Завершаю субъективный путеводитель по кинофестивалю "Послание к человеку".
Была ночь, и было видение в ночи: после церемонии закрытия в БДТ дико недовольный Коля Усков выговаривал мне (поскольку подвернулся под руку в Строганоff Steak House за столом), что публика на церемонии была ужасно плохо одета. Ну, типа, выходили получать призы в реально рваных дешевых кроссовках и дешевых кепках. Моя рубашка от Desingual его тоже оскорбляла. Я жалко оправдывался, что костюм с via della Spiga и рубашки от Hilditch & Key с Jermin street остались в Москве (хотя правда остались. Дико неудобно работать на кинофестивале в мгновенно мнущихся рубашках и усмирительных пиджаках):
- Коля, на пригласительных билетах не был обозначен дресс-кодд. В Англии меня приучили принимать людей такими, какими им удобно быть. А если внешний вид тебя оскорбляет, то обозначь, в чем им следует к тебе приходить.
- Это потому, что Дмитрий настоящий демократ, - вступился за меня Познер (с меткой ордена Почетного легиона в петлице пиджака).
А мне вследствие жизни по преимуществу в Питере в последнее время как-то стало по фигу, кто во что одет (но не по фигу - кто как одет). А уж на кинофестивале, где максимальный призовой фонд составляет цену моего костюма, и правда купленного когда-то в Милане, претензий к нарядам и вовсе быть не может. Ну какая разница, как одет Сокуров, чью "Франкофонию" показывали на закрытии? Где он покупал свой пиджак? Как он на нем сидит? Куда печальнее, что "Франкофония" как фильм не сложилась, о чем, кстати, сам автор говорит в начале фильма. Вместо фильма - набор скетчей, порою выдающихся. А фильма нет, потому что мыслей нет, кроме банальных. Увы. Я отнюдь не поклонник Сокурова (больше прочего мне у него нравится старое - "Спаси и сохрани" и "Дни затмения" с музыкой Ханона, который тогда еще был Ханиным). Но я дико переживаю, когда фильмы не задаются, - как будто сам снимал.
А гран-при фестиваля - у "Зовите меня Марианна" (и приз прессы, то есть приз от Познера и Ускова) у польского фильма
"Зовите меня Марианна" Каролины Белавской, который я не успел просмотреть. Это фильм про человека, меняющего пол. И, видимо, это очень сильный фильм. И очень точный для фестиваля, главное послание которое - что все мы разные. И я дико рад, что "Золотой кентавр" отметил эту тему, как и тому, что на открытии фестиваля на Дворцовой в фильме Human Артюса-Бертрана были сильнейшие съемки геев и лесбиянок, делающих coming out прямо на камеру.
Мы разные, и нам, разным, жить.
Это прямо противоположно всему тому лживому, мутному, циничному, злобному потоку, в который, как в канализацию, сливается моя сегодняшняя страна - ну что ж, как писал реакционный литератор Кукольник, "минует печальное время - мы снова обнимем друг друга".
Фестиваль завершен, а фильмы-призеры идут сегодня с 15.00 в "Великане" и с 17.00 в "Родине": приходите.
Посмотрите, кстати, мой любимый мульт "Мы не можем жить без космоса" Константина Бронзита: он признал лучший анимацией.
Полное расписание на субботу -
вот.