«Праздник» к нам приходит! Лучшая комедия о блокадном Ленинграде?

Jan 03, 2019 20:08



«Мне не нравятся твои шутки про партию... потому что это жульё... жИльё - нам дала партия!» (с) Золотой фонд цитат русского кинематографа.

«Праздник» - это нашумевшая и почти запрещенная чиновниками комедия о блокадном Ленинграде. Она, конечно, не о блокаде и не о ветеранах. И это, конечно, не оскорбление чужих чувств. Обидеться здесь могут разве что современные российские чиновники, и вот почему.

Как и в случае со «Смертью Сталина», шум задавил фильм еще на стадии монтажа, поэтому режиссер Алексей Красовский пошел на отчаянный в России шаг - выложил картину бесплатно на YouTube. И сегодня состоялась его премьера.

image Click to view





По замыслу, это должно было произойти 31 декабря, но из-за трагедии в Магнитогорске премьеру перенесли.

«Праздник» может обидеть разве что глухого или слепого. Или напрочь отмороженного. Прежде всего, это комедия положений, выглядящая как качественная театральная постановка в замкнутом пространстве - одной ленинградской квартире. Комедия не в смысле га-га-га, а остросоциальная зарисовка на тему человеческого неравенства.

Диалоги - шикарны, актеры - тоже, некоторые шутки - как цитаты для статуса Вконтакте. Черно-белая стилистика придает картине излишней театральности.

Я, честно говоря, не хочу спорить с упоротыми товарищами, не смотревших фильм, но считающие его провокационным. Бессмысленно так вальяжно относиться к своей нервной системе. Антон Долин уже хорошо сформировал причину, по которой на фильм набросились:

«Они рассказывают историю не из времен блокады. На самом деле речь идет о сегодняшнем дне, о нынешнем 31 декабря, с которым совпадает премьера «Праздника». В этом, а не в воображаемом надругательстве над прошлым, и есть подлинная причина возмущения депутатов».



Он же дал ответ на вопрос, обидятся ли зрители:

«Праздник» не пытается исследовать феномен блокады или блокадника - надо сказать, что единственная настоящая жертва трагедии, Маша, выглядит самым схематичным из персонажей. Это картина о том, каково жить и не замечать, что рядом умирают. И почему твоя жизнь, в особенности жизнь благополучная, так или иначе, связана с чужой смертью».

Поясню: «Праздник» мог быть более толстым стебом над современной Россией. Вместо хорошо питающейся богатой семьи в блокаду должны были быть чиновники, которые также не смогут объяснить, откуда у них это все, если спросят. Однако Красовский решил не бить в лоб, а показывает семью интеллигенции, глава которой «выращивает бактерии по заданию партии». И боится он больше всего, что Гитлер узнает о секретном оружии против него и убьет биолога.



Для не отошедших еще от праздников разжую: современные реалии неотличимы от показанного в фильме. С одной стороны -нищий народ, вынужденный экономить на продуктах, с другой - толстосумы за баранкой бульдозера, давящие санкционку. С одной стороны- средний класс, с другой - богатеи с золотыми унитазами, дети которых в шубах разъезжают на «геликах».
Думаю, посыл достаточно ясный. Сам Красовский же сказал, что фильм не высмеивает ужас блокады.

«Главная цель кинокартины - показать «разобщенность между богатыми - причем незаслуженно и неоправданно богатыми - и всеми остальными», которая чувствуется сильнее при таких трагических обстоятельствах, как во время голода 1941-1942 годов в Ленинграде. Фильм является авторской выдумкой и что автор имеет на это право: «В противном случае давайте говорить откровенно, что в стране есть цензура и нам запрещено говорить на некоторые темы и снимать на них кино».

Кстати, Алексей Красовский - тот самый режиссер, который снял лучший российский фильм 2016 года - «Коллектор». В нем Константин Хабенский играл практически бесплатно, как говорится, ради искусства.

Ради искусства останется и фильм «Праздник». Без прокатного удостоверения он лишается большого экрана, а также показов в онлайн-кинотеатрах и на телевидении. Кроме того, он автоматически лишается участия в больших кинофестивалях.
Что интересно, о премьере «Праздника» по соответствующему запросу первая страница Google выдает лишь привычно «либеральные» СМИ, написавшие об этом. Среди них «Новая газета», «Эхо Москвы», «Московский комсомолец», «Медуза», «Радио Свобода», а также TJournal. Очень показательное явление.



Что касается грехов «Праздника», конечно, не без них. Молодые актеры на фоне своих старших коллег не всегда выглядят достаточно убедительно, но изначальный тон картины в виде театральной постановки перекрывают эти недостатки. Можно сказать, что пару раз за час с не большим в фильме можно заметить «перегиб палки».

Это касается конкретно выживания в блокадном Ленинграде, что может кого-то сильно покоробить. Но по факту перед нами картина о России на все времена. Блокадный город - всего лишь декорация, на фоне которых разворачивается сатира.
И да, она много смешнее тех же рекламных «Елок», а учитывая, что в 2019 году еще ничего не вышло, можно смело сказать, что это самая смелая и смешная комедия нового года. Следующим фильмом, который стоит с нетерпением ждать и идти в кино, будет новая работа Юрия Быкова «Завод». В прокате с 7 февраля, и ближе к делу я о ней обязательно напишу.

А пока не запретили удалили, смотрите «Праздник» на Ютубе. Если понравится, под роликом есть возможность поддержать авторов картины. Смотрите хорошее кино.



блокада, Красовский, кино, видео, фильмы, Ленинград, мнение, премьера, Праздник, рецензии на фильмы

Previous post Next post
Up