0 км/ч: Смысл серии Рука помощи. Любовь, смерть и роботы

Mar 26, 2021 11:00




В серии женщина-астронавт по имени Алекс вынуждена отдать свою руку, чтобы холодная тьма космоса не затащила её в свои объятия. Я вспомнил «Беовульфа», где герой своим железным рукопожатием отрывает руку у сына тьмы - Гренделя. Грендель бежал без руки, чтобы спастись от Беовульфа. В мировой классике это значительный сюжет, роковое рукопожатие, например, происходит в «Каменном госте» Пушкина.

По серии «Свидетель» я описывал любовно-враждебное соприкосновение разных начал и попытку затянуть друг друга в своё царство - так вот рукопожатие в классике, мне кажется, об этом. Но даже без художественного образа рукопожатия многие культовые фильмы Голливуда уже показывали опасное прикосновение к тьме космоса.

Рассказ о Беовульфе является центральным англосаксонским мифом. Серия «Рука помощи» напоминает реванш - в этот раз условная тьма заставила героя отдать свою руку. В подтверждение фундаментальности истории Алекс говорит в конце: «Пришлось принести небольшую жертву великому ничто». Реванш также просматривается и в серии «Преимущество Сонни» - условная Медуза горгона, в противоположность мифу, захватила голову Персея. Кстати, культовый «Чужой» - о том же соприкосновении. Художественные формы сложны и разнообразны, но суть едина.

По «Зиме Блю» я описывал, что безмерные дали космоса и тьма подсознания являются одним и тем же пространством. Встреча с Чужим в космосе происходит одновременно с обнаружением хищной тьмы внутри себя - познание вселенной есть познание себя, и наоборот. Не зря же Чужой проникал в организм астронавтов, да и было название - «Чужой внутри». То есть это пространство находится «ближе, чем близко и дальше, чем далеко».

«Космическая одиссея» Кубрика тоже о прикосновении к чёрному камню из космоса. И это прикосновение меняет всё. В новом фильме «В высокой траве» по рассказу Кинга происходит нечто похожее. Эту тему отыгрывает и Рамштайн в великолепном клипе «Дойчланд», только у Рамштайна космонавты находят в космосе не чёрный камень, а мёртвую царевну, которую выносят в хрустальном гробу. Потому что чёрный камень и спящая царевна - это явления одной категории, это тёмная материя, которая томится в глубинах до тех пор, пока её не пробудит посланник света. Тут уже можно перекидывать мост к сказочным сюжетам, но лучше прочесть Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Опасные свадебные испытания, поцелуй и пробуждение, рукопожатие, прикосновение к чёрному камню, встреча с Чужим - это постижение тайны Вселенной, Святой Грааль, который навсегда изменит вкусившего. И мои примитивные схемы не могут передать леденящего ужаса, который за этим стоит. Об этот камень сломали копья многие гении.

Выход человека в космос - это выход к пределам познания, встреча с неизвестной стороной бытия. Чем сильнее дух, тем больше шансов выдержать эту встречу и не окаменеть, не обледенеть при прикосновении. Если тьма сильнее, то, как в Евангелии, лучше отдать свою руку, чем потерять всё.

Есть и третья сторона - помимо открытия космических далей или внутреннего Оно, уход в глубину - это уход в колодец древности. Возврат к чистым истокам мироздания, слияние с абсолютным духом или с прообразом реальности - это соединение с вечностью, уход в Шамбалу. Если мечущаяся душа выбирает Океан, то происходит подводная свадьба - это откат назад, в мир смерти, если же побеждает духовная сторона, то царевна пробуждается. Поэтому свадьбы в мифах и фольклоре - о борьбе с невестой или о смертельно опасных испытаниях. Это не борьба полов, а борьба за душу, священный брак - иерогамия.

Именно путь назад лежит в основе многих гностических текстов. И потерянная рука, вероятно, символизирует победу тьмы, что встраивает эту серию в общую смысловую линию антологии. Это лишь мои соображения по поводу этой серии, которая явно не христианская. Христианское миропонимание, судя по всему, ещё сложнее. «Воздыхания из глубины души» Томаса Квинси тому пример.

Ледяная красавица грезит о любви в глубинах космоса, вечно юная и бесконечно старая, она смотрит голодным взглядом одиночества. Дурманящий сон из ощущений детства обволакивает странника тёплым морским ветром, аромат первой влюблённости ещё чистой и прекрасной души, желание остаться навсегда, и тревожное ощущение, что ты здесь уже был, как будто уже немолодого человека вернули в застывшую юность, но только возраст остался тем же, и едкая тревога смешивается с терпкой радостью, душа не хочет сопротивляться... пока холодный ужас не прорвёт пелену чар.

Но что сильнее, любовь или заветный страх проклятья? И чего тогда вообще стоит любовь, если страшно осуществить самую желанную авантюру души? Она просит - не отпускай, ей холодно, она гибнет в темноте. Так кто важнее, она или Завет? Любовь в проклятии или бесконечные терзания о ее утрате? Да, так ловит душу птицелов. Возможно ли чудо, самое невероятное чудо из всех чудес на Земле?

Об этом прекрасный видеоклип Evanescence - Bring Me To Life. Но если в двух словах выразить смысл всей антологии, то это будет шёпот - отпусти!

обзор, смысл, Любовь смерть и роботы, объяснение, Рука помощи, 0 км/ч

Previous post Next post
Up