Mar 23, 2010 14:38
Бывают случаи, когда необходимо убедить заказчика в том, что он платит адекватные деньги за работу, а не баснословные. Приведу несколько примеров, которые мне удалось вспомнить. Может быть кому-то они пригодятся.
Сразу приходят на ум две набившие оскомину притчи о Пабло Пикассо и Генри Форде (в некоторых вариантах фигурирует Капица). В первом случае Пикассо нарисовал картинку на салфетке и выставил за нее счет 4000 фунтов, объяснив это тем, что он потратил на рисунок не три минуты, а всю жизнь. Во втором Генри Форд взял 100 долларов за удар молотком, объяснив это тем, что за удар он взял доллар, а 99 долларов за то, что знал куда ударить.
Другой пример, встретился в книге А. Кончаловского "Низкие истины". Его дед, Петр Кончаловский писал картины и когда кто-то начинал торговаться и говорить, что работа стоит слишком дорого художник предлагал ему не расстраиваться, а подкопить деньжат и прийти попозже, когда будет собрана вся сумма.
Один из менеджеров, с которым мне довелось работать, использовал один безумно простой, но эффективный прием. Когда заказчик заводил свою шарманку: "Дорого, нельзя ли по-дешевле..." он предлагал им обратиться в другую студию (агентство) где ему сделают за меньшие деньги, но значительно хуже. Не знаю было ли это блефом, существовала ли эта мифическая студия плохого дизайна, но почему-то этот прием у него всегда выстреливал.
Недавно мне потребовалось объяснить заказчику, почему разработка логотипа стоит столько-то, но никак не меньше. В ход шли аргументы, о том, что это не совсем оформительская работа, а отчасти решение определенной маркетинговой задачи: отражать текущее положение компании на рынке, хорошо восприниматься целевой аудиторией и пр. И тут, неожиданно возник вот какой аргумент: разработанный логотип, транспонируется на все последующие работы, т.е. логотип - это часть всех последующих работ и по-этому к нему предъявляются повышенные требования и соответственно требуется особая ответственность и квалификация исполнителя.
Понятное дело, что лучшим основанием служит уровень работ, опыт и то, что заказчик не понимает, за что он должен платить такие, по его мнению большие деньги - верный признак того, что от него нужно держаться подальше, но все-таки какие у вас есть примеры аргументации в пользу высокой стоимости работы?
P.S. Забавно, пока писал пост, позвонил заказчик на предмет логотипа. Поговорили. Озвучил ему цену. Тот сказал, что это очень дорого и мы распрощались. =)
цена вопроса