ФОРМУЛА ДВУХ "Г": ГИПЕРОПЕКА И ГИПООПЕКА

Aug 17, 2017 09:00





"Пройдет сто лет, и не будет иметь никакого значения, сколько у меня было денег, в каком доме я жил, какая у меня была машина… Но мир может стать иным из-за того, что я был важен в жизни одного ребенка".

Ричард Бах.

Исходя из словарного определения, гиперопека - это стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. "Чрезмерность" - вот, что является верным определением такой "заботы". «Благодаря» такому тотальному контролю, дети могут вырасти слабовольными и инфантильными.

Бесспорно, они нуждаются в любви и заботе, им необходим контроль и поддержка родителей. Таким же образом, им необходимо пространство для развития и приобретение личного опыта. В противном случае, ребенок вырастает неспособным принимать решения, что влечет за собой бремя неудач и дезорганизацию всего пути взросления. В этом случае семья препятствует формированию самостоятельности и ответственности.



Давайте посмотрим на современных детей. По статистике, более 40% детей имеют трудности, которые ограничивают их жизнедеятельность по причине "любви" близкого окружения. Они не могут проявлять инициативу, им тяжело поверить в себя, у них низкая самооценка. Если ребенок "избит" чрезмерной "заботой" родных, он войдет в социум с багажом комплексов.




Приведем один пример. Совсем недавно наша коллега ехала в поезде в Ставрополь. В купе вместе с ней ехали бабушка с внучкой. Девочка лет 10-ти. Бабушка помогала девочке подняться по лестнице на верхнюю полку как малышке лет трех, переставляя ножку за ножкой, поддерживая. В эти годы дети обычно уже осваивают самые высокие верхушки деревьев. По крайней мере, так было раньше…в 90-ые.

Другая крайность, гипоопекающий стиль воспитания, таит в себе не меньшую опасность. На первый взгляд, за ним стоит доверие к ребенку, вера в самостоятельность. Но на деле - полное отсутствие контроля со стороны родителей, которые не знают потребностей детей и игнорируют их. Ребенок предоставлен самому себе.

Чаще всего такие родители сдают детей в группы кратковременного пребывания в различные «развивающие» центры. Аргументируя это так: «а что с ним делать дома целый день?». Или же вручают им планшеты, включают мультики, которые ребенок смотрит бесконтрольно много часов в день. Ребенок начинает считать себя нелюбимым, ненужным, лишним. Папа и мама изредка вспоминают, что он их ребенок, и уделяют ему мизер внимания. Они не находят времени на качественное общение и проведение времени с ребенком.




Качественное общение - это когда родители разговаривают с сыном или дочерью с глазу на глаз, при этом внимательно слушая, а не отвлекаясь на телевизор, компьютер, телефонные звонки, котлеты в сковороде и так далее. Это когда родитель и ребенок СЛЫШАТ друг друга, понимают. И у ребенка нет недосказанности и тревог. Качественное проведение времени - это когда отец или мать полностью погружены, к примеру, в совместный игровой процесс с ребенком. Много объясняют, говорят, сами задают вопросы. Проявляют полную эмпатию.

Такие дети рано взрослеют и с малых лет вынуждены сами о себе беспокоиться, глядя на других и завидуя тем, о ком заботится родня. Такая "недолюбовь" содействует появлению у ребенка чувства собственной неполноценности, душевной тревоги, ощущения вины, озлобленность и т.д. В подростковом возрасте такие дети подвержены риску попасть в неблагоприятную компанию. Там они найдут того, кто проявит внимание и "заботу" к нему. Ведь будучи сорванцом, он не видел и не знал тепла и каждое проявление внимания считает за любовь. А в будущем при создании семьи - риск стать жертвой брачного тирана.




Прослеживается ли связь двух типов воспитания с физическим здоровьем?

Мнение детского инструктора АФК Детского инклюзивного центра "Вместе весело шагать"(благотворительный проект фонда "Гольфстрим" http://www.golfstreamfond.ru/, http://vmeste-club.ru/) Сергея Годова: «Опасность связана с общим физическим развитием. К нам в центр приходят дети с нарушениями здоровья и без. И только во время диагностики маленького пациента, экспертами центра выясняется, что многие дети не знают, как и зачем перелазить через забор, к примеру. Как-то, на очередной диагностике один мальчик спросил: «А, зачем лазить по деревьям за яблоками? Ведь фрукты можно купить в магазине?» Логично, но...

Вот, тут проявился звоночек для нас, необходимо обратить внимание на отношение родителей к малышу. То есть дети, которых слишком опекают или наоборот, не развиваются как их сверстники. Они отстают в психическом развитии, физическом и социальном. С таким подходом они не станут спортсменами, врачами и так далее, если своевременно не получат помощь тех, кто протягивает им руку. Отдельно хотел бы выделить тех родителей, у которых особенные дети. Конечно же, вы самые сильные и терпеливые родители! Но, если ребенок родился с ДЦП, то жалость и "перелюбовь" к нему играет не в пользу. Таких детей нужно учить самостоятельности и развивать физически с самых пеленок. Спорт и физические нагрузки помогут превратить "царя" или "бяку" в полноценного члена общества! Спорт наградит уверенностью и выносливостью!».

Где же тот незримый переход, который позволит не перепутать гиперопеку от необходимой, естественной заботы о ребёнке и как различить гипоопеку от самостоятельности?

Столько размышлений было об этом: статьи, доклады, дискуссии... "Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; Да только воз и ныне там".




В чем же сложность решения такого актуального и волнующего вопроса?

На этот вопрос "пролила свет" специалист ДИЦ "Вместе весело шагать", детский психолог Светлана Иванова:
"-Я не открою секрет, если скажу, что такого рода воспитание приводит к нарушению акклиматизации ребенка в социуме. Эти две проблемы тесно переплетаются, и разбираться нужно комплексно.

По содержанию и структуре эти два типа воспитания различаются как плюс и минус, имея и общие черты. Их объединяют отклонения в поведении, такие как тревожность, неуверенность в себе. И то, и другое порождает комплексы несамостоятельности, искажения в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения. Здесь нужна "скорая помощь", в противном случае, это переходит в вечное преодоление комплексов неполноценности, невезения, что медленно и уверенно закладывали в голову "горячие" и "холодные" родители. Сложность проблемы в том, что родители своевременно не принимают мнение психолога, а ведь главное вовремя задуматься над трагедией. Это скорей работа с родителями, чем с детьми.

Специалисты центра "Вместе весело шагать" помогут в этом. Отмечу тот факт, что к нам стали чаще обращаться семьи, которые увидели проблему в корне и просят им помочь разобраться, как правильно строить отношения с детьми и в семье. Это вызывает радость! Значит, решение проблемы продвигается и имеет тенденцию к полной реабилитации".

Неправильно заботясь, вы теряете любовь и доверие... Равнодушие семьи, как в "пере...", так и в "не до..." оставляет след на всю жизнь.

Поэтому призываем всех родителей обращать внимание на своих детей и, в случае обнаружения гипо- и гиперопеки сразу постараться изменить подход к ним или же обратиться за помощью к психологам.

Втройне сложно заботиться о детях тем родителям, чьи дети родились с ограниченными возможностями здоровья. И вы можете присоединиться к помощи тем, кому это особенно необходимо. БФ «Гольфстрим» открыл инклюзивный центр «Вместе весело шагать» с целью помочь детям с ДЦП, аутизмом и другими заболеваниями. Но посещают занятия и здоровые детки тоже.

Приглашаем помочь детям с особенностями развития пройти реабилитацию с психологами, логопедом, дефектологом, специалистом АФК, социальным педагогом. На реабилитационных занятиях присутствуют и родители, чтобы научиться у специалистов навыкам обращения со своими особенными детками.




В срочной помощи сейчас нуждается Злата Морозова (4 годика, Иркутск, ДЦП). Девочка уже чуть-чуть стоит на ногах целые 6 минут. Остальное - с поддержкой родителей. И напевает как может мотивы любимых песен. Ей нужно немного помочь! Ежедневная реабилитация с проживанием возле центра и услуги всех специалистов стоят 212 000 рублей в месяц. Для родителей это дорого, ведь девочке необходим постоянный процесс реабилитации, который проводится с рождения.

Если вы хотите помочь:

- По всем вопросам звоните: рабочий номер +7 (962) 941 96 62, Виктория, +7 (495)-995-56-16.
- Отправьте СМС-пожертвование на номер 3443 со словом «ЛЕЧЕНИЕ 200» (где 200-любая сумма, какую захотите пожертвовать). Далее следуйте инструкции, которую получите в ответном смс-сообщении (о подтверждении перевода средств)
- Сделать перевод on-line по банковской карте со странички Златы на сайте фонда: http://www.golfstreamfond.ru
- Расчетный счет БФ «Гольфстрим» в ПАО "Сбербанк"
ИНН 5017998033
КПП 501701001
Расчетный счет в рублях:40703810638000004775
Корр. счет 30101810400000000225 в ГУ Банка России по ЦФО
БИК 044525225
Получатель: БФ «Гольфстрим»
Назначение: Благотворительное пожертвование Злате. НДС не облагается.
- Также можно сделать пожертвование через СберОнлайн, введя ИНН фонда БФ «Гольфстрим» 5017998033
- Яндекс кошелек - 41001967430981
- WebMoney:
R254643446884 - рубли, Z235187948249 - доллары
Для пожертвований в иностранной валюте:
-PayPal - Golfstreamfond@yandex.ru
-http://www.golfstreamfond.ru/if-you-can-help
Страничка Златы, где можно следить за ее судьбой, смотреть отчеты:
http://www.golfstreamfond.ru/they-need-help/1461-moro..
Спасибо!

Автор статьи: Любовь Акимова. Соавтор: Наталья Зайцева.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам не безразлично, сделайте хотя бы репост этого поста. Спасибо.

родители, болезнь, дети, благотворительность, воспитание

Previous post Next post
Up