«Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему» - русский писатель Л.Н. Толстой.
Итак, все развитые страны имеют неприкосновенную частную собственность (в том числе и интеллектуальную), справедливые независимые суды, честные выборы с равным допуском всех кандидатов к СМИ и прозрачным финансированием участников, вовлеченность населения в процесс управления от общины до государства между выборами. Эти механизмы являются фундаментом, на котором построено благосостояние развитых стран. С развитием промышленности и технологий механизмы совершенствовались, но неприкосновенность собственности как краеугольный камень западного мира была первична. Т.е. не сначала ограблением колоний добились благосостояния, а потом для задабривания народных масс внедрили иллюзию демократии, а сначала обеспечили вышеперечисленные принципы, а потом получили процветание. Причем обеспечила не власть, а люди. В европах, если власть не соответствует запросам населения, могли и головы порубить для профилактики, чтобы следующая соответствовала. И сейчас чуть что не так - фермеры гонят коров с гусями к зданию парламента, самолеты не летают, врачи не лечат, учителя не учат. Частный бизнес создает всяческие блага, свободно конкурируя друг с другом за кошельки граждан и государства, законы и суд как механизм реализации закона его охраняют, власть всячески способствует, поощряет и стимулирует. Естественно, в такой среде появляются разные материальные Мерседесы и Сименсы, наполовину материальные Эпплы и Айбиэмы и полностью нематериальные Майкрософты, Ораклы, Гуглы и Фейсбуки. Причем нематериальные каждая стоит как все ресурсы РФ.
Это были счастливые семьи. А что в несчастных? В РФ, например, случилась нефть (и прочие подземные ништяки, но углеводороды - главное). Народ вообще ничего не решает и по большому счету не нужен, только мешает, нужно его организовывать из телевизора и объяснять, почему при нефти по 120 началась стагнация и что будет с Россией при нескольких годах нефти по 30. Естественно, в таких условиях ни о каких демократических институтах не может быть и речи. Власть является гарантией близости к нефтяному корыту, ее непрерывное сохранение в руках одной группировки жизненно необходимо для этой самой группировки, любая попытка посягнуть на монополию хлебать из корыта карается максимально жестко (изгнание, лишение всего материального, находящегося в вотчине хранителей корыта, долгий срок, насильственная смерть при невыясненных обстоятельствах, и комбинация этих малоприятных процедур). Выборы служат для легитимации группировки как внутри, так и снаружи поребрика и превращены в фарс. Суд - для защиты группировки от населения и в свободное время для рейдерских захватов и прочих отжимов собственности. Службы, в развитых странах действительно обслуживающие население, тут используются как часть репрессивной машины для тех же целей - сохранение власти и незаконное перераспределение собственности.
Есть и по-другому несчастные. Экстремальный вариант - Северная Корея, где люди пропадают, а остальным объясняют, что идет война, туда постоянно отправляются бойцы, и некоторых убивают. При этом люди от недоедания не набирают положенный рост, и им объясняют, что снижение роста - это следствие эволюционного процесса. Есть вымирающая от отсутствия чистой воды и эпидемий Африка, которой и природные ресурсы не помогают. Есть миллиардная Индия, у которой кастовые традиции висят гирями на обеих ногах, при наличии вполне адекватных и амбициозных IT-специалистов, ищущих (а находящих!) себе применение в счастливых странах. Есть Китай, выбравший путь копирования продуктов счастливых стран и воспроизведения копий полуголодными выходцами из сел, работающих в нечеловеческих условиях по 14 часов в сутки и живущих в переполненных общежитиях остальные 10, руководимые коммунистической партией, охраняющей свою монополию на власть танками, давящими студентов. И прочие неудачники, остающиеся на обочине прогресса и рискующие там пребывать до конца, из-за нежелания или неумения реализовать базовые принципы, они же необходимые и достаточные условия для процветания.
Разделение сиамских близнецов: Украина ушла от России -
http://www.inopressa.ru/article/31dec2015/BloombergView/ukr_rus.html Украина после нескольких лет растерянности от непонимания, почему мы избавились от гнета клятых москалей, а в каждом огороде сами по себе не выросли пальмы и во дворе не появился Мерседес, в то время как люди делали все то же, что при совке, и надеялись получить все блага западного мира просто так, сменила Кравчука на Кучму и принялась быстро внедрять систему олигархического капитализма. Несколько группировок скупили власть (при этом одна группировка из власти и проросла, другая обеспечила власти победу, третья была из того же города, что и власть, и т.д.) и приступили к эксплуатации нищего населения на заводах, что при благоприятной конъюнктуре на мировых рынках приносило сверхприбыли. Естественно, никаких демократических институтов не было и тут, разве что беспредел, с которым фальсифицировались выборы и фабриковались дела в суде, был поменьше. В 2004г попытались смухлевать по-крупному, сам Владимир Последний рекламировал своего фаворита из телевизора (хотя от прилюдно предложенной им конфетки отказался, возможно, что-то знал). Но тут на сцену вышел украинский народ, и фокус не удался. Но чуда опять (внезапно!) не произошло, 5 лет были потеряны, и в 2010г шапочный вор приходит к власти уже более-менее законно. Все конкурирующие группировки подавляются, выстраивается вертикаль наподобие российской, теперь нет противоречий между ветвями власти и репрессивными службами, на которых можно сыграть цели рейдерской атаки. «И если тебя выбирают мишенью, то стреляют точно в упор» (с) группа Алиса до ухода в русский фашизм. Дальнейшую последовательность событий мы все знаем, «никогда мы не станем братьями».
Вот так прямо никогда? А мы ими не были? В Украине не копировали любое экономическое или политическое нововведение в России с отсрочкой в несколько лет? И не продолжают копировать и сейчас, в никогданебратское время? Милицию в полицию переименовать, например, из последнего. Но переименование это так, мелочь на фоне того, что патрульная служба реформирована, а райотделы остались. И прокуратура, где из соискателей руководящих должностей на «открытом» конкурсе не из прокуратуры не прошел ни один. И судебная система, где уволенные судьи восстанавливаются по решению коллег, и до сих пор реально не наказан никто из буквально громивших участников «революции достоинства».
Так что, господа, разделение сиамских близнецов произойдет не на границе РФ с Украиной и даже не на линии разграничения Украины и непризнанных Донецкой и Луганской республик. И не с помощью торговых барьеров, прекращения технической кооперации и отмены советских ГОСТов. Оно произойдет (если произойдет, конечно) в районных судах и прокуратурах, где прекратится использование системы юстиции в коммерческих целях, на избирательных участках, где люди за 100 гривен или несколько упаковок набившей оскомину гречки продают свой голос все равно кому, на уровне местных властей, которые вместо «выделения» земли якобы бесплатно, а на самом деле за вполне ощутимые деньги себе лично, будут развивать местную инфраструктуру за счет официальной продажи земли на открытых аукционах. И главное, в головах людей, которые увидят бенефиты от всех этих изменений лично для себя. Вот тогда Украина (надеюсь, окончательно) встанет в ряд развитых стран на равных. И вот почему, пока этого не произошло, развитые страны не спешат предоставлять нам ни безвизовый режим, ни даже надежду на вступление в ЕС. Не берут туда несчастных, им там не место.
Резюмируя, хочется сказать, что другого пути у нас просто нет. Тонущая Россия нас просто затянет за собой, нам нужно лезть из кожи вон, чтобы вырваться из ее болота. Так что или нас не будет вообще, или мы будем частью счастливой семьи народов.