Всем привет. Больше месяца я в этот блог ничего не писал. Совсем. Сегодня я поборол свою лень и выпущу ряд постов. Как всегда, на две темы: поездки way2bel и история знаменитого пгт Ивня)
Итак. 26 июля 2012 года состоялась очередная поездка экспедиции way2bel, в которой участвовали: Михаил
mkoinov Койнов в роли руководителя, Вова
che0cafe Корнев в роли фотографа, Нюша
blimnula Орлова в роли не знаю какой, ну и ваш покорный слуга, также в непонятно какой роли.
Написав прошлый пост, я обнаружил, что ко мне со всех сторон полились замечания, а со стороны родственников - негодование. Вывод я из этого всего сделал такой - попробую сократить размер поста, насколько это возможно, и главное: попытаюсь держать стиль, более-менее уважительный в отношении местных жителей и своих спутников. Опять таки, насколько это возможно.
И, кстати. В этом посте я не буду рассказывать о насущных проблемах Готни: не моя это тематика. Я историк, а не репортажник.
Итак, начнём.
На въезде в Готню.
Скажу честно, панорам (которые на самом деле - мой конёк) здесь будет всего 2. И не потому, что я их больше не делаю. Просто ещё в начале августа у меня накрылась программа для сборки панорам, а сейчас я вообще пишу с нового компьютера. Так что, что успел сделать, то и глядите. В числе фото будет несколько кривых и с поваленным горизонтом - по большей части это куски несобранных панорам, и просто необработанные фотки.
Начинается посёлок Пролетарский (он же Готня) с длинной одноимённой улицы. Проходит она через всь посёлок. Кстати, что интересно: так же называется и главная улица Ракитного. Любят в Ракитянском районе пролетариев, однако же!
Панорама улицы Пролетарской:
Она же в центре посёлка:
Жителей в Готне насчитывается over 9000 более 9000, 70 улиц (нехиленько так). В моей любимой Ивне, кстати, население на тысячу с лишним человек меньше. Посёлок основан в начале XX века как железнодорожная станция Готня. В 1910 году здесь были построены вокзал, паровозное депо, водонапорная башня, бригадный дом, баня, контора и мастерские службы пути, больница, два двухэтажных и пять одноэтажных жилых домов. В 1913 г. завершено строительство трехэтажного жилого дома. В 1914 г. построена трехклассная школа, в которую принимали только детей железнодорожников. Часть школы была отведена под церковь.
Стоит учесть, что Готней (неподалёку от станции находилось село Введенская Готня) называли лишь саму станцию, а окрестный посёлок в разные годы - по-разному. В 1920-х годах южнее станции был основан посёлок Раздолье, в 1933 году - Покровский (при советской власти? странно). В 1938 году станция Готня и посёлки были объединены в один посёлок городского типа - Пролетарский.
В северной части посёлка находится собственно железнодорожный узел.
Вокзал станции Готня:
Локомотивное депо:
Рядом с депо находится административное здание, на втором этаже которого расположена станционная библиотека:
Если точнее, западная часть здания - действительно административная, в восточной его части находится нечто, напоминающее котельную. А рядом - массивная труба.
На станции есть большой пешеходный мост. Я делал несколько панорам с него, но собрать их видимо, не судьба, вот вам отдельные, самые интересные, куски.
Вид на Привокзальную улицу:
Вид на железную дорогу:
Виды на центр Готни:
Ещё до постройки станции Готня, с 1860 года, здесь действовал кирпичный завод. Благодаря княгине З. Н. Юсуповой в 1911 году он был реконструирован, в 90-е годы приватизирован, а в нулевые - руинизирован.
Административное здание завода, именовавшегося до последнего времени ООО "Керамик":
И собственно, руины:
При Советской власти в Готне были построены маслозавод (лично я так его и не нашёл) и мясокомбинат (на выезде в сторону уже известной вам Трефиловки). В 1987 году был введен в эксплуатацию Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов (БЭЗРК). В 1998 г. на базе ОАО «БЭЗРК» и его дочернего предприятия ООО «Белгранкорм» образовался агрохолдинг «БЭЗРК - Белгранкорм», ныне питающий весь Ракитянский район. Он и является местным градообразующим предприятием.
Кроме того, на базе локомотивного депо действует филиал ОАО "Трансвагонмаш" - вагоноремонтное предприятие "Готня".
В посёлке действуют два рынка (вроде бы, на самом деле это один большой рынок), 4 кафе (типичный пример - кафе-бар "Лидер", находящийся в одном здании с местной автостанцией), энное число магазинов (ну нет у меня данных об их количестве), две школы (одна из них реконструирована в 2010-2012 годах), больница, два детских сада, и так далее. В центре посёлка строится плавательный бассейн.
Теперь фото по порядку. Впрочем, не по порядку, рынок я не снимал (нечего там снимать толком), больница с детскими садами по той же причине отпадает.
Итак. Кафе-бар "Лидер" как пример кафе:
Магазин с крайне редким в наших широтах названием "Продукты" как пример магазина:
Реконструируемая на момент съёмки школа № 1 с агрессивно настроенными по отношению к членам экспедиции рабочими:
И наконец-то строительство плавательного бассейна.
Таким он должен стать в итоге:
А так он строится:
Далее. Перпендикулярно Пролетарской улице отходит Почтовый переулок (по некоторым данным - Почтовая улица). На нём расположены: некое административное здание, дом культуры, несколько памятников, стадион "Локомотив", Успенский храм, отделение Сбербанка Этой страны, и проч.
Административное здание:
Дом культуры:
Возле дома культуры находится местная центральная площадь:
На площади расположен сквер с мемориалом.
Братская могила 42 советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну в боях за Готню:
Памятник на братской могиле установлен в 1958 году. У его подножия горит Вечный Огонь. Именно горит, в отличие от Ракитного и Ивни.
Рядом установлены памятники А. С. Писклову (очевидно, местный герой Великой Отечественной) и Г. К. Жукову (надеюсь, никому не надо рассказывать о легендарном полководце времён всё той же Великой Отечественной?).
За братской могилой находится стадион с классическим для железной дороги названием "Локомотив":
Ну и под конец. Построенный в 2008 году Успенский храм:
И под самый конец. В южной части Пролетарского ака Готни расположена улица Ватутина. На улице находится несколько пятиэтажек, в сумме образующих микрорайон "Ватутина". Ну, и памятник знаменитому генералу армии Н. Ф. Ватутину.
И, собственно, улица Ватутина:
На сегодня всё. Дальше была Ворсклица, хутор Петровский и Красная Яруга - об этом во второй части. Адиос, амигос.
P.S. Мда, думал, что размер получится уменьшить. Не сильно вышло. Всё равно большой объём. А ведь сколько всего я не показал! Ещё остались водонапорные башни, которых здесь немало. Остались старинные здания, которых здесь тоже дофига. Может быть, я и об этом потом напишу. А может, и нет.