Ведущий архетип человека проявляется в его поведении и в "информационном метаболизме" - в том, как он воспринимает некоторые вещи. В одинаковых условиях люди с разными ведущими архетипами поведут себя по-разному. В этом посте - примеры известных людей и персонажей с ярко выраженными архетипами. Важно понимать, что ведущий архетип никак не связан с моральными качествами человека, с его мировоззрением, интеллектом и тд. Ведущий архетип влияет на то, КАК человек действует, но не определяет ЧТО он будет делать. Цели у каждого свои.
Сначала правители.
Самый типичный правитель-Король - это, конечно же,
Сталин.
Он поднимался наверх медленно, но стратегически верно. Короли не боятся ответственности и стремятся к власти - вот так Сталин и действовал. Курочка по зернышку, step by step - и добрался до самого верха. К концу жизни Сталин имел неограниченную власть не только в СССР, но и во всем соцлагере. А его влияние ощущалось во всем мире.
Даже до революции, будучи еще мало кому известным, Сталин действовал как стратег.
Считается, что именно Сталин был организатором знаменитого ограбления тифлисского казначейства. Короли - стратеги, планирование операций это их стихия.
До сих пор так и остается неизвестным, был ли Сталин агентом Охранного отделения. Но, еще раз, ведущий архетип никак не связан с моральными качествами человека. Если мораль человека допускает предательство, и оно может помочь ему подняться на следующую ступеньку, то почему бы и нет?..
Но ярче всего качества Короля Сталин проявил уже после революции. Сначала он создал свою собственную кадровую систему, расставив верных ему людей на ключевые места. Потом, с помощью этих кадров, расправился с другими лидерами революции. Ничего личного, просто Королю нужна власть. ВСЯ власть, без ограничений. Делиться ею Короли не любят, и стараются избавиться от тех, кто может на нее посягнуть (не обязательно сталинскими методами)
Ну а когда власть Сталина в СССР стала абсолютной, он озаботился ее атрибутами. В первую очередь - всенародной любовью и поклонением, которые дожили до наших дней. Он был прост в быту, но это была королевская простота. Короли часто ценят статусную пышность, но еще круче, когда Король живет скромно, зато существует целый музей подарков ему.
Обустроившись в собственном государстве, Сталин стал думать о расширении своей власти. Я вполне согласен с Суворовым в том, что Сталин расчитывал захватить бОльшую часть Европы в результате 2й мировой войны. Стратегически все было рассчитано точно, да вот немцы опередили. Но и так множество стран вошли в сферу советского влияния, т.е. подчинились власти Сталина.
Это путь Короля - стратегический расчет, движение маленькими шагами, постоянное расширение границ власти. Ну а то, что люди оказались стерты в лагерную пыль, умерли от голода или были убиты в войнах - это уже из области морали. Люди для Короля являются ресурсами. Resources exist to be consumed.
Кстати, по словам Зеленина, у Путина ведущим архетипом является Король. Смайлик, пожалуй, не буду ставить...
Но не надо думать, что любой Король - это потенциальный Сталин. Все зависит от личности человека. Король может быть, например, прекрасным директором школы.
Очень характерным правителем-Воином является
Петр I
Король использует других людей, Воин любит все делать сам. Петр сам создает "Потешные полки" и сам ими командует. Учится стрелять из пушек и управлять кораблем. В Азовский поход идет капитаном галеры. Сам отправляется в посольство, чего правители обычно не делают. Даже умирает Петр I из-за того, что холодной осенью сам полез в воду, чтобы спасти солдат... Правда, болел он и раньше, но этот случай вызвал обострение.
Воины обычно являются отличными тактиками, но стратегического видения им часто не хватает. В действиях Петра I это проявилось в полной мере. Первый поход на Азов провалился из-за плохой подготовки. В результате второго похода Азов все-таки взяли, но потом пришлось вернуть его Турции. Был момент, когда Россия воевала даже не на 2, а на 3 фронта. Во время Прутского похода 38-тысячную русскую армию окружила и едва не уничтожила 190-тысячная турецкая. Победе под Полтавой предшествовал жестокий разгром под Нарвой. Ну и тд...
Для Воинов характерно деление окружающих на "своих" и "чужих". При этом "своим" полностью доверяют, иногда излишне. Петру неоднократно сообщали о готовящемся предательстве Мазепы. Но Мазепа был "своим", и этим сообщениям Петр не верил. Переход Мазепы на сторону Карла XII стал для царя-Воина тяжелым ударом.
Но цыплят по осени считают! Какой бы критике ни подвергались действия Петра I, его достижения впечатляют. Россия получила выход к Балтийскому морю. Был построен Петербург. Появился российский флот. Начались важные реформы. Россия стала европейской державой.
Да, это стоило России очень больших жертв. Но, во-первых, в те времена вообще не принято было обращать внимание на гибель простых людей. А во-вторых, Воин-Петр часто терпел лишения вместе со своими подчиненными. Достаточно вспомнить, как он погиб. Воины обычно честны и благородны (в своем понимании, конечно)
Это путь Воина: действия, возможно, не самые продуманные, но энергичные. 10 раз упал, 11 раз поднялся - и всех победил!
Причем победы совершенно не обязательно военные. Воин м.б. вполне мирным человеком, примеры будут дальше.
Люди с ведущим архетипом Шута, или Трикстера, редко становятся формальными правителями. Они предпочитают быть серыми кардиналами: оставаться в тени и управлять незаметно. Но все-таки есть пример:
Екатерина II
В довольно-таки провинциальном небогатом Мухосранске Штеттине жила никому особо не известная не слишком-то прекрасная принцесса. И вдруг - ба-бах! - ее выдают замуж за наследника российского престола! С какой стати? Может, она плела хитрые интриги, управляла людьми (Королева)? Нет, у нее и возможностей таких не было. Или она смело пошла на своего избранника грудью и покорила его своими талантами (Воин)? Тоже нет, они только перед свадьбой увиделись. Так как же?! Ну... просто так получилось... "Так получилось" - это мотто Трикстеров. Они обычно везучие.
Но брак оказался не слишком удачным. Супруг, будущий император Пётр III, открыто заводил любовниц, а жену называл "запасной мадам". Екатерина, впрочем, тоже не особо стеснялась. Но такой муж ей явно мешал, и она пыталась от него избавиться. В частности, по мнению Ключевского, Екатерина получила 10 тыс. фунтов стерлингов (огромная по тем временам сумма) от английского короля. Естественно, пообещав ему изменение политики России на про-британскую, в случае прихода к власти. В некий момент ее фавориты, канцлер Бестужев и главнокомандующий Апраксин, попали под подозрение и были арестованы. Через них Екатерина сносилась с Великобританией, так что ей угрожала серьезная опасность. Но Бестужев успел уничтожить все письма Екатерины и не выдал ее во время следствия. В результате бедняги фавориты подверглись опале, а сама Екатерина не пострадала. За Трикстеров идут в огонь и воду, причем радостно.
У нее появились новые фавориты - Г.Орлов, Потемкин и другие. Они и совершили дворцовый переворот, в результате которого Пётр III был убит, а Екатерина II стала императрицей. Она тут ни при чем, что вы! Ее муж сам умер. Вскрытие подтвердило, а как же! Ну, может быть, его убили гвардейцы... А потом явились к ней, присягнули и позвали царствовать. Екатерина - слабая женщина, как она могла отказать?..
И в дальнейшем Екатерина II занималась исключительно хорошими делами. Пугачевское восстание подавляли Панин, Михельсон, Суворов. Пол-России именно они кровью залили, Екатерина и тут ни при чем. Она с Вольтером перписывалась, искусствам и наукам покровительствовала...
Почему братья Орловы привели Екатерину к власти? Потому, что Григорий был ее любовником? Но эти ребята, похоже, трахали все, что движется, а неподвижное толкали. И Екатерина тоже была весьма активной дамой. Так что дело тут не только в сексе. Конечно, он сыграл свою роль, так же как и недовольство Пётром III, и ожидание будущих наград. Но главное, что Трикстеры привлекают к себе людей. Их любят, им охотно помогают. Короли повелевают, а Трикстерам даже просить не надо, за них и так все делают с удовольствием.
Если у Трикстера есть к этому склонность, он легко может иметь большое количество любовниц или любовников. Также характерно, что их сексуальные отношения обычно заканчиваются мирно, без скандалов, и сменяются дружбой. После того, как фаворитом Екатерины стал Потемкин, братья Орловы продолжали ей служить. И Потемкин тоже сохранил огромную власть и после того, как в постели его заменили.
Трикстер использует людей. Но не так, как Король: тот подавляет, а Трикстеру служат радостно, с любовью. Но "на трон" он садится довольно редко, обычно предпочитает быть серым кардиналом.
Очень характерным правителем-Принцем является
Гитлер
В.Суворов во многих своих книгах сравнивает Гитлера со Сталиным. И каждый раз у него получается, что Сталин - гениальный правитель, а Гитлер - истеричный бездарь. Дескать, Сталин разбирался в людях, а Гитлер - нет. Сталин понимал в науке и технике, а Гитлер выдвигал идиотские идеи, вроде бетонных паровозов. Сталин неукоснительно следил за исполнением своих приказов, а Гитлер пускал все на самотек. Наконец, Сталин был спокойным, а Гитлер - истериком.
Замечательно, но почему же тогда Сталину и союзникам так сложно было одолеть Гитлера? Почему война оказалась для СССР такой тяжелой? Почему гениальный стратегический план Сталина провалился, и сделать весь мир социалистическим так и не удалось? Суворов считает немецкие планы войны против СССР совершенно бездарными - но почему же тогда и в 1941, и в 1942, и даже в 1943г немцы были буквально на грани победы? И проиграли они только после того, как СССР, ценой невероятного напряжения, сумел восстановить уничтоженную армию и задавил немцев массой.
Бездарный Гитлер не разбирался в людях, а в Германии каким-то образом возникла армия, которая ухитрялась бить всех своих врагов, в т.ч. гораздо более сильных. Гитлер ничего не понимал в науке, но именно под его руководством немцы сумели создать первые в мире баллистические ракеты, первые в мире крылатые ракеты, первые в мире реактивные самолеты, и чуть было не сделали атомную бомбу. И это при том, что еврейских ученых они выгнали или посадили в концлагеря, а многие немецкие сами от нацистов сбежали. Нет, что-то тут не сходится.
А все дело в том, что Гитлер немцами не руководил, в обычном понимании этого слова. Он, как и положено Принцу, их скорее вдохновлял. Заражал своими чувствами. Благодаря этому немцы перенимали его видение мира, его веру и энтузиазм, его людоедскую идеологию, наконец. Нацисты-энтузиасты, последователи Гитлера, создавали ракеты, командовали армиями и строили газовые камеры. Гитлеру, в отличие от Сталина, просто не нужно было во все это вмешиваться. Сталин изначально строил "вертикаль власти", завязанную лично на него. Гитлер этого не делал - Принцу это не нужно. Если ему удается вдохновить людей, то они все делают сами.
Принц силен своими чувствами. Он умеет их выражать, умеет заражать других. Ему плохо удается кропотливое движение маленькими шажками, типа "курочка по зернышку". Зато он способен воспарить и увлечь за собой. Это путь Принца.
Еще раз: ведущий архетип никак не связан с личными качествами человека. Не надо думать, что все Принцы похожи на Гитлера, а Короли на Сталина :)
И немножко о героях книг и фильмов. Это не рецензии, просто анализ с точки зрения архетипов. Сорри, есть небольшие спойлеры.
Три мушкетера
Д'Артаньян - Воин
Атос - Король
Портос - Шут
Арамис - Принц
Насчет Портоса я не на 100% уверен. А остальные довольно очевидны.
Лидером у них был Воин Д'Артаньян. Вообще, лидером может быть человек с любым ведущим архетипом - если он действует именно из этого архетипа.
Kill Bill
Героиня Умы Турман - типичная
женщина-Киллер. Их еще называют Амазонками. С профессией это никак не связано, просто так называется теневой архетип Воина.
Киллер, как и Воин, упорно идет к своей цели. Разница лишь в том, что он (или она) совершенно не обращает внимания на цену этого движения. По головам, так по головам. Кто-то мешает? Вжик катаной, и проблема решена. Ничего личного, просто пройти надо...
Но даже в своей теневой ипостаси Воин сохраняет благородство. Когда героиня Умы Турман убивает одну из своих бывших коллег, негритянку, она оставляет в живых ее маленькую дочь. И даже предлагает ей отомстить, когда подрастет. Воин не боится опасностей и всегда действует в соответствии со своим кодексом чести (правда, этот кодекс у него может быть весьма своеобразным... :)
Миллионер из трущоб
Думаете, Джамаль - Принц? А вот и нет, он влюбленный
Трикстер.
За счет чего он выигрывает викторину? Он не зубрит наизусть энциклопедии (Воин), не организует себе помощь (Король) Ему просто тупо везет. Трикстеры везучие.
Как Джамаль получает автограф звезды Болливуда? Является к нему весь в дерьме. Только благодаря этому ему удается пролезть сквозь огромную толпу, окружившую знаменитость. Сила Трикстера - нестандартные решения задач :)
Джамалю все охотно помогают. Когда его хотят лишить зрения, его спасает брат. Рискуя жизнью, между прочим. В полиции его пытают и, очевидно, хотят посадить в тюрьму - но инспектор так впечатляется историей Джамаля, что отпускает его. Наконец, его брат Салим помогает сбежать возлюбленной Джамаля, Латике - а сам при этом погибает. Трикстер использует людей, но не явно. Ему все помогают по зову сердца.
А Салим, брат Джамаля, - типичный Король. Ему важно быть главным, старшим, руководителем. Он хладнокровный стратег. Когда Салим убивает главаря банды Мамана, он это делает не в горячке боя, а спокойно обдумав ситуацию. Еще и объясняет своей жертве, что оставлять его в живых слишком рискованно :) В отличие от Воинов, Короли не любят рисковать. А потом Салим сразу же находит способ использовать это убийство для собственного продвижения. Вполне по-королевски.
Также, Салим не стесняется воспользоваться девушкой, которую любит его брат. Для Королей важны элементы, подчеркивающие их власть, в т.ч. сексуальное доминирование. Хотя в такой форме это уже скорее признак Людоеда - теневого проявления архетипа Короля.
Интересно, что Джамаль, который любит Трех мушкетеров, называет себя Портосом (Шут-Трикстер), а Салима - Атосом (Король) Видимо, интуитивно чувствует сходство. Или автор романа, Викас Сваруп, хорошо знаком с архетипами?
Дьявол носит Прада
Миранда, которую так замечательно сыграла Мэрил Стрип - это
Королева в теневом проявлении архетипа. Эту ипостась еще иногда называют Еврейской мамочкой. Довольно глупо, пмсм. Во всяком случае, я таких еврейских мам не видел ни в России-СССР, ни в Израиле. Буду называть ее Людоедом - так называют мужской теневой архетип Короля.
Людоед, как и Король, является хорошим организатором с развитым стратегическим видением. Как и Король, он видит в людях прежде всего ресурсы, и пользуется ими. Разница между ними в том, что, в отличие от Короля, Людоед старается подавить всех окружающих - обидеть, унизить, заставить делать что-то нежелательное. Таким образом он подчеркивает свою доминирующую роль. Как вожак стаи обезьян, который трахает всех подряд, в т.ч. самцов и даже служителей зоопарка. Не потому, что они его сексуально возбуждают, а чтобы продемонстрировать свое главенство.
Миранда не просто требовательна (это нормально для всех Королей), она придирчива. Для нее нормально погнать Энди за едой, а потом отказаться есть. Она специально называет свою ассистентку чужим именем, подчеркивая ее незначительность. Демонстративно не отвечает, когда с ней здороваются. Не позволяет задавать себе вопросы, хотя, вероятно, это может помешать работе. Не задумываясь, дает невыполнимые задания. Миранда и не расчитывает, что задание будет выполнено (она явно удивилась, когда Энди достала ей рукопись), ей важно, чтобы ассистентка чувствовала себя никчемной.
Также Миранда требует, чтобы именно Энди сообщила второй ассистентке о том, что та не едет в Париж. Хотя ответственность за это решение лежит, очевидно, на самой Миранде. И ей было бы не сложно самой объявить об этом, просто она хочет, чтобы Энди сделала нечто неприятное для себя.
А вот то, что Миранда обманывает и подставляет Найджела, вовсе не является признаком Людоеда. Обычный Король тоже может так поступить, если его власти что-то угрожает. Ничего личного, просто они охраняют свою власть всеми средствами. Но Король, в отличие от Людоеда, озаботится тем, чтобы как-то компенсировать человеку ущерб и сохранить хорошие деловые отношения.
Но в конце концов Миранда перегибает палку, когда обвиняет Энди в предательстве по отношению к Эмили. Энди просто не может этого вынести и уходит. Нормальный Король не стал бы доводить до этого: люди - важный ресурс, зачем же разбрасываться хорошими работниками? А для Людоеда эффективность второстепенна.
А Энди - типичная женщина-Воин, причем очень сильная. Как Миранда ее ни давит, она все равно продолжает делать свое дело. Воин готов на все ради победы!
Когда у Энди возникает желание выглядеть стильно, она учится этому - да так успешно, что другие гламурные девушки начинают ей завидовать. Когда ей нужно доставить начальницу домой, она готова организовать спасательную операцию силами Национальной гвардии. И свою неудачу Энди переживает как серьезный провал, хотя кто-то другой мог бы просто пожать плечами: ну что ж поделаешь, если самолеты не летают?.. Даже на совершенно не выполнимое задание - достать неопубликованную рукопись - она бросается со всей своей энергией, и у нее получается!
У Воина всегда есть свой кодекс чести, которого он неукоснительно придерживается. Когда Энди узнает о попытке сместить Миранду, она и не задумывается о том, чтобы как-то воспользоваться ситуацией. Вместо этого благородная женщина-Воин тут же бросается спасать тиранящую ее начальницу.
Воин может быть несколько наивен. Когда Миранда обвиняет ее в предательстве, Энди даже не вспоминает, что решение не брать Эмили в Париж приняла сама начальница. Кодекс чести, очень важный для Воина, оказывается нарушен. Совершенно естественно, что Энди не в состоянии этого перенести - для нее такое нарушение создает настоящий экзистенциальный кризис. К счастью, у нее хватает сил уйти.
Географ глобус пропил
Герой этого фильма, Виктор - типичный
Бомж. Не потому, что ему жить негде (хотя к этому, возможно, идет) Просто именно так называется теневая ипостась архетипа Принца.
Виктор - симпатичный, обаятельный, тонко чувствующий. Все Принцы примерно такие. Но вот таким безответственным рас*здяем Принцу быть совершенно не обязательно. Это характерно именно для Бомжа.
Виктор, испугавшись класса, залезает под стол. Так может поступить и Принц - очень уж они (мы :) чувствительные. А вот напиваться в хлам, будучи руководителем детского похода, Принц не будет, только Бомж.
И когда Виктор совершает попытку самоубийства в ванной у шикарной сексапильной красавицы, которую он долго обхаживал, это тоже признак Бомжа. Принц все-таки повел бы себя более конвенционально.
Принц, при всей своей обостренной чувствительности, может быть вполне ответственным человеком. Он нуждается в похвале, в высокой оценке, в заметности. Ради этого Принц готов вести себя ответственно. А Бомж добивается заметности как получится, в т.ч. показным раздолбайством, пьянством, попытками суицида и тд.
А вот большое число голодных женщин вокруг тяжело и Принцу, и Бомжу. Они чувствительные, у них возникает сильный эмоциональный отклик на женские чувства. Но всех не перелюбишь...
Надо сказать, что в превращении Виктора из Принца в Бомжа большую роль играет его жена. Принц очень чувствителен к негативу. Если его все время пилить, он почти наверняка войдет в штопор. Я не обвиняю его жену, ей, очевидно, нелегко приходится. Просто очень важно знать ведущие архетипы близких людей :)
Джанго освобождённый
Думаете, Джанго - Воин? Вовсе нет, просто он стреляет хорошо. Ну так мушкетеры все умели драться, хотя ведущие архетипы у них были разные. А Джанго - типичный
Трикстер.
Как раб может освободится? Он может победить своего хозяина силой или хитростью (Воин). Может поднять восстание (Король). Наконец, может разжалобить хозяина своими чувствами, так, что его отпустят (Принц). Но с Джанго все происходит иначе: его неожиданно освобождает Шульц, которому он оказался нужен. Так уж получилось, ага :)
Вообще-то Шульц освобождает всех рабов. Но что ждет остальных? Они находятся в Техасе, за тысячи миль от северных штатов, где рабства нет. У них нет даже обуви. Местное население враждебно к черным. Скорее всего они погибнут или снова станут рабами. А о Джанго Шульц заботится, защищает его, учит необходимым вещам (в первую очередь стрельбе, но и чтению, и манерам!), и даже берет в компаньоны. В конце концов Шульц погибает, выручая жену Джанго. И все - совершенно добровольно, Джанго его ни о чем не просил! Так бывает только с Трикстерами.
Правда, иногда у Джанго падает планка и он начинает действовать из архетипа Палача - так называют теневую ипостась Трикстера. Если Воин или Киллер убивают по необходимости и быстро, то Палач сознательно мучает людей, да еще и прикалывается над ними. Ему мало просто застрелить - сначала он может избить человека кнутом, стреляет по яйцам, по коленям. С шуточками-прибауточками убивает сестру Кенди, которая вообще не при делах. Похоже, Трикстеры обижаются, если им хотят отрезать яйца :)
А вот Шульц - типичный Воин. Не Киллер, хотя и зарабатывает на жизнь, убивая людей. Просто у него очень интересный кодекс чести, обязательный для каждого Воина. Все люди делятся для Шульца на хороших и плохих. С хорошими он добр и любезен, ну а плохих убивать можно и нужно :) А уж если за человека назначена награда, то он точно плохой! Когда Джанго не хочет убивать мирно пашущего фермера, Шульц объясняет ему эту теорию и уговаривает не колебаться. Обычно Трикстер охмуряет Воина, а здесь, кажется, наоборот. Но на самом деле все правильно: Трикстер позволяет убедить себя в том, что ему нужно ;)
"Хороший", с точки зрения Шульца, человек может превратится в "плохого", если сделает что-то не так. Например, Шульц считает нужным застрелить плантатора, с которым недавно любезничал. Необходимости в этом не было, он убегал, но ведь он же организовал организовал налет - а значит, стал "плохим" Может ли "плохой" человек превратится в "хорошего", в фильме не показано. Но мне кажется, что вряд ли.
А Джанго для Шульца являются особенно "хорошим". Во-первых, он был рабом, т.е. безвинно страдал. А во-вторых, Шульц видит в нем Зигфрида :) Поэтому Шульц считает себя просто обязанным помочь Джанго и Брунгильде. И в результате благородно погибает...
Предыдущие посты на эту тему:
Архетипы - моя самая первая встреча с Архетипами Короля, Воина, Шута и Принца. Там описания.
Архетипы - продолжение. Это после первого семинара Зеленина на эту тему.
И еще раз об Архетипах. Написано после 2го семинар Зеленина. А сейчас был 3й
Техника для работы с архетипами Кто я на самом деле?.. О моем ведущем архетипе.
Архетипы возрастаВ планах - написать пост о связи архетипов с соционическими типами и, возможно, с перинатальными матрицами Грофа. Но это не скоро - серьезная тема, придется поработать. Stay tuned! :)