Я ассистировал
Боре Мельцеру на его курсе НЛП-Мастер в К.Моцкине. Важной частью этого курса является моделирование, когда мы учимся у другого человека каким-то его ценным способностям. Ассистент не обязан делать задания, но мне было интересно, и я тоже это сделал. Есть специальная методика, т.н.
Конфайнмент-моделирование, для снятия модели и создания на ее основе психотехник для широкого использования. Все это изучается на мастерском курсе.
Я моделировал человека (обозначу его как АБ), который сказал, что умеет всегда (!) достигать своих целей. Большинство людей, включая меня, частенько находят отмазки, позволяющие бросить даже очень важные дела. А вот он добивается своих целей всегда, и никакие препятствия его не останавливают. При этом АБ занимает высокую должность в Хайтеке и понимает, о чем говорит (успехи у него не только в области карьеры)
Конечно, меня очень заинтересовала эта способность.
Под катом - подробное описание стратегии и техники на ее основе. Для понимание некоторых моментов требуется владение НЛП на уровне Мастера.
Модель достижения целей
с АБ по Конфайнмент-модели
Способность всегда (!) достигать своих целей.
Контексты: образование, карьера, семья, любительский спорт, покупка недвижимости и др.
Зачем всегда достигать целей?
- Нужно двигаться вперед, т. к. не интересно делать одно и то же
- Рутина затягивает, не интересно. Интересно создавать новое.
- Ценно творчество, т. е. создание нового.
- Видел, как сделать лучше (творчество, реализация потенциала)
1. Элементы Конфайнмент-модели:
1 ВАК результата:
Создание того, чего хотелось (прибора, дома, …), в соответствии с исходным образом.
Чувство гордости за результат - часть результата (в технике возможно другое позитивное ресурсное чувство - радость и т. д. Важно, чтобы это чувство положительно влияло на уровне идентичности - на самооценку и пр.)
2. Операции, 5. Правила:
Представить результат и зарисовать. Так, чтобы другие заценили (т.е. продемонстрировать другим и получить их одобрение - это уже часть результата, промежуточный ВАК)
Визуализировать и зарисовать систему.
Определить промежуточные результаты
Если что-то не ясно - искать нужную информацию; советоваться со знающими людьми.
Продвигать свое видение.
При достижении желаемого результата почувствовать гордость или другие позитивные эмоции, которые обычно не доступны.
При столкновении с препятствиями:
- При возникновении препятствий реагировать необходимо быстро. Искать пути преодоления. Если нужно, меняем стратегию.
- Обида, раздражение и др. нересурсные чувства если и возникают, то быстро проходят
- Сохранять спокойствие, интерес, уверенность в достижимости результата
- Продолжать делать то, что считаю правильным
Отношения с др. людьми:
- Относиться к другим с уважением
- Пользоваться помощью др. людей (советоваться и пр.)
- Понимать их (цели, нужды, …)
- Поддерживать
- Передавать искру творчества, «зажигать» их
- Отбраковывать неподходящих
Со временем вырабатывается привычка к достижению успеха.
3. Промежуточные ВАКи:
Части конечного ВАКа, определяются при формировании ХСР. Milestones.
4. Идентичность, «Я»:
- Человек - это звучит гордо (интерпретация: Я горжусь своими прошлыми успехами и хочу гордиться будущими)
- Я надежный, на меня можно положиться
- Я творец
- Я поддерживаю других: передаю искру творчества; стараюсь зажечь их идеями, карьерными перспективами и пр. Я лидер
6. Триггер:
Безделье: нет новых, необходимых именно сейчас дел (есть свободное время и силы на новый проект)
Отсутствие инвестиций (проект рассматривается как инвестиция)
Дискомфорт: чего-то не хватает, что-то не так
Могу сделать лучше, чем есть (связано с дискомфортом)
Ощущения в теле: дискомфорт в р-не солнечного сплетения. Проходит с началом работы. Приходит драйв, желание двигаться, в основном, в верхней части тела.
7, 8 Убеждения; Тест убеждений. Ценности.
Общие:
- Обязательно получится так, как я хочу (Если дело начато, то оно обязательно завершится в соответствии с моими представлениями об успехе)
- Имеется достаточно знаний для достижения успеха. Если моих знаний не хватит, всегда можно получить недостающие от других людей.
- У меня достаточно интереса и мотивации для достижения успеха.
- Если я добьюсь успеха, я получу право гордиться собой (а если нет, то нет)
О других людях:
- Окружающие люди заслуживают уважения (если не доказали обратное)
- «Химия» показывает, что человеку можно доверять (со временем химия тренируется, первичная оценка человека становится более точной)
- Окружающие люди обладают знаниями и др. ценными ресурсами и готовы ими поделиться
- Контакты с другими людьми полезны, а иногда необходимы, для достижения успеха.
Ценности:
- Возможность гордиться собой
- Доверие к другим и к себе
- Репутация
- Уважение, доверие, одобрение других
2. Стратегия:
V-, K- (Trigger) → Vc (создание образа) → Ke (зарисовка системы) → Ve, Ae, Ke (действия) → Ve1/Ve2, Ae1/Ae2, Ke1/Ke2 (сравнение с результатом) → (при достижении результата) V+, K+ (гордость достигнутым результатом)
3. Возможная техника:
1. Ощутить (увидеть, почувствовать) потребность сделать что-то важное (проект)
2. Для успеха создать ХСР и выразить его образ (зарисовать, вылепить, … - в зависимости от ведущей реп.системы) Проверить экологию.
3. Связать ХСР с ценностями. При необходимости скорректировать ценности.
4. Связать ХСР с наградой - приятным чувством (например, гордостью), которое не достигается другими способами. Награда должна работать на уровне идентичности (влиять на самооценку и я-концепцию)
5. Продемонстрировать ХСР релевантным людям. При необходимости скорректировать его. Получить их одобрение и поддержку. Мотивировать людей на сотрудничество.
6. Определить milestones - промежуточные результаты. Связать их с наградой, при их достижении должна частично проявляться награда.
7. Действовать в соответствии с правилами:
- При возникновении препятствий реагировать необходимо быстро. Искать пути преодоления. Если необходимо, менять стратегию. Но продолжать делать то, что нужно для достижения результата.
- Обида, раздражение и др. нересурсные чувства если и возникают, то быстро проходят.
- Сохранять спокойствие, постоянный интерес, уверенность в достижимости результата, мотивацию.
- К другим людям относиться с уважением, с пониманием. Пользоваться их помощью (советоваться и пр.) Поддерживать их, быть лидером. При этом отбраковывать неподходящих.
8. При достижении промежуточных результатов должно частично проявиться приятное чувство - награда, действующая вплоть до уровня идентичности
9. При достижении окончательного результата награда проявляется полностью
4. Важные особенности стратегии:
- Награда проявляется на высоком нейрологическом уровне пирамиды Дилтса - на уровне Идентичности (достижение успеха позволяет «считать себя человеком», повышает самооценку). Благодаря этому создается очень сильная мотивация. Обычные награды проявляются на гораздо более низких уровнях и поэтому менее привлекательны (например, покупка себе подарка - ур. Окружения, и т. д.)
- Награда не может быть достигнута другими способами. Единственный способ получить ее - добиться успеха. Это усиливает мотивацию.
- Невозможность получить награду при неудаче создает потенциальный риск снижения самооценки.
- При реализации стратегии возникает петля привычки: триггер - действие - награда. Со временем образуется привычка к успеху. Достижение промежуточных результатов также дает награду, благодаря этому привычка подпитывается даже в рамках одного проекта. Сила привычки определяется тем, насколько желанна награда. Награда очень желанна, поэтому привычка сильная.
- Отношения с людьми в стратегии близки к принципам
Agile software development - Важное место в стратегии занимают отношения с другими людьми. Их поддержка усиливает мотивацию. Контакты с релевантными людьми позволяют получить обратную связь и при необходимости внести коррективы.
- Помимо представленной техники, на основе стратегии могут быть созданы другие техники для управления проектами, для самомотивации и др. Эти техники, вероятно, будут включать работу на высоких уровнях пирамиды Дилтса - с убеждениями, ценностями, идентичностью. Они будут не простыми, но эффективными.