Русские дороги. Часть III. Девкина Гора.

Nov 24, 2014 01:23



Продолжаю развивать тему мощёных камнем старых дорог.

Давно слышал, что есть где-то на правом берегу Горьковского моря в Ивановской области неподалеку от райцентра Пучеж выход каменной дороги прямо из Горе-моря и даже мостик там какой-то старинный присутствует. Была также информация, что местные жители называют эту дорогу Екатерининской.
Понятное дело, раньше русло Волги было ниже на несколько метров и много дальше от нынешнего берега. Рассуждая так, я по-началу предполагал, что дорога эта шла к паромной или лодочной переправе через Волгу. Но на самом деле всё оказалось немного иначе.

Итак, располагая только информацией, что дорогу надо искать в окрестностях деревни Девкина Гора, мы выбрали погожий денёк и выехали на поиски. Долго ли коротко ли, а через 180 км мы были на месте. Точнее, сначала мы промчались мимо Девкиной Горы, ибо деревенька маленькая и дорога от шоссе Р81 к ней ведёт просёлочная, а никаких указателей и в помине нет.

Разумеется, мы захотели убедиться, что это именно та деревня, что мы ищем. Для этого мы разыскали местного жителя и стали приставать к нему с вопросами типа "есть ли в деревне немцы" "где мы находимся"?
Оказалось, что мы действительно в(на) Девкиной Горе и тут в лесу рядом имеется старая булыжная дорога, да есть тут и мост каменный(!).
Сразу после этого мы нашли старую дорогу в самой деревне. Она спускалась с высокого берега действительно в сторону Волги (Горе-моря). Вот как она выглядит от воды:

01

И на этой дороге и в самом деле нашлись булыжники.

02

Смотрите сколько их торчит из под упавших листьев:

03

На этом цель путешествия можно было бы считать достигнутой, но нас ещё ждали открытия.
Дорога наша не уходила в Горе-море, а скорей шла параллельно береговой линии.
Куча брёвен на берегу Волги у устья безымянного ручья мне что-то напоминала, вот только я никак не мог сообразить что.

04

05

06

Только дома меня осенило, что мы, вероятно, видели остатки деревянного моста через ручей, но об этом немного позже.

07

Осмотрев спуск к Волге, мы пошли искать дорогу в опушке лесочка на противоположной стороне деревни. И тут нас тоже ждал успех. Несмотря на листву и довольно густые заросли мы стали натыкаться на булыжники.

08

Вот она дорога-то!

09

Тут же мы нашли и каменный мост чрез овражек.

10

Сейчас нет листвы на деревьях и видно гораздо больше чем летом.
Мостик весьма старый и добротный.

11

С противоположной стороны сохранилось что-то вроде побелки, а в тоннеле на потолке есть старая штукатурка.

12

13

Увы, селяне валят в овраг с моста мусор.

14

Интересное место.

15

Приехав домой, стали смотреть карты и снимки местности в яндекс-картах. Нарыл в интернете старинную карту этой местности. Стрелкой показал место выхода дороги на берег Волги, который оказывается был тут и раньше, только самую малость дальше.

16

А вот оно как сейчас выгляди сверху:

17

Стрелкой №1 обозначено место где дорога выходит на берег. Стрелкой №2 обозначено местонахождение каменного моста в лесочке.
Если приглядеться, то можно увидеть и очертания самой старой дороги уходящей от каменного моста на юго-восток в сторону Пучежа.
Так вот, разглядывая старые карты, я понял что эта дорога соединяла Юрьевец и Пучеж.
Вряд ли по ней когда-нибудь проезжала царица Екатерина II. А вот по Волге императрица тут действительно проплыла, вероятно, 19 (30) мая 1767 года во время путешествия из Твери в Синбирск.

В заключение предлагаю глянуть как выглядела Волга в день нашего посещения Девкиной Горы.

18

19

20

21

22

23

24

Кстати, вот первая и вторая части эпопеи минипроекта "Русские дороги":

"Русские дороги. Часть I. Постой."



"Русские дороги. Часть II. Варнавино."


2014, nikon d7000, осень, мостовые, руины, nikon af-s 18-105 f/3.5-5.6 dx vr, Ивановская область, Русские дороги, sigma af 10-20 mm f/4-5.6

Previous post Next post
Up