Школьные стандарты, ЕГЭ и нестандартное будущее

May 31, 2016 21:28

Сегодняшний под каст на Ъ-FM, и звук, соответственно, вот здесь.
* * *Из событий последних дней для школьных выпускников и их родителей главным является единый госэкзамен. Новость о любой технической погрешности, типа нехватки бланков, воспринимается как новость о нехватке баллов. Страсти кипят, потому что результат ЕГЭ кажется самым непосредственным образом связанным с будущим.

Между тем с будущим связан не ЕГЭ, который худо-бедно, но оценивает соответствие ученика образовательной системе, а само состояние этой системы. Она так жестко повязана образовательными стандартами, что совершенно непонятно, как из нее может выйти человек завтрашнего дня, в котором стандарты явно будут иными.

Возьму пример, близкий мне - литература. Нынешних школьников учат разбираться в конфликте отцов и детей ХIХ века и понимать литературные приемы Тургенева, в то время как в ХХI веке литература потеряла вообще все влияние и на отцов, и на детей. Литература как вид искусства недурно обслуживала индустриальную эпоху, но в постиндустриальную знание Толстого и Тургенева значит не больше, чем знание Пелевина и Прилепина. Литература из национального хребта превратилась в частную опцию. А если вы с этим не согласны, то подсчитайте, сколько книг из разряда fiction вы читаете в год и, самое главное, какая из них производила на вас впечатление, сопоставимое с влиянием Толстого на современников.

Возможно, литературу теперь следует отнести к курсу истории, и убрать из ее изучения всю дикость школьного литературоведения, связанную с «образом Базарова» или «образом Онегина» - все равно в университете это потребуют забыть, а не поступившие забудут и так. Возможно, следует преподавать вместо литературы non-fiction. А возможно, следует литературу заменить словесностью, потому что даже начитанный русский человек не знает ни логики, ни риторики и совершенно не умеет отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

Я не знаю, какие формы должна принимать школа будущего, потому что ответ на это ищут в школах экспериментальных, которые в России невозможны из-за школьных стандартов. И это меня пугает больше, чем вопросники ЕГЭ. Противоречие между новаторством и стандартом не только наша проблема. Но когда с ней столкнулись, например, в Армении, там изменили закон: и новаторы, типа школы «Айб», где школьники скатывают с верхних этажей на нижние по трубам, получили законное право на эксперимент.

В этом смысле России следовало бы учиться и учиться.

Я в социальных сетях:

ВКонтакте - https://vk.com/dimagubin777
Фейсбук - https://www.facebook.com/tp.gubin
Инстаграм - https://www.instagram.com/dimagubin
Твиттер - https://twitter.com/gubindima

Мои электронные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Под чертой (сборник)
- Русский рулет, или Книга малых форм. Игры в парадигмы (сборник)
- Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой

Мои бумажные книги:

- Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения
- Налог на Родину

эксперимент, литература, ЕГЭ, non-fiction, будущее, экспериментальная школа, словесность

Previous post Next post
Up