Удивительная книга. Перешагнувшая за границы бизнес-романа, но так и не ставшая "99 центами" и "Generation "П" в силу стремления к реалистичности. Оксюморонный стиль автора выражается в попытках спрятать героев, одновременно их демонстрируя. Имя главного героя вольно или невольно совпало с именем основного персонажа "ПираМММиды". Но главное удивление от книги - не в этом, а в том, что это, возможно, самая удачная, на сей день, проба описать становление российского бизнеса от азов (то есть отказа от науки или спорта в пользу собственного дела) до логичного завершения в связке с верховными чиновниками.
Что еще можно отметить:
1. Хлесткая раздача ярлыков по принципу "свой" - "чужой". Ясно, что "чужие" всегда проживают где-то за гранью, ну и вселяются в астронавтов "своих" с помощью мерзких щупалец пороков, перечисленных в древних книгах.
2. Очень подробные "подковерные" виды борьбы, описанные именно для российских реалий, а не в стиле Стива Джобса. Обидно, конечно, что суворовская "Наука побеждать" превратилась в офисную "науку выживать".
3. Яркие персонажи. До контрастности, дабы полутона не мешали п.1 Вместе с тем, именно в этом - один из плюсов книги. Например, первые шаги действующего лица по ступеням карьеры случаются после следующих слов начальника:
"Есть одна закавыка, которая кое-кого смущает. В том числе и меня. Понимаешь, ты как-то больше на робота похож, чем на человека… Делаешь все слишком правильно. Даже ругать тебя вроде не за что. Это, конечно, замечательно, но как-то неуютно с тобой. На шутки, говорят, не реагируешь. И вообще с коллегами практически не общаешься. Мне лично на это в общем-то насрать. Но это может помешать твоей карьере. Тебе ведь придется стать не просто деловым партнером нашего клиента, не компьютерной машиной при нем, но приятным собеседником, даже где-то товарищем, может быть, другом. На время контракта. Так что подумай, подумай над этим…" No comments
4. Классификация людей по деловым качествам. Пусть в неявном виде, но очень интересная. Понятно, что любое разбиение на подвиды вредит целостности картины, но на первых этапах работы новичкам офисных баталий вполне может пригодиться.
5. Работа над внутренним имиджем подразделения. Немаловажная деталь - многие ли выстраивают планомерно "лицо" своего отдела? Причем начиная ... с аккуратности в туалете?
6. Слова врача скорой помощи о жизненных целях - отдельная песня. Позволю процитировать целиком. "- Во имя чего вы себя гробите? Не пойму. Бизнесмены - такие на вид крутые. А все поголовно как пеньки гнилые. У кого сердце, у кого почки, печень, язва, нервы, импотенция… Во имя чего? Деньги? Власть? Но когда у вас появляются деньги и власть, вы же этим уже воспользоваться не можете. Водку пить нельзя, на женщин, извините, не стоит, еды вкусной не поешь - только диета, воздержание. И дальше жизнь на таблетках - для печени, для эрекции, для сердца… Не понимаю, во имя чего?". Осознаю, что не всем нужно думать о высших смыслах, когда занимаешься конкретикой, но все же...
7. В книге это выражено другими словами, главная идея в том, что необходимо использовать людей, пока они приносят пользу, "синфазны" с целями владельцев процессов. Но вот мне, например, рассказывал об этом принципе один старый инженер с опытом работы на "оборонку". Он говорил, что сейчас в моде "спичечные технологии", когда помодульная замена приборов и устройств воспринимается более эффективным действием, чем установление причин, повлекших за собой поломку. В чем связь со спичками? Загорелась или не загорелась - ее всё равно выкинут. Такой подход к людям в краткосрочной перспективе, возможно, приводит к выигрышу, но в долгосрочной - приводит к неизбежному разрыву как внутри общества, так и между государствами.
В целом, книга не шедевр, но стоит затраченного на нее времени.