Под Новый год в тех русских, что с деньгами, просыпается духовность. Она, как очнувшийся посреди зимы медведь, с голодухи жаждет нажраться: культуры. Так в лапы русскому медведю попадает "Щелкунчик", что позволяет и в нищем Питере разгонять цены в Мариинском на уровне 8 тысяч рублей за билет "с ограниченной видимостью".
В принципе, "Щелкунчик" - жертва рождественско-новогоднего чёса во всем мире. Один мой американский знакомый срассказывал, что его простодушные провинциальные соотечественники, ни о каком Tchaikovsky слыхом не слыхавшие, полагали Nutcracker частью исконной американской культуры, мира, так сказать, Диснея и джингл-белла... (Они правы в том, что Чайковский, резко выделявшийся на фоне русской музыки второй половины ХIX века именно индивидуальным, а не национальным чувством, именно через индивидуальное чувство смог стать своим и понятным всюду: интернациональным. Ну, а Дисней - это, скорее, Стравинский с "Весной священной", с которой он влетел в мультик Fantasia вместе все с тем же Чайковским, Мусоргским, Бахом, Бетховеном, Шубертом, Дебюсси и кое-кем по мелочам)...
Впрочем, отвлекся. Вопрос в том, как быть интеллигентной (но по умолчанию нищей) петербургской бабушке, решившей показать "Щелкунчика" внуку? Полагаю, так же, как мне. Прибегнуть к интернету, торрентам и прочему условно-бесплатному добру. В прошлый сочельник я смотрел "Щелкунчика" в цюрихской постановке (сразу с двумя Машами Штальбаум, если я правильно понял, - но в целом было интересно). В этот сочельник - в дрезденской постановке (и это был выдохшийся лимонад, - однако для первого показа внуку сошло бы). А две лучшие постановки изо всех мною виденных - это шемякинская (а вовсе не вагановская классическая, напоминающая советский маргариновый тортик в цветочках) все в том же Мариинском и черняковская в парижской Опера Гарнье, объединяющая в одном спектакле "Иоланту" (слепая Иоланта наряжает ёлку, - что потом оказывается домашним спектаклем в доме Маши на ее именины, и елку после его окончания слуги уносят на хрен, и начинается "Щелкунчик"). И только, плиз, не спрашивайте, где эти торенты, где это видео. Я нашел - найдете и вы. Пошарьте по оперным платформам и по гуглу, пока его в России не запретили. И будет вам культуры полная тарелка.
P.S. Внизу - пара минут из постановки Чернякова, чтобы вы представляли, о чем. Речь. Это - высочайший мировой класс, при том, что в России трудно найти резензию, чтобы о Чернякове доброе слово сказали. Проблема даже не в том, что в России музыкальных рецензентов нет, и пишут про академическую музыку обычно какие-то дохлые мыши. Проблема в том, что в России опера и балет - это "культююююра!", "вечнайакласссика!" - в общем, музей, не смей трогать, пшел прочь за бархатный огораживающий шнур: тут у нас эдакая православная мертвая церковь, в которой не место кощунникам. А в Европе балет и опера - не всегда, но часто инструмент осмысления реальности, современности и актуального высказывания, включая политическое. Между прочим, в золотой век оперы и балета именно так нередко и было. Но русские до сих пор в ужасе: варвары, как можно вечные ценности классики осовременивать!
Да так и можно. Не мешайте сыну священника играть с кадилом.
Click to view