«Мне не нравятся твои шутки про партию... потому что это жульё... жИльё - нам дала партия!» (с) Золотой фонд цитат русского кинематографа.
«Праздник» - это нашумевшая и почти запрещенная чиновниками комедия о блокадном Ленинграде. Она, конечно, не о блокаде и не о ветеранах. И это, конечно, не оскорбление чужих чувств. Обидеться здесь могут разве что современные российские чиновники, и вот почему.
Как и в случае со
«Смертью Сталина», шум задавил фильм еще на стадии монтажа, поэтому режиссер Алексей Красовский пошел на отчаянный в России шаг - выложил картину бесплатно на YouTube. И сегодня состоялась его премьера.
Click to view
По замыслу, это должно было произойти 31 декабря, но из-за трагедии в Магнитогорске премьеру перенесли.
«Праздник» может обидеть разве что глухого или слепого. Или напрочь отмороженного. Прежде всего, это комедия положений, выглядящая как качественная театральная постановка в замкнутом пространстве - одной ленинградской квартире. Комедия не в смысле га-га-га, а остросоциальная зарисовка на тему человеческого неравенства.
Диалоги - шикарны, актеры - тоже, некоторые шутки - как цитаты для статуса Вконтакте. Черно-белая стилистика придает картине излишней театральности.
Я, честно говоря, не хочу спорить с упоротыми товарищами, не смотревших фильм, но считающие его провокационным. Бессмысленно так вальяжно относиться к своей нервной системе. Антон Долин уже хорошо
сформировал причину, по которой на фильм набросились:
«Они рассказывают историю не из времен блокады. На самом деле речь идет о сегодняшнем дне, о нынешнем 31 декабря, с которым совпадает премьера «Праздника». В этом, а не в воображаемом надругательстве над прошлым, и есть подлинная причина возмущения депутатов».
Он же
дал ответ на вопрос, обидятся ли зрители:
«Праздник» не пытается исследовать феномен блокады или блокадника - надо сказать, что единственная настоящая жертва трагедии, Маша, выглядит самым схематичным из персонажей. Это картина о том, каково жить и не замечать, что рядом умирают. И почему твоя жизнь, в особенности жизнь благополучная, так или иначе, связана с чужой смертью».
Поясню: «Праздник» мог быть более толстым стебом над современной Россией. Вместо хорошо питающейся богатой семьи в блокаду должны были быть чиновники, которые также не смогут объяснить, откуда у них это все, если спросят. Однако Красовский решил не бить в лоб, а показывает семью интеллигенции, глава которой «выращивает бактерии по заданию партии». И боится он больше всего, что Гитлер узнает о секретном оружии против него и убьет биолога.
Для не отошедших еще от праздников разжую: современные реалии неотличимы от показанного в фильме. С одной стороны -нищий народ, вынужденный экономить на продуктах, с другой - толстосумы за баранкой бульдозера, давящие санкционку. С одной стороны- средний класс, с другой - богатеи с золотыми унитазами, дети которых в шубах разъезжают на «геликах».
Думаю, посыл достаточно ясный. Сам Красовский же сказал, что фильм не высмеивает ужас блокады.
«Главная цель кинокартины - показать «разобщенность между богатыми - причем незаслуженно и неоправданно богатыми - и всеми остальными», которая чувствуется сильнее при таких трагических обстоятельствах, как во время голода 1941-1942 годов в Ленинграде. Фильм является авторской выдумкой и что автор имеет на это право: «В противном случае давайте говорить откровенно, что в стране есть цензура и нам запрещено говорить на некоторые темы и снимать на них кино».
Кстати, Алексей Красовский - тот самый режиссер, который снял лучший российский фильм 2016 года -
«Коллектор». В нем Константин Хабенский играл практически бесплатно, как говорится, ради искусства.
Ради искусства останется и фильм «Праздник». Без прокатного удостоверения он лишается большого экрана, а также показов в онлайн-кинотеатрах и на телевидении. Кроме того, он автоматически лишается участия в больших кинофестивалях.
Что интересно, о премьере «Праздника» по соответствующему запросу первая страница Google выдает лишь привычно «либеральные» СМИ, написавшие об этом. Среди них «Новая газета», «Эхо Москвы», «Московский комсомолец», «Медуза», «Радио Свобода», а также TJournal. Очень показательное явление.
Что касается грехов «Праздника», конечно, не без них. Молодые актеры на фоне своих старших коллег не всегда выглядят достаточно убедительно, но изначальный тон картины в виде театральной постановки перекрывают эти недостатки. Можно сказать, что пару раз за час с не большим в фильме можно заметить «перегиб палки».
Это касается конкретно выживания в блокадном Ленинграде, что может кого-то сильно покоробить. Но по факту перед нами картина о России на все времена. Блокадный город - всего лишь декорация, на фоне которых разворачивается сатира.
И да, она много смешнее тех же рекламных «Елок», а учитывая, что в 2019 году еще ничего не вышло, можно смело сказать, что это самая смелая и смешная комедия нового года. Следующим фильмом, который стоит с нетерпением ждать и идти в кино, будет новая работа Юрия Быкова «Завод». В прокате с 7 февраля, и ближе к делу я о ней обязательно напишу.
А пока не запретили удалили,
смотрите «Праздник» на Ютубе. Если понравится, под роликом есть возможность поддержать авторов картины. Смотрите хорошее кино.