Не состоялся еще один конец света - скандинавский. Обмен на конец Януковича не равноценен...

Feb 23, 2014 12:52

Вчерашний обмен глобального, симпатичного конца света по скандинавской версии (с Одинами-Торами и волками, пожирающими солнце), - на конец одного отдельно взятого Януковича вряд ли можно считать равноценным. Конец Януковича теперь вряд ли интересует даже тех женщин, что обычно задыхаются пунцово при виде самцов-доминантов типа поведения А с приоритетным доступом к витальным ресурсам: ну, там, генералов или, на самый худой (во всех смыслах) конец - полковников. Янукович теперь - иллюстрация к классической иерархии, где из типа А вербуются не только доминанты, но субординанты. На кого теперь Януку садку делать?! Разве что в позе лордоза к Путину приползти... - да и будет о нем.
Перехожу к концу света.
Текст про конец вышел на Росбалте подсокращенным. Ну да, на фоне Украины и Олимпиады...
Ниже даю его полностью.
Это текст-спекуляция - но любые разговоры о конце света являются спекуляцией, начиная с 7000-го года от сотворения мира: но часть из этих спекуляций двигали пером Нестора-летописца и поведением Ивана Грозного. К тому же чтение спекулятивных рассуждений выходные, - самое оно.
Не так?

ЖАЖДА ОБНУЛЕНИЯ

Я, признаться, не знаю, плакать или смеяться при сообщении об очередном конце света, который должен случиться 22 февраля, - но, на всякий случай, записываюсь в лист ожидания.

Теперь понятно, откуда пошла новостная зараза: с проклятого Запада. Британская The Mirror, духовная тетушка нашей «Твой день», рассказала всю правду о будущем: начнут битву северные боги, и сына Одина Тора загрызет волк, катящий шар конца света, и три года будет длиться зима, и мир погрузится в море, и будет нам всем кирдык, называемый по-викингски Рагнарек.
Древние скандинавские календари врать не могут, да приметы сходятся один в один: протрубил в хранящийся в городе Йорке рог Гьялерхорн бог Хеймдаллр, и выловили в Калифорнии пятиметровую рыбу-змею.
Вот ведь люди, а?
Мало им было конца света по календарю майя?
Что, непонятно, что любой календарь произволен, в смысле условен, а древний, примитивный, еще и несовершенен - кто ж думал тогда на века вперед? Тьма летоисчислений обрываются по техническим причинам. Так в первые компьютерные программы не закладывали дат позже 1999-го, и тоже ждали конца света, уже техногенного, - но, как водится, обошлось.
Кстати, в христианской цивилизации ждали конца света в 7000-м году от сотворения мира: на современный взгляд, это был некруглый рядовой 1492-й. (Добавлю, что ждали конца света и в 7007-м, и в 7070-м, и в 7077-м - о, магия цифр! Оставалось еще пять столетий до написания «Маятника Фуко», где Умберто Эко всласть высмеял игры в цифры и звучные совпадения - но итальянский профессор отсмеялся, а мир не наигрался. Кстати, 7000-й год так пугал потому, что тысячелетие пред Богом считалось «яко день един»: вот и прокатила вся, до последнего дня, Великая Седмица,- а дальше день антихриста, битва добра и зла, второе пришествие Христа. Об ожиданиях 7000-го недурно у Водолазкина в романе «Лавр»).
Вообще, все русское средневековье - бесконечные ожидания конца века и второго пришествия. В Москве, в РГГУ, преподает историк профессор Андрей Юрганов. Загляните в его книжку «Категории русской средневековой культуры» - там много о том, как ожидание конца света влияло и на решения Стоглавого собора, и на структуру Домостроя, и даже на название «Повести временных лет», которую летописец (по предположению Юрганова) намеревался довести как раз до дня Страшного Суда.И что именно ожидание Высшего Суда (я этот момент особо отмечу) объясняло жестокость русского царя, которому надлежало «грозну быти» (напомню, «Грозным» в летописях именовали не только Ивана IV, но и Ивана III, и даже - о чем совсем мало кто знает - Александра Невского: словом, любого, кто головы рубил). Так вот, грозность русского царя оправдывалась как естественная и желательная реакция на беззаконие, то есть на торжество антихриста, которое неизбежно должно было предшествовать Апокалипсису.
А пришествие антихриста виделось во всем - в нашествии Орды, в падении Константинополя…
То есть ожидание Страшного Суда как предопределенной, в книгах и календарях предсказанной даты, довольно быстро заменилось восприятием Суда как неизбежного события (о приближении которого следует судить не по числам и численникам, а по грозным явлениям), могущего последовать в любой момент. Отсюда и идея ежеминутной к нему готовности и даже действий на упреждение - вот откуда массовые самоубийства, самозакопы и самосожжения (печально знаменитые «гари») у старообрядцев. Уйти добровольно в лучший мир, чтобы не достаться антихристу в этом мире.
Вот где темная трагедия! Что по сравнению с ней скандинавские боги…
До среднедевственного в исторических знаниях россиянина (проще говоря, среднего россиянина) долетал отзвук «Хованщины». Возможно, он читал рассказ Акунина «Перед концом света» из сборника «Нефритовые четки» - про самоубийц-старообрядцев в конце XIX века в Архангельской губернии. На меня когда-то произвел сильное впечатление очерк Розанова «Русские могилы» из сборника «Темный лик»: это текст-реконструкция коллективного самоубийства старообрядцев на Терновских хуторах под Тирасполем в 1896-м году, - мрачнейшая история… Добавлю, что последователи тех беглецов от этого света есть и сегодня - достаточно вспомнить пензенских закопанцев (2007 год) или зайти на сайт «Православие и мир», где в рубрике «Секты» (под которыми нередко обозначены ереси, то есть официально осуждаемые ответвления в православии) содержится впечатляющая подборка материалов с заголовками типа «Бывший священник держит детей в лесу»…
Впрочем, меня самого занесло в слишком глухие леса.
А все потому, что меня тема конца света тоже, как ни странно, привлекает. И связанная с ней (что там ни говори!) тревожность круглых дат и цифр. Она привлекает, как приобретение под Новый (свежий!) год девственно чистого (обнуленного!) молескина, в который я начну заносить (идеальным, конечно же почерком, поскольку реальный испорчен компьютером!) планы жизни иной, лучшей, желанной. Где все мои седмицы будут наисветлейшими и наивеличайшими.
Хотя вон, стоит на полке в кладовке полное собрание разочарований прежних лет - предыдущие ежедневники, и там почерк хужеет от страницы к странице, а общий итог неутешителен, потому что несделанного все больше, а места на полке все меньше.
И можно твердить, что ежедневник сам ничего не создает, а лишь отражает, что коли хочешь изменить жизнь, так меняй ее с этой секунды! - но надеешься на чудо. На чудо передышки. На чудо обновления. На чудо обнуления. Я думаю, этим так привлекателен каждый новый формальный отсчет.
Чудом когда-то для всех сегодняшних взрослых выглядел далекий 2000-й год и, следом, XXI век (и захватывало дух - ух! Неужели ж доживу? И отменят ли деньги, и наступит ли ли коммунизм?). А когда 2000-й наступил, встреча была скромна (бушевал финансовый кризис), но надежда на обнуление была не убита (пришел, наконец, молодой подтянутый президент).
А потом - дикое, дичайшие разочарование, когда стало ясно, что кроме количества денег, ничего не изменится, - все то же русское хождение по кругу, грязьца да кровца в вечном колесе, и что этому нет никакого просвета, никакого просвета, никакогопросветаникакогопросвета. И ты где-то сбоку припеку от этой равнодушной ко всем и всему повозки.
Да пропади оно все, - а не может пропасть, так обнулись!
Вот почему я отношусь, как к мелкому празднику, к очередному концу света.
И, похоже, обнуление по этой причине привлекает не меня одного.
Previous post Next post
Up