Этим летом довелось оказаться в Катаре. Сразу скажу, что место не простое во всех смыслах, тем более что это был июль, самый жаркий месяц в Катаре, и к тому же наша поездка пришлась на время мусульманского поста Рамадан. Но обо всём по порядку.
Катар это небольшое государство в Персидском заливе. Но с очень большими запасами природного газа (3-е место в мире) и с первым местом по ВВП на душу населения. Средний катарец по статистике в два раза богаче американца. Столица - город Доха, где живёт половина населения страны (800 тыс. человек). Коренного населения меньше 10%. Вся территория страны - пустыня.
Всё началось, разумеется, с перелёта, а он был насыщенным. На стойке регистрации мы попросили места у иллюминатора, но таковых не оказалось. Взвесив наш багаж, сотрудница указала на существенный перевес, но брать дополнительную плату не стала. Когда уже стояли в очереди на досмотр, я увидел что к нам бежит эта сотрудница, мне пришла мысль, что она передумала, но в руке у неё были новые распечатанные билеты у окна, которые она вручила нам, забрав старые. Меня посетил шок, такого отношения я не мог ожидать.
Летели над Донецкой областью, где позже был сбит малазийский авиалайнер, и ещё обсуждали что где-то под нами идёт война, а воздушное пространство не перекрыто. Пролетали Должанку, где отлично проводили время, снимая кайт и виндсерф соревнования. Сверху это место выглядит забавно. На фото видно, что сейчас тонкий конец косы размыт, а пару лет назад по нему катались на квадроциклах.
Летели над Ираком. Пустыня пустыней, даже глазу не за что зацепиться, и это при том что, если верить карте, летели над самыми населёнными районами. Единственным внятным объектом на пути был Эрбиль, один из крупных иракский городов. Недалеко от него видели, как американский самолёт заправщик дозаправляет истребитель в воздухе, впечатляющее зрелище.
Когда пролетали над Персидским заливом, наблюдали суть арабского богатства. Весь залив утыкан нефтегазовыми вышками: Иракскими, Кувейтскими, Катарскими, Эмиратскими. На фото гарант Катарского благополучия. В данном случае это не нефть, как принято считать, а в основном газ. Весь объём катарского газа добывается в море, после чего, по трубам отправляется на газоперерабатывающие заводы.
Первым впечатлением от страны стала температура. Я не мог понять что происходит, несмотря на то, что уже была ночь, жара стояла, без преувеличения, как в сауне. Это не просто тёплый воздух, это обволакивающий эфир, который чувствуешь лёгкими при вдохе. Организм просто отказывался в это верить.
Позже выяснилось, что наш багаж с нами не прилетел и застрял где-то на пересадке.
На следующее утро отправились осматривать Доху. Улицы были пусты, кроме нас там можно было встретить только редких гастарбайтеров. Не удивительно, ведь жара +45. В Катаре не принято ходить пешком, многие улицы вообще не имеют тротуаров.
Архитектура не впечатлила, всё угловато и безвкусно.
Очень много мечетей, почти в каждом квартале. Катар очень религиозное государство.
Мы увидели знакомые глазу вывески и уже думали отобедать, но наше желание не нашло продолжения. Все кафе и рестораны были закрыты, как позже выяснилось, в Рамадан есть нельзя до захода солнца, и чтобы не искушать верующих, всем остальным приходится терпеть. Я наблюдал за местными и ни разу не видел что бы кто-то днём ел или пил.
Ходить по такой жаре можно очень не долго, начинает ощущаться перегрев. И мы отправились в молл. Люди в Дохе перемещаются от кондиционера к кондиционеру, а тут как раз огромная охлаждённая территория, поэтому здесь и сосредоточена вся городская жизнь.
Главный молл находится в деловом центре города, это несколько кварталов с небоскрёбами. Некоторые из них ещё строятся, некоторые стоят пустыми. Катар хочет догнать и перегнать Дубай, поэтому высотки строят "впрок". Обычно небоскрёбы строят в местах, где земля очень дорогая, чтобы использовать место по максимуму. Здесь же пустого места хоть отбавляй, но политика такова: сначала настроим, а инвесторы найдутся. Сейчас это место изнутри напоминает город-призрак. Но снаружи выглядит вполне неплохо =)
Вот ещё одна примечательная деталь: Доху пытаются сделать максимально зелёной, но если видишь, что-то растёт, значит где то под растением проходит чёрный поливочный шланг, сами тут только колючки растут.
Дороги в Дохе, да и во всём Катаре невероятной ширины и отличного качества. Вот только с организацией движения у них беда, там где поток более или менее насыщенный, обязательно собирается пробка. Раньше все перекрёстки были с круговым движением, теперь их всё меньше, власти спешно переделывают их в крестовые. Ездят в Катаре очень плохо. Пропускать не принято ни соседние машины, ни пешеходов. Держать дистанцию не в моде, нормальным считается резко останавливаться за несколько сантиметров от заднего бампера, и проскакивать в узкие промежутки между машинами. И несмотря на большое количество камер, и внушительные штрафы, по дорогам летают на огромных скоростях. Видимо при таком достатке штраф в 200 долларов за минимальное превышение это совсем не помеха.
А вот один потрясающий знак, предупреждающий о приближении к пешеходному переходу.
Если посмотреть внимательно, то видно, что это в основном стройка.
Гуляя по Дохе, невозможно избавиться от ощущения искусственности, оно ещё сильнее чем в Дубае. Всё настолько новодел, что всё выглядит как декорации к фильму, построенные в пустыне. Оно и понятно, ещё 50 лет назад, до того как тут раскопали газ, это была небольшая бедная деревня, занимающаяся мелкой добычей жемчуга со дна Персидского залива.
Интересная история произошла в государственном устройстве Катара. Предыдущий эмир пришёл к власти, свергнув своего отца, который подлечивался в Швейцарском санатории. Папа долго был в изгнании.
Почти сразу нас посетила руферская удача. Нам удалось вылезти на Палм-твин-тауэр. Просидели там до глубокой ночи. Забавно, что на технический этаж, где мы ныкались, трижды приходил рабочий, который нас так и не заметил. Вид оттуда был просто шикарный.
Кое где из вентиляции дул прохладный воздух из кондиционируемых помещений, поэтому там можно было снимать довольно долго. А вообще ночью температура не падала ниже +38 и это так себе, я вам скажу.
Такого количества охранников как в Дохе я не видел нигде. Это самая низкооплачиваемая работа в Катаре, но на неё съезжаются со всей Азии и Африки, получает охранник до 600 долларов. Они везде, в парках, на входах в здания, на улицах, на парковках, и как правило их сразу по несколько. Спасало лишь то, что они ещё не пуганы на предмет руфинга. С ними было несколько забавных эпизодов. Например когда нас один охранник отказывался впускать в парк, говоря что входить можно только семьёй, только отец мать и ребёнок. Спор охранник в тот раз проиграл =)
В общем руфилось нам в Дохе очень даже неплохо. Кстати, это самая крупная мечеть в стране под названием Аль-Вахаб.
Внизу справа центральный молл.
Как я уже говорил, в Катаре любят зелень. Поэтому по городу много парков и зон отдыха, но днём там никого нет.
Мы попросили Мухаммеда, парня который помогал нам в съемках, отвезти нас в пустыню, вообще-то она начинается сразу за пределами города, но мы хотели посмотреть песчаные дюны. Поэтому поехали через весь полуостров на запад.
Газоперерабатывающий завод посреди пустыни.
В какой-то момент дорога резко заканчивается и начинается великое Ничто. Мы ещё какое-то время ехали по гравию, но наш микроавтобус начинал постепенно буксовать, пока намертво не сел в песках. Откапывать машину руками при +45 занятие, я вам скажу, не очень. Через десять минут начинает мутнеть в глазах. У нас так ничего и не вышло, нам помог, проезжающий на джипе катарец.
Мы двинулись дальше к дюнам, придерживаясь укатанной дорожки.
Мне с детства было интересно увидеть как пустыня встречается с морем. Выглядит это примерно так.
Пока мы ходили вдоль берега, Мухаммед зачем-то снова заехал в пески. Но в этот раз помочь было некому. Меня посетила печаль, но нужно было как-то действовать. Мухаммед продолжал невротично газовать, повторяя мантру "нопроблема". А мы начали искать, что можно подложить под колёса. Нашли на берегу кусок старого ковролина и запихнули его под колёса, это и спасло. Пустыней в тот день мы наелись сполна и двинули назад.
Но у нас был ещё один пустынный эпизод. Но в этот раз место выбирали мы, и попросили Мухаммеда взять для этих целей джип.
Мы отправились в Зикрет. Гугл обещал нам отличные виды.
И там оказалось на самом деле круто.
Песчаники выветрило, образовав причудливые пейзажи.
Джип подходит для такой местности как нельзя лучше. Дорогу искать не обязательно.
Поснимали там немного.
Ещё это место примечательно огромным монументом, созданным Ричардом Серрой. Это четыре 15-метровых стальных пластины, стоящие на расстоянии 1 км друг от друга. Я читал его пояснение, по его словам они несут какой-то топологический смысл и он станет понятен тому кто пройдёт от первой пластины до последней. Я же этого не знал, поэтому просто офигевал от смелости и бессмысленности затеи, каким и полагает быть настоящему произведению искусства.
В пустыне просидели допоздна. В эту ночь было суперлуние.
Восход луны над пустыней.
Ещё ездили снимать "древний" замок в провинции Зубара, на самом деле он был построен в 1938 году.
На обратном пути проезжали заброшенную деревню. Меня поразила чистота внутри домов. Они были абсолютно пусти и полы как будто недавно подметены.
А кругом ровная пустыня.
Одно из газоперерабатывающих предприятий Катара находится на побережье и по размерам сопоставимо с небольшим городом. Близко к нему не подъедешь.
Заезжали в несколько небольших городков, смотреть там особо не на что. Но этот сюжет заставил меня выйти из машины и начать фоткать.
На этом наше исследование страны закончилось и мы сконцентрировались на съёмке столицы. В своём следующем посте я расскажу про особенности руфинга в Дохе, про любимое занятие катарцев и про многое другое.