Фрайбург - столицу Шварцвальда - 160 лет назад в России называли "Фрибургом". Я знаю точно. 160 лет назад вышел первый номер журнала "Вокруг света" с огромным рассказом о путешествии по Шварцвальду. Ну, а начинался рассказ с "Фрибурга". Но тогда вот такой снимок у Martinstor - средневековых ворот - был бы невозможен:
Не из-за самолёта в небе. А из-за того, что самое средневековое Средневековье (начиная с Нотр-Дам де Пари) - это плод достроек и фантазий эпохи историзма: рубежа ХIХ и ХХ веков.
Я оказался в Шварцвальд как раз по просьбе журнала "Вокруг света": там готовят номер, посвященый 160-летию журнала. Кстати, "Фрибургом" Фрайбург в 1861 году называли не из-за неверного спеллирования "Freiburg". Просто путешественник тех лет имел дело не с хохдойч, нынешним общенемецким литературным языком (для которого за образец был взят прусский), а с местным аллеманским, на котором как раз и пишется "Friberg". Вообще тогда было потрясающее время для путешествия по Германии. Во-первых, потому, что никакой Германии не было: до ее создания оставалось еще 10 лет. То, что мы довольно лихо называем "Германией", проецируя это назад на тьму веков, было территорией, занимаемой примерно полутора сотнями княжеств, графств, маркграфств, земель, независимых городов... Фрайбург-Фрибург относился к великому герцогству Баденскому. Которому только еще предстояло войти в состав земли Баден-Вюртемберг... Это где Штутгарт столица сегодня, где "Мерседесы" и где виноград.
В 1861 году во Фрайбурге было 15 тысяч жителей, три книжные лавки и университет. Сейчас - 230 тысяч жителей, тьма книжных лавок и все тот же университет, который определяет особый стиль жизни города. Вот примерно такой:
Велосипедисты гоняют по Фрайбургу как сумасшедшие, машины являются иноагентами (скорость почти всюду - 30 км/ч) и поражены в правах. По последней немецкой моде, велосипедистам во Фрайбурге отводятся не велодорожки, а улицы целиком. Автомобили по таким велоулицам тоже могут ехать, но приоритет именно у велосипедитов. (Да, это Германия. Да, это Европа. И если вы хотите видеть Россию европейской страной, представьте свой город без автомобилей. И себя с утра до вечера на велосипеде. И детей, и жену, и тещу, и собаку - собак в Германии нередко перевозят на велосипедах в детских прицепах). Ну, а вечером у барной стойки в шалмане Schlappen ("Шлепки", русский язык вообще чуть не треть состоит из немецкого) под барной стойкой валяются те же собаки, а за барной стойки сидят все: профессура, студенты, детсадовского возраста внуки профессуры...
Впрочем, однодневный турист может и без этого разгуляева обойтись. Исторический центр Фрайбурга представляет собой по размеру носовой платок, насквозь мокрый от слез умиления. Средневековая Старая Ратуша, новодельная (но выглядящая средневековее Средневековья) Новая Ратуша, собор...
А вот до замка с прекрасным именем Ebnet я не добрался, хотя было и недалеко: времени не хватило.
Вместо любовамия замком Эбнет (но не такой он красивый, честно говоря, как его имя), я отправился бродить по окрестным холмам, потому что весь Шварцвальд - это бэби-горы, холмогоры. И виды с них открываются примерно такие:
Но об этом я продолжу, если все сложится, завтра.