Частью курса
НЛП-Мастер является проект моделирования - создание модели какого-либо умения, эффективного поведения и т.д. Когда я проходил этот курс у
Оли Левиной (
ma-vijaya), то сделал 2 такие модели. Первую снимал полностью самостоятельно с другого человека, а вторую снимали с меня. Она неожиданно заинтересовала меня, и я ее потом доработал. Первая модель была
представлена на сертификации курса, а вторая осталась невостребованной. Позже я ее представил также на сертификации курса Леонида Дымента (
dyment), а теперь выкладываю тут. Текст длинный, поэтому несколько лж-катов.
Модель эффективных действий в сильном негативном состоянии (паники, депрессии и др.)
Моделирующие: Павел Каганский, Светлана Быховцева, Вера Семенова, Андрей Колин. Моделируемый: Дмитрий Руттер
История появления модели
В свое время я занимался скалолазанием. Как-то раз я впервые попробовал пролезть скальный маршрут с закладками, т.е. самостоятельно ставя точки страховки. В некий момент я поставил закладку, показавшуюся мне недостаточно надежной, а поставить другую не сумел. Мне также показалось, что если бы она не выдержала, то я бы упал на торчащий выступ скалы и мог бы побиться.
Маршрут был не сложный, но я испугался и не смог лезть дальше. Пробовал разные варианты, но все они казались непроходимыми. Из-за этого паника усиливалась все больше и больше, вплоть до физиологических реакций - потных ладоней, потемнения в глазах, мышечных спазмов и др. Около получаса я провисел на одном месте, из которого не мог двинуться ни вперед, ни назад. Это было очень тяжело, я уставал и слабел.
Состояние паники усиливалось, но ничего не менялось. Наконец, меня за*бало наступил момент, когда мне просто надоело паниковать. Возникло ощущение неправильности: мне очень страшно, я дергаюсь, но ничего не меняется.
Я успокоил дыхание, т.к. оно было сбивающимся, прерывистым, а при лазании нужно дышать равномерно. Потом представил, что испуганный человек во мне как бы уходит в сторону, а на его место приходит машина. Машина чисто механически делает то, что нужно; бояться она просто не умеет. Человек может бояться, но он находится где-то в стороне и к действиям не имеет отношения.
После этого, находясь в этом состоянии, я нашел место для еще 1 закладки, а потом сумел пройти трудное место и пролез остаток маршрута. Хотя от пережитого испуга позже колбасило.
Другой раз я сделал нечто очень похожее, когда находился в затяжной депрессии. Там тоже было ощущение, что состояние продолжается слишком долго без какого-то разрешения («надоело депрессировать»), а вместо равномерного глубокого дыхания - быстрая ходьба.
Из-за последующих расколбасов мне не понравилось то, что произошло, и я не хотел возвращаться к этому опыту. Но вероятно негатив был связан с сильным пережитым страхом, а не с тем, что именно я сделал - если бы было сделано что-то другое, все равно колбасило бы. Другое дело, что с последствиями испуга стоило поработать дополнительно.
Сильная команда, проводившая моделирование, помогла мне взглянуть на эту стратегию по новому. Стало понятно, что она м.б. хорошим подспорьем в тяжелых ситуациях, когда требуются немедленные эффективные действия, а состояние человека не позволяет их совершить. А если потом выплеснуть пережитый негатив, то и расколбасов можно избежать. Поэтому я решил доработать эту модель.
Предупреждение!
Warning: использование данной модели вовсе не гарантирует успешный выход из негативного состояния или из тяжелой ситуации! Если искать на свою задницу приключений, то можно доискаться!
В то же время эта стратегия помогает оптимизировать поведение в тяжелой ситуации и найти выход из нее. Разумеется, при условии успешного встраивания и правильного применения.
Контексты применения способности
- Экстремальные виды спорта
- Стрессовые ситуации
- Личностный кризис
- Состояния горя, гнева, отчаяния и т.д.
Цель использования моделируемой способности
Наиболее правильные действия в сильном неконтролируемом негативном состоянии (паника, горе, депрессия и т.д.) Достижение проактивности, совершение необходимой работы. Переход в более желательное состояние.
Специфические состояния, которые нужны для успешного обучения моделируемой способности
- Состояние диссоциации.
- «Состояние машины»: доверяю «машине», «роботу» управлять мной.
Убеждения, связанные с моделируемой стратегией
- Всегда можно сделать что-то еще. Хотя бы маленький шаг.
- «Я хочу жить, и я буду жить!» - Если я сделаю все возможное, то все закончиться хорошо
- Когда я сделаю все от меня зависящее, мне повезет (а м.б. и раньше :)
Описание шагов реализации моделируемой способности
Желательно заранее завести робота и наладить контакт с ним. Позволить ему помочь в чем-то, посмотреть на результат.
1. Признать наличие негативного состояния
Критерий: усиливающееся дискомфортное состояние, из которого не удается выйти.
Триггер: ощущение «П...ц» или аналогичное
Возможные ВАК триггера:
- Несвободное дыхание
- Неожиданные напряжения, спазмы, болевые ощущения
- Потемнение в глазах, ухудшение зрения
- Ухудшение слуха, звон в ушах
- Сильное желание совершать нерациональные активные действия: бить посуду, кидаться тапочками, биться головой об стенку, ...
- Конфликтность: желание конфликтовать с окружающими или частое вхождение в конфликты даже против желания ("все ко мне цепляются!..")
- Избегание общения
- Другие подобные признаки
Нет необходимости ждать проявления триггера: желательно начинать применять стратегию раньше. Но уж если он пришел, то точно пора.
2. Включение стратегии: кинестетика
Совершить какое-то равномерное кинестетическое действие, например:
- Проделать игру нового кода (Алфавит, Квадратное дыхание, ...) - лучше всего
- Восстановить и поддерживать свободное дыхание
- Равномерная ходьба или легкий бег
- Или что-то аналогичное
Смысл:
- Если стратегия хорошо встроена, то кинестетическое действие м.б. якорем на ее запуск.
- Временное освобождение от негативного состояния. Скорее всего, не полное и не окончательное, но помогающее дальнейшим действиям.
- Разрыв шаблона, частичная прочистка фильтров восприятия.
- Возможно - освобождение телесных зажимов.
- Помогает собраться.
3. Передача управления машине
- Диссоциироваться, забрав все негативные эмоции. Увидеть со стороны себя, уже свободного от излишних эмоций.
- При необходимости применить шкалирование, "барометр", или повторить равномерное кинестетическое действие до достижения результата. Возможно использование трансовых техник.
- Пригласить «машину», «робота», программу - нечто, обладающее всей полнотой информации о ситуации, умеющее принимать оптимальные решения, но полностью свободное от эмоций. Передать роботу управление собой.
- Сохраняя диссоциацию, вернуться в себя-робота. Увидеть со стороны себя-в-расколбасах. С любовью признать его эмоции и попросить некоторое время не мешать, пообещав обязательно помочь ему. Также пообещать, что он не останется в одиночестве, и скоро вы снова воссоединитесь.
- Произвести очистку фильтров восприятия (в простейшем случае просто зажмурившись) и осмотреться вокруг уже глазами робота (машины, программы). Как меняется окружающий мир, когда на него смотрит робот?
- Позволить себе-роботу принять решения, проделать необходимые действия, и т.д. Если необходимо - вновь переместится в себя-в-расколбасах и наблюдать со стороны, диссоциированно. Возможные негативные эмоции держать при себе, роботу не мешать.
- Продолжать до выхода из негативного состояния, как минимум - до исчезновения триггера.
- Поблагодарить и отпустить робота. Ассоциироваться. Поздравить себя: «я сумел/а пройти через это!»
4. Работа с последствиями негативного состояния
В процессе реализации стратегии сильные эмоции могут оказаться временно подавленными. Поэтому, как только это станет возможным, нужно обязательно найти способ их выплеснуть. Например:
- Проделать классическую Динамическую медитацию Ошо - лучше всего.
- Потанцевать до упаду
- Позаниматься спортом до сильной усталости
- Покричать, поругаться, поговорить на джибрише
- или что-то аналогичное
Также, если есть необходимость, можно проделать технику быстрого избавления от фобий, освобождения от со-зависимости, и т.д.
Запись сенсорных стратегий реализации моделируемой способности
«-» - негативное ощущение / эмоция, «+» - позитивное
Ve - виз. внешн., Vc - виз. констр., Ad - внутр. диалог
Стрелка назад означает кольцо, циклическое повторение (перебор разных вариантов)
1. Вход в негативное состояние (не является частью стратегии и не встраивается!)
<----------------------
{Ve- | K-} / {Ve- | K-}
==>
{V-- | K--}
Ищу выход, сравниваю варианты и не нахожу, «не пройти-не выйти»
«Все плохо», «П...ц» - паника или др. сильное негативное состояние
2. Включение стратегии
{Ad | K}
==>
{ Vc | K}
==>
{ Ve | K}
«За*бало» + кинест. действие
Диссоциация. Человек ушел, машина пришла (на уровне образа и ощущений)
Чистка фильтров, расш. восприятие глазами робота
3. Работа стратегии
<------------------
{Ve | K} / {Ve | K}
==>
{Ve+ | K+}
==>
{V | A | K}
Машина снова пробует разные варианты, уже в новом состоянии
Машина выбирает лучшее из того, что есть и действует
Выход. Сублимация, работа с последствиями
Аудиальная составляющая также может быть задействована на всех этапах (для тех, у кого она развита - мне не потребовалось).
seminar_il