Вся скульптура, которая появляется на российских улицах-площадях, соответствует сегодня минимум одному из двух условий:
1) это памятник, то есть посмертное возвеличивание той или иной персоны;
2) это унылое, говоря слогом Ксении Соколовой, говно.
Если перед нами бронзовый котик/фотограф/городовой/сапожник/дворник, то соответствие обычно проходит по 2 пункту, то есть достигает 50%. Это такое овеществление вкуса советской завбазой, "сделайте нам красиво".
Если перед нами памятник, то соответствие, как правило, достигает 100%.
Показательные в этом смысле два памятника, почти одновременно появившихся в Москве и Петербурге. В Москве - князь Владимир у Кремля, очень плохая работа скульптора Салавата Щербакова. В Петербурге - Сергей Довлатов на Рубинштейна, плохая работа Вячеслава Бухаева.
На первый взгляд - сравнение прекрасно иллюстрирует разницу между двумя столицами.
Во Владимире 17 метров, он воткнут в Москву как кол в задницу, а решен в "губернаторском стиле" а-ля Церетели-ст., к такому памятнику только похоронные венки от ЦК приносить, а назначать свидания у него невозможно.
Довлатов изваян в масштабе один к одному, стоит у стены дома, где жил, свиданки рядом назначать запросто, как и уличным музыкантам играть, а стиль - эдакий интеллигентский импрессионистический реализм. То есть узнаваемо, но как бы шероховато, не глянцево как бы так.
На самом деле обоих авторов и оба памятника объединяет полное отстутствие мысли, идеи, послания. У обоих авторов героев можно заменить на других. Чуть подретушировать Владимира и сунуть в руку дерево - будет Мичурин или Тимирязев, дать весло - будет Петр, сунуть дилдо - будет Рокко Сиффреди (ну, тогда одежды будет развиваться, оголяя). Это ни о ком и ни о чем. Так ваяет свои творенья Зураб Церетили: памятник один, а за кого заплатят, того лицо и прилепим. У него что Колумб, что Петр, - да он и не скрывает.
С Довлатовым та же беда - это мог быть и Есенин, и Шукшин, и кто угодно из двери, в которую прет задушевность. Но, к сожалению, тут даже хуже, чем с Владимиром-Петром-Колумбом. Бухаев, будучи архитектором, не решил примитивной архитектурной задачи. Он не смог даже вмонтировать дверной косяк в брандмауэр, чтобы Довлатов-Есенин-Шукшин выходил из своего дома в, простите за задушевность, с того света в этот в виде полыхающей огнями ресторанной улицы Рубинштейна.
Должен сказать, что актер Жан Маре, решив установить на Монмартре памятник своему другу писателю Марселю Эме (ну да, который написал Le Passe-muraille, - "Человека, проходящего сквозь стены"), решил ту же задачку на раз-два
(фото взято
отсюда):
Попробуйте переделать бронзового Эме в Бальзака, Готье или любого Дюма - фигу вам! Это и образ, и украшение места.
У нас же никаких образов нет, есть твердокаменный бронзовый реализм-с, зады задов, - и это унылое, повторяю, говно, не украшает пространство, не создает новую городскую среду, а увековечивает, назидает, утверждает, читает лекцию, вбивает и прочее. Посмотрите еще раз на снимки: Марсель Эме создает вокруг себя новое классное пространство. А Довлатов-Шукшик-Есенин ворует 4 квадратных метра городской земли.
Единственное, что в создании городской среды сегодня участвует, так это стрит-арт. Вот как художник Паша Кас (тот самый, который сделал Джоконду-гастарбайтера на улице Жуковского, ныне закрытую цветочным ларьком) блестяще решил за три копейки то, что решал-решал за многие тысячи, но не решил Вячеслав Бухаев. Это дом Хармса в Питере, откуда его увезли в НКВД, и куда позже попала бомба (фото взял
отсюда).
Ну, а вот теперь - о помощи, которая мне необходима.
В декабрьском номера журнала Esquire, который я редактирую, мы планируем, не обсуждая ни Щербакова, ни Бухаева, ни всех этих российских ваятелей (ибо не фиг) дать подборку фото современной городской скульптуры в современном городском пространстве. Ну, типа Shifting Head - разрезанной на дольки и вращающейся гигансткой зеркальной головы Франца Кафки в Праге. Скульптуры, которая выполняет роль арт-объекта, который не назидает, а преображает жизнь (фото взято
отсюда).
Плиз, если вы знаете такие скульптуры, арт-объекты, места (главный отбор будет делать владелец галереи "Риджина" Володя Овчаренко, а комментировать, помимо него, будет директор Третьяковки Зельфира Трегулова) - киньте адреса в комментарии.
Спасибо!
Потому что российское, честно говоря, уже поддостало.
-------------------------
Я в социальных сетях:
ВКонтакте -
https://vk.com/dimagubin777Фейсбук -
https://www.facebook.com/tp.gubinИнстаграм -
https://www.instagram.com/dimagubinТвиттер -
https://twitter.com/gubindima Youtube -
https://youtu.be/BJ2ROaagRpc Мои электронные книги:
-
Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения-
Под чертой (сборник)-
Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)-
Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой Мои бумажные книги:
-
Интервью как "Вишневый сад"-
Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения-
Налог на Родину Мои аудиолекции:
-
Смерть худлита и второе рождение non-fiction: что читать, зачем читать, где брать-
Издатели non-fiction: главные игроки и примкнувшие к ним шулеры