Василий Саушкин: Кто-то уже работает, а кто-то кричит: сяду на трактор и уеду от онлайн-касс!

Apr 28, 2017 16:01




Примерно с февраля сеть наводнена криками по поводу закона об «онлайн-кассах». С 1 июля всем придется перейти на эти кассы - и с того дня каждый предприниматель будет обязан данные о каждом чеке отправлять онлайн в ФНС через специального оператора (и клиенту). Послабления есть для районов с недоразвитым плохим интернетом и некоторых видов бизнеса, и еще предприниматели на ЕНВД и патенте должны перейти летом 2018 г. (у них тоже есть послабления и возможные налоговые льготы).

Кричат все - если начнешь разбираться, как неофит, сразу не поймешь: где политика, где маркетинг, и где ночует здравый смысл.

Сторонники-прогрессисты пишут, как это современно, удобно и важно - все чеки посчитаны, ассортимент прозрачен, кассовый журнал отменится, «внезапных» проверок ФНС не будет, плюс прелести BigData (статистика позволяет анализировать и покупателей, и товары практически в любых разрезах). И как, говорят они, будет здорово онлайн - как в лучших домах Европы.






Противники-пессимисты кричат, что наоборот - не время сейчас для радикальных действий, что бизнесу и так непросто, а его опять заставляют тратиться на новую технику и обслуживание. И что с этими онлайн-кассами серьезно пострадает e-commerce, который едва ли не единственное направление экономики, которое растет.




Есть толковые оценки - вот, Фриц неплохо разложил основные пункты 54-ФЗ, и если подходить к закону трезво, то однозначно - на онлайн мы все рано или поздно перейдем. В этом смысле мне симпатичны рассуждения Василия Саушкина (основатель компании «Ролекс СД», одного из крупнейших поставщиков кассовой техники в России): «Переходить от учета «в тетрадочке» к автоматизированной и прозрачной системе нужно не потому, что это такой закон, а потому что современный мир к этому движется». Всё, что можно автоматизировать - нужно автоматизировать.

Все что можно сделать прозрачным - надо делать прозрачным. Не хочешь быть прозрачным, платить налоги, тебе не нужны современные технологии и BigData, чтобы выверить свой ассортимент и делать адресные рекламные предложения своему клиенту? Ну ок. Тогда ты, в общем-то, ретроград. На пути прогресса всегда были луддиты - те, кто по невежеству своему ломал ткацкие станки на заре капитализма. Или те, кто говорил Стиву Джобсу, глядя на прототип айфона: «Никто не будет пользоваться телефоном без кнопок». А он отвечал: «Они привыкнут» - и кто оказался прав?

Но ведь есть уже и те 130 000 касс (о которых говорит ФНС), есть те, кто реально на них работает - вот их можно спросить: а есть ли повод для истерики?

К тому, что удобно и облегчает жизнь, люди неизбежно привыкают. Те, кто за прогресс, не кричат о цене (хорошая бюджетная касса - от 16 тыс. руб., а можно на старую кассу поставить новое ПО от 4 тыс. руб.) - они решают кассовый вопрос, выбирают посредника-data-центр (ОФД), снимают с учета старую кассу, в онлайне регистрируют новую - и работают. По рассказам знакомого бухгалтера крупной федеральной компании, никто не заставлял их тотально переходить исключительно на новые ККТ: «Наш инспектор в ФНС сама предложила модернизировать старые кассы, а новую торговую точку уже обеспечить новыми ККТ. ПО пришлось ждать примерно месяц, но на модернизации мы сэкономили примерно по 60 000 на одной торговой точке (обновление встало примерно в 30 тыс.руб., а новые кассы пришлось бы купить ориентировочно за 90 тыс.руб.). Ошибки и страх были, конечно - но пока все работает бесперебойно, никто к нам с проверками не приходил, и никаких ужасных штрафов не было.» Ну, то есть получается - боялись больше, чем следовало бы.




И вот здесь хочется остановиться на главной, пожалуй, мысли этого поста - альфе и омеге российского сознания. Большинство из тех, кто кричит, как это ужасно-плохо-неудобно - это как раз те самые луддиты, т.е. те, кто противится очевидному прогрессу из-за незнания и просто потому, что «законы у нас писаны для обогащения власти». Допустим, в некоторых случаях это так - глупо спорить, но здесь-то фишка в другом. Во-первых, кричат больше всех те, кто закона не читал и не понимает, как это работает и почему. Во-вторых, еще громче кричат те, кто не следит за новостями - о законе ведутся разговоры уже больше 2 лет, совершенно очевидно, что к этому все шло - но нет, крикуны сидели и чего-то ждали. Чего? Что рассосется само? В-третьих, что самое смешное - 1 февраля стало нельзя регистрировать кассы старого образца, и тут крикуны разошлись по самое «не балуй». Дефицит! Касс нет! Денег стоит - олимпиард! Я сажусь на трактор и уезжаю!




Почему? Да потому что - см.п.1 и п.2. - лежали на печи, ждали чудес, очнулись, когда «шторка упала» - и давай орать. И дефицит возник из-за того, что за неделю-две спрос на кассы и модернизацию подскочил в десятки раз - это подтверждают и эксперты, и представители ОФД, об этом говорят на совещаниях налоговики и министры. По новостям в ленте на эту тему видно, сколько корректив уже сделано на сложном, но итерационном пути, как в ИТ: протестировали, приняли баги, исправили, едем дальше. Сообщество выявляет слабые места и вместе с чиновниками их правит: решили, что делать, если вдруг опять шальной дефицит, и кто-то не успел поставить ККТ, придумали неплохой вариант для e-commerce (он не единственный, но - совсем свежий) и регулярно проводят совещания и конференции на эту тему.

Итерационно и с поправками, иначе - никак. По мнению Саушкина, это похоже на национальную традицию: сидеть и ждать, что рассосется, вместо того, чтобы: а) трезво оценить ситуацию, б) продумать стратегию, в) равномерно и поступательно следовать ей. Вот это всегда удивительно - потом истерить и прикрикивать: мол, эй, вы там, сдурели совсем? А когда говорят: парень, да это прогресс, это же здорово, да, непросто поначалу будет понять, но ты разберешься, это для тебя же будет хорошо! - отвечать: не читал, не знаю и разбираться не хочу! (по статистике некоторых бухгалтерских ресурсов, до 30% бизнесменов к 1 февраля еще и не читали закон).

Конечно, государству нужна собираемость налогов. И, конечно, бизнес хочет жить без лишнего надзора и взяток. Получается, что для этих разных целей есть одно решение - прозрачность благодаря современным технологиям. Одно средство - прогресс. Который, как кажется крикунам, насаждают «огнем и мечом». Но если бы они не сидели и кричали в интернете, а просто делали свое дело и принимали мир в его неизбежной изменяемости, то уже давно бы жили в XXII веке, а не в XIX - с костяными счетами и тетрадкой учета.




экономика, Россия, бизнес, онлайн кассы

Previous post Next post
Up