Появились новые детали в вопросе об отказе России от эксплуатации станций Системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Севастополе и Мукачево, и эта детали говорят либо о колоссальной степени безответственности руководства российскими вооруженными силами, либо о прямой измене национальным интересам.
Судите сами. В правительственной "Российской газете" появился комментарий командующего Космическими войсками России Владимира Поповкина, в котором он говорит следующее:
"Мы ежегодно выкладывали соседу кругленькую сумму: сначала это были 840 тысяч долларов, затем - 1 миллион 300 тысяч, а когда встал вопрос о модернизации РЛС, украинцы и вовсе потребовали три миллиона. Поэтому, когда срок аренды РЛС подходил к концу, в российском минобороны стали поговаривать о денонсации соглашения. Вчера это событие состоялось".
То есть аренда и эксплуатация двух станций слежения обходилась в абсолютно смешную для российского бюджета сумму в 3 миллиона долларов, и она показалась главкому чрезмерной! Олигарх Потанин на прошлый Новый год пригласил к себе спеть на подмосковную дачу Джорджа Майкла за 5 миллионов, и ничего. Реконструкция Константиновского дворца в Петербурге, оказавшаяся не по карману императорам Романовым, была завершена президентом Путиным за сотни миллионов - одна лишь коллекция картин Ростроповича для дворца была приобретена Алишером Усмановым на "Сотбисе" за 72 миллиона долларов.
И тут - какие-то жалкие 3 миллиона в год стали неподъемной тратой для Министерства обороны? Да один лишь истребитель МиГ-29 стоит не меньше 22 миллионов долларов - на что же тратится оборонный бюджет?
Но что же мы получили в результате столь замечательной экономии?
"В поселке Лехтуси, под Санкт-Петербургом, уже прошла стадию опытно-боевого дежурства новейшая станция высокой заводской готовности "Воронеж". А под Армавиром сейчас спешно достраивается еще одна РЛС данного типа. Она способна взять на себя функции объектов в Мукачеве и Севастополе", сообщает "Российская газета".
Стоп! Но ведь на слушаниях в Государственной думе, когда принималось решение экономить на украинских станциях слежения, с парламентской трибуны о новых станциях в Армавире и Лехтуси говорилось как о работающих! А они еще в лучшем случае проходят пуско-наладочные работы - как там на самом деле, за вечным враньем военных и не поймешь - ведь объекты секретные, не проверишь!
То есть с уверенностью можно сказать - сейчас, в тот момент когда пишутся эти строки, на западном направлении ракетно-ядерного удара вероятного противника Система раннего предупреждения - отсутствует?!
Главком что-то говорит об уже имеющихся и работающих станциях в Мурманске, Печоре и Иркутске, и якобы этого вполне достаточно для СПРН. Но там же он говорит о том, что радиусе действия даже самой новейшей станции в 4200 километров. Но ведь протяженность одних только границ России - больше 10 000 километров, а ракеты противника нужно засекать не над границами, а как можно дальше. Что у военных с арифметикой? С географией?
Складывается впечатление, что хорошо у них только с бухгалтерией. Приход-расход, вот и все стратегическое планирование.
Даже беглый взгляд на географическую карту говорит, что станция в Армавире находится на сотни километров восточнее Севастополя и более, чем на тысячу - чем Мукачево. То есть гипотетическая ракета противника способна приблизиться неопознанной к границам России с западного направления на тысячу километров ближе - и это тогда, когда станция в Армавире войдет в строй. А сегодня - вообще открытый горизонт!
Кто же позволяет себе закрывать работающие станции слежения, когда новые, им на замену, еще не пущены в строй? Это не говоря уже об адекватности самой замены.
Следует также отметить, что орбитальная группировка Космических войск России также достаточно деградировала, и давно уже не покрывает со своих спутников всей земной поверхности. А бывали ситуации, когда на орбите не находится вообще ни одного военного спутника!
Сейчас говорят об орбитальной группировке в 16 спутников, но и из них 3 находятся на стадии ввода, 2 выработали ресурс, а полностью группировку в 24 спутника планируется развернуть не ранее 2009 года. На сегодня же даже территория России контролируется примерно на 80%, и в целом система вызывает множество нареканий.
Таким образом говорить об адекватной замене наземных станций космическими системами слежения не приходится.
И вывод только один - сегодня Россия открыта для ракетно-ядерного удара вероятного противника, причем открыта вполне сознательно.
Если при этом учесть, что системной деградации в первую очередь подверглась мобильная часть Стратегических ядерных сил (СЯС), ситуация становится по-настоящему угрожающей. Первый ядерный удар наносится по пусковым установкам СЯС противника и системам раннего предупреждения (их, не дожидаясь удара, Россия ликвидировала сама). Мобильная составляющая СЯС способна компенсировать удар, но главное мобильное средство СЯС - мобильные железнодорожные комплексы - уже не существуют. Состояние авиационной составляющей СЯС удручающее, скорее всего все ее элементы будут уничтожены первым ударом на аэродромах базирования. Та же ситуация с атомными подводными лодками, которых осталось в строю очень мало, и они главным образом находятся на местах базирования, а не в открытом море, где они относительно мало уязвимы. А новые АПЛ будут вставать в строй... без ракетного вооружения, которого к ним еще не создали.
Таким образом, задача подавления СЯС России сводится к решаемой задаче нанесения первого удрара по шахтным ракетным установкам, которые, в силу специфики, никуда уклониться от удара не могут, а в отсутствие раннего предупреждения не смогут за подлетное время ракет противника совершить пуски.
Единственное средство, относительно неуязвимое в данном контексте - это баллистические ракеты "Тополь М", расположенные на автомобильных платформах. Но сегодня эти мобильные пусковые установки единичны, и в условиях значительной открытости территории страны для разведок различных стран, также могут быть вычислены и уничтожены первым ударом ввиду отсутствия раннего предупреждения.
Собственно, можно констатировать весьма плачевный итог оборонной политики России в области стратегических вооружений. Глобальная безопасность России ничем и никем не гарантируется, кроме группы безответственных хлестаковых в погонах и без оных.