Вопрос к старшему поколению

Apr 18, 2013 15:31

Очень часто, вспоминая советские времена, многие поминают, как они зарабатывали по-молодости разгрузкой вагонов. И заработанных денег хватало на жизнь и развлечения.

У меня вопрос - откуда брались деньги на оплату разгрузки вагонов?Нет, я понимаю, когда я зарабатывал на выпускной в 91-92 годах - сплошные потоки наличности, кооперативы и т.п. Но ( Read more... )

экономика, история

Leave a comment

levyi_botinok April 18 2013, 20:53:38 UTC
Про цеховиков не знаю.
Для простых случаев типа разгрузки вагонов или шабашников деньги получались совершенно официально.
Про шабашников - была особая наука "писать наряды". Уровень налички (зарплата) регулировался сторонними критериями - процентом от освоения (чем больше материалов потратил, тем больше в зарплату можно выписать). Были ограничения на дневной заработок, поэтому шабашники растягивали табеля. Откуда вообще фонд зарплаты - так по плану.
В торговле проще - наличка там органически присутствует. Говорят, чуть не повсеместно дань была с каждого продавца вверх. Не умеешь обвешивать и обсчитывать - долго в торговле не задержишься. На грузчиков хватало. Хотя, больше дефицитным товаром расчитывались.

Reply

dimasmol April 18 2013, 22:08:41 UTC
Ну со старыми торгашами я близко знаком. И там всё понятно откуда наличка - конечная точка к потребителю. Но у вагонов то, так скажем, начальная! Генерировать через табель фонд з\пл можно, но сложно да и суммы в нём конечны. Насколько понимаю, разгрузка студентами была всё равно выгоднее, чем штатными грузчиками (а ведь они тоже должны были получать деньги). Об официальной з\пл. штатных грузчиков тоже наслышан - получали явно меньше, чем квалифицированный рабочий на производстве.

Поэтому вопрос открытый - откуда бабло?

Reply

levyi_botinok April 18 2013, 22:37:15 UTC
Я, к слову, ни с одним старым торгашом доверительно не знаком. То другой мир.
С вагонами я вам два основных вариана обозначил. Как правило, подработка разгрузкой как раз относилась к сфере торговли. Откуда наличка там - мы выяснили. "Студенты" в отличие от штатных грузчиков делали быстрее, использовались там, где аврал или грузчики "не в форме".

Ежели разгрузка промышленная или строительная - через наряды. Что значит "сложно", "суммы конечные". А если банально некому разгружать, но нужно? Не было грузчиков. Да и шабашников не только за откаты нанимали - некому работать было. "государство делало вид, что платит, а народ делал вид, что работает". На заводы "лимиту" привозили. А когда где-то узкое место и очень надо - деньги находились.
Мы с друзьями со студенческих стройотрядов (74) и года так до 87- 88, когда Горбачев разрешил научникам и инженерам подрабатывать по специальности все отпуска проводили в "шабашках". При окладах в 140 привозили из "отпуска" по 1000 - 1500.

Reply

dimasmol April 18 2013, 22:51:11 UTC
Да, это очень приличные деньги по тем временам!
А с торгашами меня судьба свела уже в новейшее время - поработал в коллективе старой советской торговой закваски ;) Ну, и когда вместе квасили, то воспоминания были невероятно яркими с их стороны )))

Reply

levyi_botinok April 18 2013, 22:42:50 UTC
Да, про прямой вопрос...
Бабло, если стройка или завод - бюджетное. Есть смета. Для "экономии" можно что-то халтурно сделать, "рационализировать". Или затянуть строительство. Мне кажется, эта "рационализация" в 70-х и началась, как массовое явление.
В колхозах, леспромхозах - проще - там свой баланс.

Reply


Leave a comment

Up