Вчерашний обмен глобального, симпатичного конца света по скандинавской версии (с Одинами-Торами и волками, пожирающими солнце), - на конец одного отдельно взятого Януковича вряд ли можно считать равноценным. Конец Януковича теперь вряд ли интересует даже тех женщин, что обычно задыхаются пунцово при виде самцов-доминантов типа поведения А с приоритетным доступом к витальным ресурсам: ну, там, генералов или, на самый худой (во всех смыслах) конец - полковников. Янукович теперь - иллюстрация к классической иерархии, где из типа А вербуются не только доминанты, но субординанты. На кого теперь Януку садку делать?! Разве что в позе лордоза к Путину приползти... - да и будет о нем.
Перехожу к концу света.
Текст про конец
вышел на Росбалте подсокращенным. Ну да, на фоне Украины и Олимпиады...
Ниже даю его полностью.
Это текст-спекуляция - но любые разговоры о конце света являются спекуляцией, начиная с 7000-го года от сотворения мира: но часть из этих спекуляций двигали пером Нестора-летописца и поведением Ивана Грозного. К тому же чтение спекулятивных рассуждений выходные, - самое оно.
Не так?
ЖАЖДА ОБНУЛЕНИЯ
Я, признаться, не знаю, плакать или смеяться при сообщении об очередном конце света, который должен случиться 22 февраля, - но, на всякий случай, записываюсь в лист ожидания.
Теперь понятно, откуда пошла новостная зараза: с проклятого Запада. Британская The Mirror, духовная тетушка нашей «Твой день», рассказала всю правду о будущем: начнут битву северные боги, и сына Одина Тора загрызет волк, катящий шар конца света, и три года будет длиться зима, и мир погрузится в море, и будет нам всем кирдык, называемый по-викингски Рагнарек.
Древние скандинавские календари врать не могут, да приметы сходятся один в один: протрубил в хранящийся в городе Йорке рог Гьялерхорн бог Хеймдаллр, и выловили в Калифорнии пятиметровую рыбу-змею.
Вот ведь люди, а?
Мало им было конца света по календарю майя?
Что, непонятно, что любой календарь произволен, в смысле условен, а древний, примитивный, еще и несовершенен - кто ж думал тогда на века вперед? Тьма летоисчислений обрываются по техническим причинам. Так в первые компьютерные программы не закладывали дат позже 1999-го, и тоже ждали конца света, уже техногенного, - но, как водится, обошлось.
Кстати, в христианской цивилизации ждали конца света в 7000-м году от сотворения мира: на современный взгляд, это был некруглый рядовой 1492-й. (Добавлю, что ждали конца света и в 7007-м, и в 7070-м, и в 7077-м - о, магия цифр! Оставалось еще пять столетий до написания «Маятника Фуко», где Умберто Эко всласть высмеял игры в цифры и звучные совпадения - но итальянский профессор отсмеялся, а мир не наигрался. Кстати, 7000-й год так пугал потому, что тысячелетие пред Богом считалось «яко день един»: вот и прокатила вся, до последнего дня, Великая Седмица,- а дальше день антихриста, битва добра и зла, второе пришествие Христа. Об ожиданиях 7000-го недурно у Водолазкина в романе «Лавр»).
Вообще, все русское средневековье - бесконечные ожидания конца века и второго пришествия. В Москве, в РГГУ, преподает историк профессор Андрей Юрганов. Загляните в его книжку «Категории русской средневековой культуры» - там много о том, как ожидание конца света влияло и на решения Стоглавого собора, и на структуру Домостроя, и даже на название «Повести временных лет», которую летописец (по предположению Юрганова) намеревался довести как раз до дня Страшного Суда.
И что именно ожидание Высшего Суда (я этот момент особо отмечу) объясняло жестокость русского царя, которому надлежало «грозну быти» (напомню, «Грозным» в летописях именовали не только Ивана IV, но и Ивана III, и даже - о чем совсем мало кто знает - Александра Невского: словом, любого, кто головы рубил). Так вот, грозность русского царя оправдывалась как естественная и желательная реакция на беззаконие, то есть на торжество антихриста, которое неизбежно должно было предшествовать Апокалипсису.
А пришествие антихриста виделось во всем - в нашествии Орды, в падении Константинополя…
То есть ожидание Страшного Суда как предопределенной, в книгах и календарях предсказанной даты, довольно быстро заменилось восприятием Суда как неизбежного события (о приближении которого следует судить не по числам и численникам, а по грозным явлениям), могущего последовать в любой момент. Отсюда и идея ежеминутной к нему готовности и даже действий на упреждение - вот откуда массовые самоубийства, самозакопы и самосожжения (печально знаменитые «гари») у старообрядцев. Уйти добровольно в лучший мир, чтобы не достаться антихристу в этом мире.
Вот где темная трагедия! Что по сравнению с ней скандинавские боги…
До среднедевственного в исторических знаниях россиянина (проще говоря, среднего россиянина) долетал отзвук «Хованщины». Возможно, он читал рассказ Акунина «Перед концом света» из сборника «Нефритовые четки» - про самоубийц-старообрядцев в конце XIX века в Архангельской губернии. На меня когда-то произвел сильное впечатление очерк Розанова «Русские могилы» из сборника «Темный лик»: это текст-реконструкция коллективного самоубийства старообрядцев на Терновских хуторах под Тирасполем в 1896-м году, - мрачнейшая история… Добавлю, что последователи тех беглецов от этого света есть и сегодня - достаточно вспомнить пензенских закопанцев (2007 год) или зайти на сайт «Православие и мир», где в рубрике «Секты» (под которыми нередко обозначены ереси, то есть официально осуждаемые ответвления в православии) содержится впечатляющая подборка материалов с заголовками типа «Бывший священник держит детей в лесу»…
Впрочем, меня самого занесло в слишком глухие леса.
А все потому, что меня тема конца света тоже, как ни странно, привлекает. И связанная с ней (что там ни говори!) тревожность круглых дат и цифр. Она привлекает, как приобретение под Новый (свежий!) год девственно чистого (обнуленного!) молескина, в который я начну заносить (идеальным, конечно же почерком, поскольку реальный испорчен компьютером!) планы жизни иной, лучшей, желанной. Где все мои седмицы будут наисветлейшими и наивеличайшими.
Хотя вон, стоит на полке в кладовке полное собрание разочарований прежних лет - предыдущие ежедневники, и там почерк хужеет от страницы к странице, а общий итог неутешителен, потому что несделанного все больше, а места на полке все меньше.
И можно твердить, что ежедневник сам ничего не создает, а лишь отражает, что коли хочешь изменить жизнь, так меняй ее с этой секунды! - но надеешься на чудо. На чудо передышки. На чудо обновления. На чудо обнуления. Я думаю, этим так привлекателен каждый новый формальный отсчет.
Чудом когда-то для всех сегодняшних взрослых выглядел далекий 2000-й год и, следом, XXI век (и захватывало дух - ух! Неужели ж доживу? И отменят ли деньги, и наступит ли ли коммунизм?). А когда 2000-й наступил, встреча была скромна (бушевал финансовый кризис), но надежда на обнуление была не убита (пришел, наконец, молодой подтянутый президент).
А потом - дикое, дичайшие разочарование, когда стало ясно, что кроме количества денег, ничего не изменится, - все то же русское хождение по кругу, грязьца да кровца в вечном колесе, и что этому нет никакого просвета, никакого просвета, никакогопросветаникакогопросвета. И ты где-то сбоку припеку от этой равнодушной ко всем и всему повозки.
Да пропади оно все, - а не может пропасть, так обнулись!
Вот почему я отношусь, как к мелкому празднику, к очередному концу света.
И, похоже, обнуление по этой причине привлекает не меня одного.