Вчера я уже
написал о скандале связанном с запретом в Питере немецкой рекламы на дни снятия-блокады-торжеств. О том, что привычка падать на колени перед любой начальской глупостью и, увы, неистребима, и неистребительна.
А сейчас - продолжение темы. Хотя, боюсь, вовсе не завершение темы Питера как идеально щедринского Глупова, - когда бы Питер ограничивался Смольным. Вот текст, только что вышедший на Росбалте.
НЕМЦЫ: ПРИВЕТ ОТ ТОВАРИЩА СТАЛИНА
История с (псевдо)запретом Смольным в Петербурге рекламы немецких товаров в дни 70-летия снятия блокады началась для меня во Франкфурте, когда я пристегивал ремни на петербургском рейсе «Люфтганзы», и раздался звонок с «Бизнес FM»:
- Не могли бы вы прокомментировать: правда ли, что немецкие товары оскорбляют чувства ленинградских блокадников?
Я тогда дернулся в кресле так, что подбежала фройляйн стюардесса.
Бред полный!..
Прилетел в Питер: нет, не бред.
Пока ехал по Московскому проспекту, читал новости (за окном промелькнул шоу-рум Audi). Заодно, кстати, выяснил, что губернатор пережившего блокаду города пользуется Mercedes S400 c удлиненным салоном, а жена вице-губернатора владеет тремя «мерседесами». Эту песню не задушишь, не убьешь (erwürgen nicht, ermorden nicht).
Потом еще два дня подряд мне звонили с двух радио, одного телевидения и двух газет, а затем проснулся Ктхулху, и устами вице-губернатора (того самого, чья жена поддерживает немецкий автопром: у них хорошая, патриотичная, православная семья) объявил, что письмо, отосланное в компании, размещающие наружную рекламу, было фальшивкой. Ну, кто-то из бывших сотрудников решил свести счеты и подставить Смольный (я к тому времени имел копию разосланного от имени городского центра размещения рекламы письма. Если это и была фальшивка, то делал ее тот, у кого все Рембрандты настоящие).
Мне позвонили еще с трех сайтов.
Наконец, свой человек в кругах власти сказал (цитирую): «Очевидно, что Смольный обо…ся, а теперь пробует прибраться, но при этом еще больше размазывает дерьмо». Оставляю это без комментариев и целиком на его совести (ну, или на совести Смольного - зависит от того, кто прав).
Мне в этой истории важно другое: почему все поверили, что Смольный и правда запретил немецкую рекламу на «блокадные дни»?
Нет, не только потому, что сегодняшняя российская власть производит такой продукт, что веришь во что угодно, хоть в запрет топота котов.
Но, помимо этого, есть и еще одно более чем существенное обстоятельство.
Похоже, средний обыватель (включая обитателя Смольного) нередко убежден, что сегодняшняя Германия есть все же наследник Германии гитлеровской, нацистской. Ну, да, евреев там больше не убивают, Нюрнбергский процесс провели и в целом хорошо замаскировались, но в глубине души остались реваншистами. Так что справедливо оскорбляться на присутствие их рекламы у наших военных святилищ и вообще, демонстративно давать им укорот (не отказываться от «мерседесов», «фольксвагенов», «ауди» и «опелей», которых сознание обывателя проводит по графе «трофеи»).
Так, конечно, происходит во многом оттого, что сегодняшний обыватель довольно темен, плохо образован, скверно знает историю даже собственной страны - и становится, по моим наблюдениям, даже хуже, чем во времена СССР. (Хотите доказательств? - да сколько угодно! Мы ж до сих пор считаем, что на СССР напала фашистская Германия. На самом же деле фашизма в Германии не было, там был нацизм, а фашизм был в Италии, где, кстати, антисемиты фашисты порой парадоксальным образом евреев спасали. Во всяком случае, когда Гитлер принял так называемое «окончательное решение» (о физическом уничтожении евреев, это произошло в 1942-м), итальянская зона оккупации Франции оказалась для евреев спасительной).
То есть русский человек не знает этих очевидных для европейцев вещей. Он не знает, что послевоенные поколения Германии росли на идее коллективной ответственности и коллективной вины (и ее искупления: вот откуда финансовая помощь жертвам нацистских лагерей). Он не видит, что сегодняшние немцы ненавидят Гитлера лютее лютого просто потому, что из-за Гитлера эта исторически, культурно и архитектурно богатейшая территория была обращена в разделенную на две части руину. Для российского обывателя Вторая мировая война - по прежнему пренебрежимо малый эпизод Великой Отечественной.
Это та часть объяснения, которую можно списать на необразованность.
Но вторая, увы, сводится к тому, что легкость приписывания немцам наследия Гитлера связана с тем, что мы, русские, во много являемся наследниками Сталина. Мы чувствуем себя правопреемниками СССР (отсюда и тоска по «великой и могучей державе»!), и просто не можем поверить, что другая сторона конфликта, не отказавшись от родства с Третьим Рейхом, полностью отказалась от его наследства.
Иными словами, в нашем мозгу не укладывается, что сегодняшний немец может быть либералом и демократом, у которого следует поучиться. Нам кажется, он должен наследовать нелиберальному и недемократическому немецкому нацистскому режиму точно так же, как мы наследуем своему (пока не забыл: специально для уничтожения «либерастов» при Гитлере в гестапо был создан отдел IV-A. Нашим борцам с либерализмом есть у кого поучиться).
Это представление играет злую шутку со многими. Например, в одной из весьма приличных петербургских газет я прочел по поводу истории с немецкой рекламой: «несмотря на безусловное осуждение фашизма, современные немецкие компании все-таки далеки от него». Потом исправили, но «несмотря на» и «все-таки» меня успели восхитить. Как говорится, мастера оговорочки по Фрейду.
И такие ляпы всем - большой урок.
Урок по теме «Каким образом в странах с богатейшей культурой в ХХ веке приходили к власти людоедские режимы, и почему одни страны, переболев людоедством, приобрели иммунитет, а другие продолжают болеть?»
Такой урок, кстати, я бы и проводил в школах в памятные блокадные дни.