В рамках нашего совместного с
soldat-jah публицистического проекта "Грузия в лицах" сегодня я выкладываю беседу с Кобой Брегвадзе - продюсером музыкального телеканала «Stereo One», музыкальным критиком, режиссёром, журналистом и переводчиком. Наш разговор будет посвящен хитросплетениям судьбы и творческим планам батони Кобы.
- Батоно Коба, расскажите о своей семье. Откуда вы родом?
- И мой дед и мой прадед жили в Тбилиси, хотя наша фамилия по происхождению из Западной Грузии, из Рачи.
- Откуда именно из Рачи?
- В Амбролаурском районе есть такое село Схвава. И я, и наша известная певица Нани Брегвадзе именно из тех мест, мы родственники.
- А где вы в Тбилиси жили?
- Моя семья жила в районе Чугурети, недалеко от Воронцовского моста. Так вышло, что в 1937 году нашу семью постигло несчастье - репрессировали и расстреляли моего деда, его звали Яков. Нам до сих пор не известны причины, по которым мой дед был арестован, возможно ему припомнили дореволюционные связи с меньшевиками, либо это было наказание за родного брата, который уехал за океан. Но на этом испытания на прочность для моей семьи не окончились. Мой отец Абесалом - специалист по охране древесины, провел десять лет в ссылке. К сожалению, папы давно нет с нами. Мама, калбатони Тамара - медик по профессии, сейчас на пенсии.
- Батоно Коба, расскажите как сложился ваш путь в шоу-бизнесе? Где вы учились, чем увлекались в юности?
- Я окончил тбилисскую школу №31. У меня было интересное детство. Помню, что мам и тетя страшно хотели отдать меня в хореографическое училище. И им это удалось. Я прозанимался в нем около года, но мой отец был категорически против занятий танцами. Через год я покинул училище и поступил в музыкальную школу. Изначально, я планировал учиться игре на фортепиано, но при поступлении в школу, преподаватели предложили мне заняться изучением игры на скрипке. Моего мнения никто не спросил, в том возрасте решения за детей чаще всего родители принимают. Меня отдали на скрипку. Параллельно с основным инструментом изучалось и фортепиано. Мне нравилось оно всегда больше, так как в отличии от скрипки, это самодостаточный инструмент. На фортепиано можно импровизировать, творить. Скрипка же больше оркестровый инструмент.
- В какой музыкальной школе вы занимались?
- В школе № 6, она находилась недалеко от нашего дома. Я семь лет занимался музыкой. Понимаете, тот район в котором я жил, был эдаким авантюрно-криминальным местом. Мне не ловко было ходить по улице со скрипкой. Я нашел выход - взял у отца футляр от ружья и клал свой музыкальный инструмент в него.
- Какие у вас еще были увлечения?
- Я любил играть в футбол. В школе, даже создал футбольную команду и был ее капитаном. Кроме того я занимался шахматами, академической греблей и вольной борьбой. Одно время даже был чемпионом Тбилиси в своем весе. Но самых серьезных результатов добился в футболе, играл за команду мастеров.
- А как вы учились в школе, какие любили предметы?
- Думаю, что я был чистым «гуманитарием», кроме этого мне нравилась физика. С математикой не дружил. У нас был замечательно дружный класс, мы много времени проводили вместе, много ездили на экскурсии, даже за пределы Грузии. Бывали в Ростове, в Одессе...
- Батоно Коба, вы по-грузински общались в семье? Ходили в грузинскую школу?
- Да, мой первый родной язык грузинский, но благодаря прекрасному педагогу русского языка и литературы Олегу Алексеевичу Сивцову, я хорошо овладел русским языком еще в школе.
- Вы сразу определились, в каком ВУЗе хотите учиться?
- С выбором будущей профессии дело обстояло, как в кинофильмах. Начиная с 15 лет, меня занимала мысль, в каком ВУЗе лучше учиться. Помню, как во дворе нашего дома я нашел книгу по психологии, она была на русском языке. Я ее прочел и осознал, что именно это мне и интересно. Я начал разыскивать другую литературу на эту тему, увлекся. Помню, что родители меня отговаривали, поясняя, что в Советском Союзе у меня нет будущего, если я буду заниматься этой сферой человеческих знаний. Я, никого не слушая, я подал документы в Ленинградский университет на факультет психологии и поступил.
- Вас легко родные отпустили так далеко от дома?
- Я был довольно самостоятельным парнем. Начиная с 10-го класса, часто убегал из дома, любил путешествовать: Москва, Ленинград, Киев, Талин, Рига, Вильнюс, однажды даже в Сибири очутился. Проучился в Ленинграде год, но уступив просьбам отца, вернулся в Тбилиси и вступил на экономический факультет Тбилисского государственного университета.
- Такой резкий переход от психологии к экономике...
- Мне не нравилось учиться на экономическом факультете. В то время явственно проявился главный интерес моей жизни - кино! Мне хотелось снимать фильмы. Возможно, я был заражен этим увлечением еще с детских лет. Дело в том, что Георгий Шенгелая снял меня в своем фильме «Пиросмани», когда я был еще ребенком, после этого меня приглашали на съемки еще дважды. Так вот параллельно с учебой в университете, я начал работать на Тбилисской киностудии. Мне удалось устроиться ассистентом режиссера в съемочную группу Резо Чхеидзе на съемки его фильма «Дон Кихот». Я мечтал учиться во ВГИКе, и работа в кино была моим трамплином для поступления.
- Вам удалось воплотить свою мечту?
- Да. Я получил направление после окончания ТГУ. Поступил на трехгодичные высшие сценарные курсы, во ВГИК. Попал в мастерскую режиссера Сергея Соловьева, мне было там очень интересно учиться.
- Какие у вас воспоминания связаны с жизнью в России?
- Разные, много всего происходило, студенческие годы, по-моему, вообще самые интересные годы жизни. Плохое забывается, хорошее остается в памяти. Очень люблю Питер, но этот город окрашен в моем восприятии оттенком печали. У меня был в конце 80-х друг, звали его Андрей Блажевич. Мы с ним в Тбилиси познакомились случайно, он туристом был и не мог отыскать серные бани в старом городе, мы с компанией шли как раз в ту сторону, так и познакомились. Потом дружили, переписывались. Через год он снова должен был приехать в Тбилиси, я ждал встречи с ним, но не дождался. Его где-то в Абхазии зарезали на танц-площадке. Через какое-то время от его девушки я получил письмо, из которого и узнал обо всех обстоятельствах его гибели. Когда в Ленинград поехал, проведал его семью, они меня приняли как сына родного, Андрей у них единственным ребенком был. Даже ключи от квартиры мне дали, мол, это твой дом. Через пару лет отец погиб от несчастного случая, потом и мать от рака ушла. Я все по кладбищам в Питере ходил от того и грустно.
Действительно трагическая история. Расскажите, как вас после окончания учебы приняла Грузия?
- Я благополучно окончил учебу, снял дипломный проект и вернулся домой с огромным желанием снимать. Был готов сценарий для будущего фильма. В стране началась неразбериха. Революция, гражданская война, война в Абхазии. Я около года оббивал пороги различных фондов в поисках средств для своего проекта. Но все безрезультатно. Я даже поучаствовал в Грузино-абхазском конфликте. Правда, быстро осознал, что эта война с братским народом и выгодна она никому. Бессмысленно погибло столько достойных людей, моих близких друзей! Я принял решение покинуть Грузию.
- Куда вы поехали?
- Первым делом в Россию, потом в Польшу.
- Батоно Коба, чем вы там занимались?
- Частным предпринимательством, как все. Но бизнес меня интересовал мало, это был в большей степени способ заработать деньги, чем самореализоваться. В то время, а это было начало девяностых, телевидение за границей стало активно переходить в частные руки, я имел возможность изучать изнутри всю телевизионную «кухню».
- Если не секрет, какого рода бизнесом вы занимались?
- У нас с партнерами в Польше и Прибалтике была фирма по Автосервису.
- Сколько времени вы прожили за границей?
- Четыре года. Все это время я внимательно следил за ситуацией в Грузии. Я знал, что рано или поздно вернусь, слишком сильной была ностальгия. Я не прекращал писать, собирать и обрабатывать информацию. Много занимался самообразованием: читал, посещал кинофестивали и театральные премьеры.
- Чем вы занялись после возвращения?
- Я начал работать журналистом. Затем открылся канал «Stereo One», я стоял у истоков этого грузинского ТВ-канала, исполнял обязанности арт-директора.
- Как вам работалось на телевиденье?
- Мы начинали с нуля. Собрались энтузиасты разных профессий и решили, что в Грузии должен быть отдельный развлекательный музыкальный канал. Среди них были и «физики» и «лирики». Знаете, наше начинание оказалось довольно успешным, у канала сразу же был высокий рейтинг. От того, что мы первыми стали работать в таком формате. Кроме того, я работал в печатных СМИ.
- Давайте остановимся на этом поподробнее.
- Мне посчастливилось в течение двух лет работать в редакции газеты «Иверия» вместе с Чабуа Амиреджиби.
- Вы работали журналистом?
- Да и еще я выполнял роль организатора, менеджера.
- Поделитесь своими воспоминаниями о писателе.
- Я, не стесняясь, могу сказать, что мне очень повезло работать с батони Чабуа, это была живая легенда современной грузинской литературы. Считаю, что «Дата Туташхия» - самый лучший роман, написанный в Грузии в 20 веке! У Чабуа Амиреджиби была очень непростая судьба, он провел в ссылках 25 лет, три раза оттуда бежал, потерял двоих сыновей... Я благодарен судьбе за встречу с такой яркой личностью. Живой, энергичный и добрый, батони Чабуа не обозлился, на жизнь, он воспринимал реальность позитивно. Мне было приятно наблюдать за его работой, учиться у него. Вообще, я заметил, что мне очень везет с окружением. На моем пути все время встречались и встречаются хорошие, достойные люди.
- И все же, как вам работается на ТВ?
- Поскольку наш телеканал был маленьким, я работал и режиссером, и журналистом, и сценаристом. Более того, я не постесняюсь, отметить, что был одним из первых в Грузии специалистов по пиару. В то время, не все понимали отличие между рекламой и пиаром. Я интуитивно чувствовал, что за «связями с общественностью» - будущее, и не ошибся.
- Вам, наверное, очень помогало в работе увлечение психологией. Ведь вам приходиться общаться с многими людьми, с разными характерами.
- Я не перестаю читать книги по психологии и сейчас. Интересуюсь новинками в этой области. Я сделал один вывод для себя. Самое главное в общении с любым человеком практически в любой ситуации - это искренность. И тогда не нужны никакие методы нейролингвистического программирования. Проверено.
- Давайте побеседуем о грузинском шоу-бизнесе.
- В силу специфики своей работы я знаком почти со всеми «звездами» и «звездочками». Для многих из них снимал клипы в качестве режиссера, со многими сотрудничал как продюсер. И вот какую я заметил закономерность - слава портит людей! Стоит только артисту либо ведущему немного прославиться, как он тут же забывает о старых друзьях, становиться заносчивым. Я наблюдал такие метаморфозы множество раз. Самое главное, что испытание славой не все «проваливают». С теми, кто справляется достойно, у меня складываются теплые, дружеские отношения.
- В вашей практике случались какие-то смешные, курьезные случаи?
- Так уж вышло, что я был связан с киноиндустрией, которой, к сожалению в Грузии почти нет. В свое время приключилась такая история, но не со мной. Режиссер Георгий Шенгелая запланировал снять фильм - экранизировать рассказ Льва Толстого «Хаджи Мурат». Бюджет был огромным для Грузии - 10 миллионов долларов. Пригласили на главную роль Роберта Де Ниро. Он прислал вежливый отказ, объяснив, что если он снимется в фильме с таким бюджетом, то его карьера в Голливуде будет окончена! Хотя, любит творчество господина Шенгелая. И теоретически готов был бы сняться даже бесплатно, но продюсеры...
- История не столько смешная, сколько печальная, пожалуй. Какими работами в качестве режиссера вы можете похвастаться?
- Относительно недавно я снял клип для певицы Байи (Кетеван Гиоргадзе). Это молодая талантиливая вокалистка, мы сняли видео на песню «Батуми, голубая сказка», музыку и текст написала сама Байа. Перед этим мы сотрудничали с Паатой Тедиашвили. Кроме того, я снимал несколько документальных фильмов об исторических достопримечательностях Грузии. Эти фильмы демонстрировался на нашем ТВ-канале. В моей творческой копилке несколько рекламных роликов.
- Кто ваши любимые режиссеры?
- Боб Фосс, Фелини, Бунюэль, Тарантино, Сергей Соловьев, Бертолуччи, Тарковский.
- Порекомендуйте, какие фильмы грузинских режиссеров (грузинские фильмы) стоит посмотреть, чтобы иметь представление о самом лучшем что было сделано грузинским кинематографом?
- «Древо желания» и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Солнце неспящих» и «Перелет воробьев» Теймураза Баблуани, «Пиросмани» Георгия Шенгелая, «Придурки» Эльдара Шенгелая, «Цвет граната» Серго Параджанова, «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани.
- Какие у вас планы на будущее?
- Моя самая главная мечта - снять полнометражный фильм. Это будет фильм по моему тому самому первому сценарию, который я начал снимать, но мне не удалось закончить. Рабочее название ленты «Живи!».
- Батоно Коба, расскажите о своих хобби, увлечениях, ведь ваша жизнь не только работа.
- Я очень люблю читать.
- Какие ваши любимые книги?
- Мне очень нравиться «12 стульев» Ильфа и Петрова, философские труды Монтена, из грузинских писателей читаю с удовольствием Михаила Джавахишвили, Давида Гурамишвили, Чабуа Амиреджиби.
- Батоно Коба, а как ваши занятия спортом, остались в юности?
- Нет, я и сейчас с удовольствие занимаюсь большим теннисом, плаваньем.
- Расскажите в нескольких словах о своей семье.
- Я разведен, у меня есть сын - Лаша, он школьник.
И по традиции, живая речь:
Click to view
Сюжет из истории Грузии, от Кобы Брегвадзе
Из проекта "Грузия в лицах":
Грузия в лицах: Юрий Мечитов Грузия в лицах: Сосо Джачвлиани Грузия в лицах: Зураб МагалашвилиДругие мои посты о Грузии:
Знакомство с Тбилиси Про Батуми (Аджария) Тифлисский рынок Катарсис - Дом Милосердия «Будругана Гагра» - Театр теней Барахолка на Сухом мосту Грузинский Макдоналдс Жанна Давтян и Дом, который построил Гари Миллион алых роз или миска супа для Нико