Реклама - двигатель торговли. Так считают маркетологи, но не зрители. Топорные банальные ролики с идеальными пластмассовыми семьями, натянутыми улыбками и белоснежными как героин зубами. Никто не переваривает рекламу в том виде, в котором преподносит его в своей массе телевизор. Начался рекламный блок - переключай канал. Или уходи курить, мыть посуду, заниматься своими делами. Все что угодно, чтобы только пропустить этот кошмарный ад.
А вот один маленький мальчик в отличие от нас любил рекламу. Как искусство, а не как способ продать вам что-то ненужное. Но началось все, конечно, с любви кино. Куда же без всепоглощающей любви, если ты родился во Франции? Именно там мальчик посещал марсельские кинотеатры.
В один прекрасный день юный любитель кино заметил, как уборщик выбрасывает в мусорный бак около кинотеатра обрывки киноплёнки. Оказалось, что это были рекламные ролики, которые в 1960-х годах на определённый срок вклеивались в каждый фильм. После окончания рекламной кампании ролики вырезались и выбрасывались за ненадобностью. И мальчик решил собирать эти обрывки. Хранил их он в обувной коробке, которая стояла под его кроватью. Через несколько лет плёнкой были заполнены уже более десяти коробок. Это стало началом уникальной коллекции , которая впоследствии стала известна как «Синематека».
Мальчика, между тем, звали Жан Мари Бурсико, и именно он стал основателем такого масштабного международного явления как
«Ночь Пожирателей Рекламы».
Впервые «Ночь Пожирателей Рекламы» была показана в 1981 году в парижском кинотеатре «Кинопанорама». Зрители, пришедшие на премьерный ночной показ «La Nuit des Publivores» (дословно с французского - «Ночь Рекламоядных»), увидели подборку рекламных роликов, снятых в разных странах с 1935 по 1981 год, состоящую из 5 блоков. Наутро после первого показа программы «Ночи пожирателей рекламы» в Париже в 1981 году уставших зрителей угощали горячим кофе с круассанами.
Премьера оказалась успешной и в 1982 году в Париже состоялось два ночных показа. После этого Жан Мари Бурсико решил, что «La Nuit des Publivores» может стать международным проектом.
Ежегодно из этой коллекции Жан Мари Бурсико лично отбирает 400 роликов, которые и составляют программу «Ночи Пожирателей Рекламы».
Формат «Ночи Пожирателей Рекламы» состоит из трёх блоков рекламных роликов, которые показываются ночью в кинотеатрах многих стран. Полуторачасовые блоки перемежаются с сорокаминутными перерывами, во время которых зрители могут переключиться от кинопоказа на иные развлечения внутри кинотеатра: посетить бары и кафе, получить сувениры и поучаствовать в разнообразных конкурсах от спонсоров «Ночи», посмотреть шоу-программы в рамках мероприятия (чаще, выступления артистов и музыкантов, дефиле, лазерное шоу и т. п.). После перерывов зрители возвращаются в зал для просмотра очередного блока.
Каждый год Жан Мари Бурсико предлагает зрителю новую программу, блоки которой объединены одной темой. Так, за время существования «Ночи Пожирателей Рекламы», представлены следующие программы: «Женщина и автомобиль», «Реклама и кинематограф», «Реклама Китая» и другие.
Ежегодно премьера новой программы НПР традиционно проводится весной в Париже, после чего программа отправляется в мировое турне.
«Синематека» производит многочисленные тематические сборники и документальные фильмы о рекламе, с многочисленными дистрибьюторами (FOX PATHE EUROPA, POLYGRAM, Studiocanal, UNIVERSAL). Синематека регулярно сотрудничает с Центром Помпиду Парижа и другими музеями и учреждениями, на постоянных или временных выставках. В начале 2003 года технический музей в Вене открыл пространство, выделенное для Синематеки Жана Мари Бурсико и истории кинорекламы.
Не имея государственных или частных субсидий, Жан Мари Бурсико вынужден найти иные финансовые ресурсы для обеспечения сохранности рекламных архивов и гарантировать выживание и независимость «Синематеки». Одним из таких поддерживающих проектов является «Ночь Пожирателей Рекламы». Именно из коллекции «Синематеки» ежегодно Жан Мари Бурсико лично составляет новые программы для «Ночи».
«Ночь Пожирателей рекламы» сегодня является крупным международным проектом. Его ежегодно показывают в более чем в 70 странах мира. Только за 2009-2010 гг. «Ночь пожирателей рекламы» побывала в таких странах, как Швейцария, Сербия, Румыния, Мадагаскар, Молдова, ЮАР, Польша, Ливан, Бельгия, Мексика, Франция, Италия, Испания, Украина, Чехия, Словакия, Азербайджан, Россия, Нидерланды, Монако, Португалия, США, Болгария, Япония, Германия, Алжир, Конго, Кувейт, Марокко, Гонконг, Чили и др. Отдельно Бурсико показывал свою программу также в Косово. В каждой стране показ программы сопровождается субтитрами на государственном языке.
Впервые в России программа показана в 1994 году в Москве и Санкт-Петербурге. С 1998 года в состав продюсеров входит Наталия Горина и рекламное агентство полного цикла «ТВИН Медиа» (Санкт-Петербург).
С 1997 года партнёром и титульным спонсором программы является компания Hennessy.
Презентация новой программы «Ночи» проводится ежегодно в Москве в апреле, после чего программу видят в 40 городах России. Последний показ происходит в декабре в Санкт-Петербурге. Каждый год Жан Мари Бурсико приезжает в Россию, чтобы посетить один из городов, где проводятся «Ночи Пожирателей Рекламы».
«Ночь Пожирателей рекламы», начиная с 2011 года, является специальным гостем российского кинофестиваля Кинотавр. Куратор программы Даниил Костинский говорит:
«Уже давно никто не относится к рекламе, как к простому способу привлечь внимание потребителя к тому или иному продукту. Рекламные минифильмы сегодня создаются серьезными кинорежиссерами и сценаристами голливудского уровня. Недаром некоторые ролики уже давно причислены специалистами к шедеврам мирового кинематографа».
Чисто российским спецпроектом является «Ночь пожирателей рекламы» в переводе Гоблина.
Только в России (в Москве и Санкт-Петербурге) с 2008 года шоу начинается с церемонии AdAwards, во время которой звезды эстрады, спорта и кино выбирают лучшие рекламные ролики из коллекции прошлого года. В разные годы гостями «Ночи» были Федор Бондарчук, Ольга Шелест, Вячеслав Малафеев, Филипп Киркоров, Яна Рудковская, Анна Чапман, Дима Билан и другие.
После того, как проект и бренд «Ночь Пожирателей Рекламы» стали популярны в России, - появились многочисленные подражатели. Проводилась «Ночь пожирателей сухариков», «Ночь пожирателей книг» и др. Подобный плагиат пресекался и, если не удавалось заключить соглашение, рассматривался в судебном порядке.
В этом году «Ночь пожирателей рекламы»
состоится 17 декабря в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» (Лиговский пр., 6), с 23:00 до 6:00. Заказать билет можно
здесь.
Стоимость билетов:
Партер - 1700 руб.
Балкон - 1500 руб. (билеты на балкон спрашивайте в театральных кассах Санкт-Петербурга).
Приходите! Будет рекламно!