Эдвард Джон Пойнтер. Орфей выводит Эвридику из царства мертвых
В этом посте не будет ответа на вопрос «где искать любовь», но будет дан ответ, где ее точно нет. Все говорят о любви, читают романы, смотрят фильмы, но часто ли вы видели беззаветную любовь в своей жизни? И чем меньше ее вокруг нас, тем громче о ней кричат. В обществе, воспевающем индивидуализм и личную выгоду, любовь - это редчайшее отклонение. Только гений может объяснить точно и простыми словами почему это так - с этим справился Эрих Фромм. Приведу одну из главных мыслей его книги «Искусство любить».
«Любовь не является исключительно связью с конкретным человеком; она - установка, ориентация характера, которая определяет отношение человека к миру в целом, а не к единственному „объекту“ любви. Если человек любит кого-то одного и безразличен ко всем остальным, то это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенная версия эгоизма. Однако большинство людей полагают, что любовь зависит от объекта, а не от способности любить. То, что они не любят никого, кроме „любимого“, считается доказательством силы любви. Но это ошибка, как говорилось выше. Не понимая, что любовь - это деятельность сил души, человек думает, что достаточно только найти правильный объект, и все у них срастется. Такую установку можно сравнить с поведением человека, желающего рисовать, но, вместо того чтобы учиться этому, заявляющего, что ему нужно только найти подходящую натуру - а там уж он будет рисовать прекрасно. Если я на самом деле люблю кого-то - я люблю всех и люблю весь мир, я люблю жизнь. Если я могу сказав кому-то „Я тебя люблю“, я должен быть в силах сказать: „В тебе я люблю всех, через тебя я люблю мир, в тебе я люблю и себя тоже“»
Значит любовь - она только всеобъемлющая. Выходит, человек, не любящий мир вокруг себя, никого не может полюбить. Соединим это с нашей жизнью. Если мы любим мир вокруг себя - значит искренне переживаем за него и готовы бороться с несправедливостью. Бороться по-настоящему, как за спасение объекта любви, а не симулировать эту борьбу, помогая бездомным собачкам в то время, когда целые народы толкают в пропасть через уничтожение традиций, нравственности или напрямую - установками «Град». Многие не хотят говорить о политике, а где грань между политикой и жизнью? Ее нет.
Последует вопрос: «А что я могу сделать?» Конечно, один человек ничего не решит. Надо использовать все свои знания и интуицию, чтобы увидеть правду, найти единомышленников и вместе бороться за мир вокруг себя. Для подобной борьбы потребуется опереться на знания предков, то есть проштудировать огромное количество книг и воплотить идеи в реальность. Ведь трудно полюбить мир, который даже не пытаешься понять во всей его полноте. Невозможно найти свое предназначение и строить планы, не соединившись со сложной реальностью. Клясться в верности, толком не зная кто ты и кто рядом с тобой, тоже - дело сомнительное.
Все это значит, что люди для которых материальное благополучие является главной целью, думающие только о своих переживаниях, которые не стремятся выйти за пределы своих четырех стен, чтобы почувствовать себя частью народа с великой культурой, те, кто хотят все попробовать, но не думают, какую пользу они принесут - эти личности не могут полюбить и отдельного человека. Отсутствие любви они будут пытаться заполнить атрибутами любви - цветами, подарками, грандиозными праздниками, а потом все равно надоест.
Распознать живет ли человек ради себя или ради других можно в первые десять минут разговора, даже без прямых вопросов. Но это не значит, что от него надо отвернуться - придется пробуждать, ведь если вы почувствовали по-настоящему о чем писал Фромм, то уже не сможете отойти в сторону. Дело невозможное, под силу только тем, кто может наполнить знания любовью, соединить разум со страстью, получить благословение неба и бездны.
Вероятность найти любовь без осознания всей сложности задачи такая же, как найти дельфина в болоте. Дельфины есть в смертельно опасном океане, а чтобы там выживать, сохраняя искреннюю, светлую душу, нужны и невероятные знания, и огромная, нравственно единая команда. Почти невыполнимо, но не сложнее, чем обрести вечную любовь в мире договорных отношений.