Один, из лучших альбомов "Аквариума", по моему мнению. Как гласит история, часть песен Гребенщиков написал в глухой деревне под Нарвой, где в свое время им была приобретена старая изба. Вышедший в сентябре 1995 года 30-тысячным тиражом Навигатор был сметен с прилавков музыкальных магазинов буквально за неделю. Удивительное сочетание английской сдержанности и русского "разорви рубаху на груди" вывели тогда " Аквариум"на мейнстримовый уровень в массовом сознании.
Черный ветер гудит над мостами,Черной гарью покрыта земля. Незнакомые смотрят волками,И один из них, может быть, я. Моя жизнь дребезжит, как дрезина,А могла бы лететь мотыльком; Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком.
А ведь перед этим альбомом БГ собирался распускать "Аквариум": "Условий никаких нет, менеджеры - в дикой нищете, жить не на что, концерты не окупаются... И я говорю: Все, расходимся... Раз такая жизнь нечеловеческая, я начинаю играть один. " В этой ситуации, когда АКВАРИУМ переживал очередной расцвет упадка, произошло сразу два явления из разряда чистых чудес. Во-первых, менеджмент группы познакомился с вице-президентом одного из банков Твери, который в советские времена делал подпольные сейшена АКВАРИУМА в Зеленограде и теперь с легким сердцем выделил сумму в $50.000 на запись альбома в Англии. Во-вторых, временно пропавший Джо Бойд дозвонился в Питер и радостно сообщил Гребенщикову, что на май-июнь 1995 года в Лондоне специально под АКВАРИУМ зарезервирована Livingston Studio, в которой писалась половина английского рок-н-ролла.
Меня зовут последний поворот, Меня вы знаете сами По вкусу водки из сырой земли И хлеба со слезами.
"Когда новые песни оказались отрепетированы, АКВАРИУМ решил опробовать их в Питере, - на студентах Университета. Все это называлось Центр Циклона. Бесплатный концерт АКВАРИУМА в ДК Ленсовета. В небольшой зал набилась куча студентов, не подозревавших о своеобразном сюрпризе: из 19 композиций 15 оказались новыми - со сложными образами, сыроватыми аранжировками, неканоническим вокалом и т. д. Люди пришли и услышали программу, в которой не было ни одной известной песни, - говорит Гребенщиков. - И состояние охренения было очень сильное, так как никто не знал, как реагировать."(с)
У меня есть две фазы, мама, Я - чистый бухарский эмир. Когда я трезв, я - Муму и Герасим, мама; А так я - Война и Мир
Несмотря на некоторую нервозность, конечный результат оказался в пользу концепции Гребенщикова. А песни с него стали по-настоящему известными. Чего стоят "Последний поворот", "и "Голубой огонек" только. Великолепный "Таможенный блюз" Ну и конечно "Три сестры",Самый быстрый самолет" и "Гарсон№2"