Пять вещей, за которые я так люблю Европу

Mar 04, 2021 15:30

Текст вышел на Republic (если вы подписаны - а я на Republic подписан - то можно кликнуть здесь, и увидеть какая там идет бурная дискуссия). Дорогие россияне вообще в последнее время по отношению к Европе и Западу (хотя это не одно и то же, не надо путать: например, американское движение BLM тьмы европейских стран ну вообще никак не коснулось!) разделились на четыре группы:

1) слава богу, мы уехали;
2) блин, завидуем вам, и тоже хотим уехать;
3) а нам, блин, не уехать, и что делать, не знаем;
4) во-во, валите, вас там негры будут иметь в зад!

Хотя в самой Европе переезд из страны в страну - ну, это как переезд из Тропарево в Бибирево или из Чебоксар в Костомукшу.

Впрочем, вот текст: впору высказать всё, что думаете, ибо отъехавших много, да мало о том написавших.

ВОСХОД ЕВРОПЫ - И 5 ВЕЩЕЙ, ЗА КОТОРЫЕ Я ЕЕ ТАК ЛЮБЛЮ

Манифест режиссера Богомолова (сводящийся к идее, что Россия теперь - Рим и мир, ибо западные мир и Рим протухли), успели раскритиковать все, кому Запад дорог. Что поделаешь. Уж больно манифест похож на жест гопника, прикручивающего к «Жигулям» шильдик от «Мерседеса» и презрительно цедящего, что его «копейка» на любом бензине потянет… Только Богомолов изобретательнее. Он считает, что «Мерседес» вообще перестал быть машиной. Потому что там теперь электродвижок, и под капотом не пойми что, тирания электроники… А скоро европейский водила будет у своей машины даже не рабом, а нулем, его как класс уничтожат автопилоты…

И бог бы с Богомоловым. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Проблема в том, что таких, как Богомолов, прибывает. И часто это неглупые, образованные люди. В ответ от тех, кто живет в Европе, они обычно получают: «Ребята, не надо судить о том, чего вы не знаете!» Но это тупиковый призыв. Живя в Европе, легко ткнуть богомоловых в ошибки и глупости. Труднее в ответ сформулировать - а что такое Европа? Почему мы ее так любим? Это не всегда дается даже переехавшим на ПМЖ. Вон, в фейсбуке в группе «Русскоговорящий Мюнхен» недавно прочитал отчаянное: «За что вы любите Германию? Помогите, пожалуйста, увидеть что-то хорошее в этой стране, помимо природы, чистого воздуха, хороших дорог и велодорожек!»

Вот я и решил перечислить первые 5 пунктов, определяющих для меня Европу. По крайней мере, Германию, на юге которой, в Баварии, я теперь живу.

1. Прежде всего, я люблю Европу за то, что здесь достоинство жизни не зависит от денег. С утверждения о неотчуждаемости человеческого достоинства начинается немецкая конституция. Но я не о теории, а о повседневности. Даже будучи небогатым, ты себя чувствуешь здесь достойно в самом прямом, чувственном смысле. Да, богач садится в «Порше» и жмет на 250 км/ч по автобану, а обедает в дорогом ресторане. (Я живу в 300-тысячном облцентре, швабском аналоге Владимира или Ярославля. Здесь два ресторана со звездами Мишлена). А бедняк садится на велик и идет в биргартен, куда, к слову, можно приносить свою еду. Или вообще устраивает пикник на травке. И еще неизвестно, кто из этих двоих счастливее. Автобаны и велотрассы в одинаково отличном состоянии (последние не устают изумлять меня тем, что на них после дождя нет луж), природа подстрижена, дома-пряники с черепичными крышами умыты, воздух чист, все улыбаются, шашлык можно жарить на балконе (мой договор аренды это допускает), слова «данке» и «битте» носятся в воздухе, словно пчелы, которые, к слову, составляют важную часть немецкого пейзажа. И это не устроенный за немыслимые деньги за шестиметровым забором персональный рай: это рай для всех. И эти чистота, красота, уважение очень повышают самооценку.

2. Коль уж упомянул пчел. Мне нравится, что Грета Тунберг в Европе не объект насмешек (хотя встречаются), а цивилизационный маркер. Потому что европеец ответствен за окружающую среду. Живущих в России порою забавляют сообщениями о том, что в Баварии штраф за убийство пчел - 50,000 евро. Это действительно так, хотя для такого штрафа нужно, наверное, жечь пасеки напалмом. Однако гибель пчел - да, общая проблема. И вот уже луг у ручья перестают косить и засевают медоносами. А у меня под окнами, в центре города, заводят уже вторую пасеку. И так - во всем. Автомобили заправляются бензином Е10 (10% этанола) и вытесняются из городов самокатами и велосипедами. Сплю я с открытыми окнами, а летом живу на балконе, с которого не нужно по утрам стирать слой пыли и грязи. Купаюсь в ручье в минуте ходьбы: бывшая фабричная канава, сейчас он эдакий бассейн с противотоком. Из соседнего ручья тягают форелей. А на третьем ручье строят волну для серфингистов(такая уже есть в Мюнхене, и серфингисты там круглый год). Тут, впрочем, я перескочил на следующий пункт.

3. Мне невероятно нравится, что в Европе материальное устройство жизни сообразно человеческому масштабу. В моем городе не строят дома выше 5 этажей. Обычно - в два-три-четыре. Хотя жилья - дефицит, и на просмотр квартир приходят по 15-20 человек: сказывается близость к Мюнхену. Несколько многоэтажек-человейников возвели в конце 1970-х и обожглись: соседи не знают друг друга, отсюда - напряженность и мелкий криминал. А так у меня прямо внутри квартала устраиваются детские праздники (ну да, чуть не посреди дороги ставится стол, жарятся сосиски): кайф! Или еще одна штука из той же темы: Schrebergarten. Это немецкий вариант дачи: сотки две земли плюс домик без печки. Однако земля под шребергартены нарезается прямо в городе. Не могу поверить, что в России я на дачу гонял за 135 километров. И таких мелкомасштабных кайфов полно. На ютьюб-канале «Губин ON AIR» есть плейлист «На вписке в Германии» с мини-сериалом именно про это: полюбопытствуйте.

4. Еще одна вещь, без которой я не мыслю Европу - это огромное разнообразие, включая разнообразие культур. Конечно, это историческое наследие: то, что мы сегодня называем «Германией», когда-то было полутора сотнями независимых графств, княжество, городов… Средневековая плотность застройки, смешения диалектов, народов, рас… Сегодня это продолжается. Там, где я живу, каждый второй - эмигрант либо с эмигрантскими корнями. Именно это придает моему городу колорит порта, которого, увы, совсем лишен портовый Петербург. Вот пропахшие карри индийские шалманы. Вот азиатский квартал, куда я забегаю за кимчи, пакчой и мисо. Вот русская сеть магазинов MixMarkt с украинской горилкой и сибирскими пельменями (мюнхенского производства). Вот потрясающие, на дровах выпекаемые пиццы у итальянцев, давно потеснившие сосиски в баварском меню. Вот торгующие глубоко в ночи шавермой турки (один - пакистанец, другой - афганец). Стена к стене с моим домом - исламский центр, а рядом на лужайке - радужный флаг. И все это под звон колоколов с холма, который делят католический собор и лютеранская церковь. Католики с протестантами примирились в 17 веке, в честь чего 8 августа на ратушную площадь выкатывают столы со снедью: это наш городской праздник и выходной.

5.  Мне нравится, как в Германии работает государство: оно работает на тебя. Включая пресловутую немецкую бюрократию. Когда я только переезжал, переводчица, возившаяся с моими документами, объясняла: «Бумаг будут требовать много. Но к форме требований мало. Ты написал объяснение, поставил подпись - все, уже юридический документ. И система устроена так, чтобы тебе помогать». Так и вышло. Хотя первое столкновение было печально: мне отказали в визе. Однако я обратился к немецким юристам, они написали протест, и визу выдали. Сильный контраст с Россией, где однажды тоже отказались выдать документ, на который у меня было законное право. И юрист тоже писал письмо, но когда я пришел в контору, то услышал, что мало ли что закон, а у них инструкция. И вообще, у меня штамп стоит не в правом углу, а в левом, а значит, документ недействителен, а недовольство свое будете на кухне выражать, мущина, я щас охрану вызову! Я до сих пор скриплю зубами, вспоминая это. В Германии мне всегда улыбались, помогали, а порой и нарушали процедуры: в мою пользу. А когда все формальности были пройдены, мэр города устроил в мою честь прием. То есть это прием в честь всех новых горожан. В грандиозном барочном зале ратуши, с выпивкой и едой…

Да, это та добродушная, лукавая, сытая, щедрая, чувствительная, сентиментальная Европа, где нет злости, а насилие сведено до минимума и отдано на аутсорсинг полиции. И та часть русскости, что еще жива во мне (но надеюсь, скоро отомрет), издевательски кривляется: а что, если в ваше европейское пузико, все «кубики» на котором прокачаны в спортзале, воткнуть варварский штык?!.

Я с этой варварской логикой внутри себя борюсь. Потому что логика сапога, топчущего сервиз: что, съели? Пальчиками нервно водили у гончарного круга? Цветочки-хреночки малевали? Так вот мы и по чашкам, и по супницам, и по пальчикам - хрясь! По вашему поганому уюту! По садочкам-цветочкам! Мы - тебя - на мороз, сапогами, чтобы морду в кровь! Чтобы ты знал! И что ты с нами сделаешь, разнежившееся ничтожество?!.

Варварам это нравится. Каждый новый метр падения увеличивает кинетическую энергию, это известно. Восторг созидания хрупок, индивидуален и часто отягчен сомнениями. Варварство - коллективно, доступно, ярко, мощно. Плата за него, правда - уничтоженная личность: и своя, и чужая.

Мне напомнить об этом кажется важным, но пишу я не только ради это. Я обращаюсь к тем, кто из русских переехал на Запад. Какие 5 вещей составляют Запад для вас? Что из западной жизни вами больше всего ценимо? Нас ведь на Западе все больше - в том числе и людей пишущих.

И, когда таких ответов наберется достаточно много, думаю, я пойду на следующий круг и напишу о 5 вещах, которые меня в Европе невероятно (а порой и неприятно) удивили, никак не соответствуя русским ожиданиям. Но - это потом.

P.S. Если хотите посмотреть, как эта самая жизнь в Германии на бытовом уровне выглядит - жмите на ссылку на плейлист "На вписке в Германии" моего ютьюб-канала "Губин ON AIR", то есть сюда.
Previous post Next post
Up