Прошедший
семинар Мано был совершенно офигенный. О хорошем было в предидущем
посте, а здесь - о том, что мне очень
не понравилось.
В некий момент Мано собрал всех нас и попросил помочь одному из участников, И, в ведущемся им судебном процессе. Бывшая жена И, по словам Мано, полная гнева, хочет уехать с их сыном в Америку. И. любит сына и противится этому (он через суд закрыл им выезд). Мано сказал, что И прав, что ребенку, вероятно, будет в Америке плохо, и что он поддерживает И.
Жена, опять же, по словам Мано (т.е., видимо, со слов самого И), пытается в суде обьявить его ненормальным, чтобы добиться возможности уехать. Для этого она использует, в частности, тот факт, что И ходит к Мано на семинары. Кроме того, она раздобыла компрометирующую его фотку, сделанную на фестивале
Пух, и тоже хочет ее использовать.
Мано сказал, что И - один из нас, и все мы должны встать на его защиту. В суд, по его словам, должны пойти те, кто ходит на семинары и те, кто бывают на Пухе, в первую очередь - психологи. Они должны обьяснить, что Пух и медитации Ошо - хорошие вещи, что они помогают людям, что участие в них вовсе не свидетельствует о ненормальности, и т.д. Все сидели и слушали, а я офигевал.
Я знаю И довольно давно. Когда-то мы вместе скалолазничали, бегали, а как-то раз сыграли в ЧГК. Потом встречались на Ошовских семинарах, на Пухе. Именно там я впервые услышал от него о его интересе к манипулированию людьми. Мне кажется, что в данном случае мы имеем дело с попыткой развести большую группу людей на участие в совершенно не нужной нам склоке в интересах И. У меня это вызывает сильнейший протест.
Во-первых, в такой ситуации, когда отец и мать разрывают ребенка на части, правых просто нет. То, что И любит своего сына вовсе не говорит о том, что его жена своего сына не любит. Возможно, она полна гнева - но, зная И, я думаю, что он приложил немало усилий к тому, чтобы она этим гневом наполнилась. В любом случае, принимать чью-либо сторону в такой ситуации просто глупо - повторюсь, правых там нет. Помогать И надо другими способами.
То, что ребенку будет плохо в Америке - это только предположение, не понятно на чем основанное. Оно м.б. верным, но с тем же успехом м.б. и ошибочным. У Америки есть свои недостатки, но их и у Израиля хватает. Совершенно не известно, где ему будет лучше через 5-10-20 лет. Уж как минимум, заниматься Ошовскими практиками можно и тут, и там.
Далее. Суд, по словам Мано, должен решить вопрос о вменяемости И. Я, разумеется, решать этот вопрос не могу и не хочу. Однако И много раз демонстрировал поведение, которое мне представляется не адекватным и социально не приемлемым.
Например, мне довелось несколько часов ехать в машине, которую он вел по израильским дорогам со скоростью до 180км/ч. При этом И излагал свою теорию - как якобы можно добиться того, чтобы при такой езде полиция останавливала не его, а другие машины. Независимо от того, верна ли его теория, мне такая езда не кажется нормальной даже для Израиля. Мы бы, скорее всего, опоздали туда, куда нам надо было, если бы ехали иначе, но с тем же успехом могли бы приехать и на кладбище.
Другой пример. Во время одного из семинаров Мано мы с И ночевали у нашего товарища. Спали в одной комнате, рядом. Перед сном я выключил свой телефон и попросил И сделать то же самое. Однако около 3х часов утра его телефон зазвонил и разбудил нас обоих. И не стал отвечать, но не стал и выключать телефон, хотя я его об этом еще раз попросил. Через полчаса он зазвонил снова. И. вообще не стал брать трубку, и звонки продолжались очень долго.
Понятно, что человек может ждать важного звонка в любое время дня и ночи, но он же так и не стал разговаривать. Не говоря уже о том, что можно было просто переключить телефон на вибрацию. А когда утром я заговорил об этом с И, он отвечал очень агрессивно и на меня же наехал: "Ну конечно, это я виноват в том, что мне позвонили!"
Конечно, можно предположить, что такое поведение было результатом каких-то процессов, проходивших у него на семинаре. Но Мано - внимательный и экологичный ведущий, он следит за тем, чтобы в конце каждого дня вернуть людей в нормальное состояние. И меня, и хозяина квартиры тоже колбасило, но мы вели себя совершенно по другому. Я думаю, что случившееся характерно именно для И.
Были и другие случаи, когда И вел себя весьма странно. Еще раз: не мое дело давать какие-то оценки. Но идти в суд для того, чтобы доказывать его вменяемость, по-моему, совершенно не правильно. Пусть профессиональные эксперты работают.
И еще одно. Семинары Мано, Пух и другие мероприятия подобного рода являются средствами для духовного развития людей. Я считаю, что их ни в коем случае не нужно превращать в орудие политической или судебной борьбы. И громадная комунна Ошо в США, и многие другие подобные обьединения прекратили свое существование именно после того, как их участники активно полезли в политику, в суды и т.д. Духовные практики не выдерживают столкновения с социальными институтами - они просто не для этого существуют...
Я поговорил обо всем этом с Мано. Он ответил, что вовсе не имел в виду подвигнуть нас принять какую-либо сторону в этом конфликте, а заботился лишь о репутации Ошовских практик. Мано сказал, что он очень ценит то, что делает и не хочет, чтобы тех, кто ходит к нему на семинары, считали сумасшедшими.
Я тоже очень ценю то, что делает Мано и тоже совершенно не хочу, чтобы тех, кто ходит к нему на семинары считали сумасшедшими. Но в данном-то случае защита И как раз и будет этому способствовать!
Я общался с И сравнительно немного. Если адвокат его жены хорошо поработал, то он наверняка собрал целую коллекцию примеров похлеще моих. И вот представьте себе, как будут выглядеть
Вседороги или
Пухи, если они станут рассказывать о том, какой И белый и пушистый, как хорошо Мано ему помогает и т.д. - а потом другая сторона завалит суд такими примерами неадекватности!
Вот тогда-то действительно может создаться впечатление, что поведение И является характерным для Ошовцев или Пухов. Что оно в нашей среде считается нормой. Что мы даже не способны увидеть, какие проблемы создаем окружающим. И т.д, и т.п.
И как потом обьяснять, что мы не верблюды? Кому все это надо? Явная разводка.
Я считаю, что если уж выступления в суде никак нельзя избежать (а почему, собственно?), то говорить надо как раз о том, что поведение И НЕ является характерным для практиков Ошо или участников Пуха. Он один из нас, да. Но при этом у каждого из нас своя индивидуальность, свой жизненный путь и свои долги. Должны ли все, кто занимается Ошовскими практиками, брать на себя ответственность (в суде!) за то, что происходит в жизни И? По-моему, для этого нет никаких оснований.
В последний вечер Мано устроил шеринг и мы говорили о том, что нам запомнилось за эти дни. Это происходило в ночном лесу после совершенно отпадных медитаций. Ужасно не хотелось влезать в какие-то противные разборки. Но сделать вид, будто бы ничего не произошло, тоже не получалось. Поэтому я все же сказал, в числе прочего, что мне очень не нравится призыв помогать И в суде. И добавил, что не буду выступать на эту тему до тех пор, пока не остыну.
Мано сказал в ответ, что он подразумевал, что мы должны защищаться от попыток опорочить репутацию Ошовских практик. А по конкретным вопросам каждый вправе иметь свое мнение и действовать в соответствии с ним. Мано также сказал, что он помогает И, который и сам много работает и сильно изменился за последний год.
Я верю, что И сильно изменился за последний год и желаю ему успеха (это не лицемерие - искренне желаю). Однако история с телефоном произошла меньше года назад. И о совсем недавних беспричинных вспышках И мне приходилось слышать. Величина производной (скорость изменений), к сожалению, вовсе не гарантирует величину самой функции (нынешнее состояние). А если для Мано, как он говорит, главным является защита Ошовских практик, то вовлечение в судебный процесс все равно может этому только повредить.
Мне показалось, что Мано и сам был не рад, что все это затеял. Нельзя так использовать семинары.
ОК, 2 суток прошло. Немного смягчил и публикую. А то, что я чувствовал при этом - в следующем
посте.