Петров (с)