Посетил монастырь, который имеет в названии слово "единоверческий". Попробуем разобраться, что это значит.
01
Во второй половине XVII века в результате раскола в Русской Православной Церкви (РПЦ), когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона, осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича, возникло религиозное движение "старообрядчество".
Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.(1)
02
Старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования "истинного" духовенства).
Наиболее крайняя часть стаpообpядцев решила, что после pефоpм Никона благодать полностью исчезла из Цеpкви и следует смиpенно ожидать гибели миpа и Стpашного Суда. Эти отвеpгнувшие священство стаpообpядцы получили название беспоповцев. Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря... Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Кеpженец в Нижегородских землях.(1)
03
В XVIII веке старообрядцы испытывали значительные трудности как в духовной сфере, так и в отношениях с гражданской властью. В старообрядчестве не было единства - уже сложились основные согласия. Не было полного единства и внутри согласий, ибо не было объединяющей всех иерархии. Старообрядцы, как поповцы, так и в начале века беспоповцы, были озабочены отсутствием православных епископов и, как следствие, нехваткой священства, возможностью его полного уничтожения, знаменующего скончание века.
Термин "единоверие" был введен, чтобы подчеркнуть несамостоятельность, несамодостаточность общества старообрядцев, примкнувших к господствующей церкви.(2)
04
Теперь перейдём к истории Высоковского Успенского монастыря.
В конце XVII века, стремясь к пустыннической духовной жизни, казак Екатеринославского Донского казачьего войска Григорий Иванов в 38 лет удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии. Здесь он принял иноческий постриг с именем Герасим и прожил 10 лет. В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место и поселился в дремучих «Рымовских» лесах Макарьевского уезда Костромской губернии, где на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково, уже жили два инока. Новое старообрядческое поселение стало именоваться Высоковским скитом. Сюда стали приходить всё новые беглецы старообрядцы, и в скором времени с разрешения светских властей они построили здесь деревянный молитвенный дом.(3)
05
Датой основания Высоковского скита считается 1784 год.
8 октября 1801 г. был составлен официальный письменный «приговор» за подписью 22 обитателей Высоковского скита и обращение с прошением в Священный Синод. Освящение первого деревянного храма в будущем единоверческом монастыре состоялось 13 августа 1807 г. Перед освящением этого храма над каждым переходящим в единоверие иноком была прочтена разрешительная молитва. С этого момента в продолжение двенадцати лет более 500 обитающих в округе раскольников присоединилось к единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви.
13 июля 1820 г. императором Александром I Высоковский скит был переименован в «общежительную для монашествующих пустынь», с названием Высоковской Успенской.(3)
06
Высоковский монастырь - один из немногих сохранившихся монастырских комплексов с интересным архитектурным ансамблем периода классицизма. Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех террасах. В монастыре сохранились пятиглавый Успенский собор (1834), Трехсвятительская церковь с трапезной (1835), Никольский храм (1827), корпуса настоятеля и келейный, великолепная четырехъярусная колокольня и юго-западная башня ограды.(3)
Монастырь был закрыт в 1929 году, помещения его использовались колхозом.
В 1999 году уцелевшие здания монастыря переданы РПЦ.
Такая вот история.
От Нижнего Новгорода до Высоковского Успенского монастыря на автомобиле у нас вышло 160 километров. К сожалению, на нижегородском мосту через Волгу была пробка и пришлось ехать через Балахну и плотину в Заволжье.
07
08
Монастырь раскинулся по склону холма на берегу речушки Утрус.
Местнось вокруг живописнейшая.
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Маршрут на яндекс-картах:
http://maps.yandex.ru/-/CRwmy45NКартинки этого поста на яндекс-фотках:
http://fotki.yandex.ru/users/foto-d5000/album/235162/ Источники:
1.
http://drevo-info.ru/articles/534.html2.
http://edinover.narod.ru/info.htm3.
http://www.uzola.com/mon.html