Сыновья уходят в бой: как воевали дети Сталина

Mar 27, 2016 17:46




Не все знают, что у Сталина было трое сыновей. Двое, Яков и Василий, были от двух браков. Третьим стал приемный сын Артем, отцом которого являлся профессиональный революционер, основатель Донецко-Криворожской республики Артем Сергеев. Все они оказались достойными своих отцов.
«Иди и воюй достойно…»

В 1904 году профессиональный революционер Иосиф Джугашвили нашел свою судьбу. Его избранницей стала девятнадцатилетняя Екатерина Сванидзе.



Восхитительной  красоты девушка, дочь обедневших дворян. Увы, семейное счастье оказалось недолгим. В 1907 году Екатерина умерла после скоротечной болезни, оставив после себя восьмимесячного сына Якова. Заботы о воспитании мальчика до 15 лет взяла на себя его тетя.

Лишь после окончания гражданской войны Иосиф Сталин получил возможность подумать о семейном уюте. По рассказам Артема Сергеева, их скромная квартира в Кремле - это несколько небольших проходных комнат. В одной из них жил Яков, который в виду тесноты был вынужден спать на большом сундуке. Будучи от природы застенчивым, наследовал эту черту от матери. Стеснялся слабого знания русского языка, старался как можно скорее изжить этот «недостаток». Много работал над повышением своего образовательного уровня. Поступил в Московский электромеханический институт железнодорожного транспорта, окончил его с отличием.

«Это было в  1938 году. Иосиф Виссарионович собрал нас всех троих. Сказал: «Ребята, приближается война. Без военных специальностей вам не обойтись», - вспоминал потом Артем-младший.

Яков поступил в Артиллерийскую академию. Окончил ее в мае 1941 года незадолго до начала войны. Он позвонил отцу с вокзала перед отправлением воинского эшелона на фронт. Сталин был кратким в своем напутствии:

- Иди и воюй достойно!..

Не добавив при этом, что единственной его просьбой накануне была обращение к наркому обороны не препятствовать его детям в их отправке в действующую армию.

Небольшой городок Сенно Витебской области. Здесь 6 июля сорок первого разыгралось одно из крупнейших танковых сражений начального этапа войны. С советской стороны в нем приняли более 1000 танков. К сожалению, современных машин КВ и Т-34 имелось не более сотни. Поначалу бой для советской стороны складывался удачно. Внезапный контрудар был нацелен на стык второй и третьей немецких танковых групп. Отбили у врага Сенно, отбросили противника на 30 - 40 километров на запад. В этот успех внесли свою лепту пушкари шестой батареи 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии, которой командовал капитан Яков Джугашвили, за что его представили к государственной награде.

Но военное счастье - категория изменчивая. Закончились боеприпасы и горючее. После семидневных боев дивизия оказалась в окружении. Обе попытки вырваться из плотного кольца окончились неудачей. После очередного артналета Яков был контужен, потерял сознание. Пришел в себя, когда вокруг оказались немцы.

Через две недели Берия вручил Сталину одну из листовок, которые разбрасывал противник над советскими позициями.  Яков Джугашвили якобы в окружении немецких офицеров заявляет о своем решении сотрудничать с германским командованием, призывает следовать его примеру.



В том, что это была грубая подделка, чекистам  убедиться не составило особого труда. То же самое доказал Артему Сергееву фотограф, с которым его свела судьба в тылу врага, в одном из партизанских отрядов: «Монтаж, причем довольно примитивный».

Но Сталин потребовал более убедительных аргументов. Чтобы добыть их, чекистам понадобилось время. Они подтвердили, что Яков не стал предателем. Ни сразу, после своего  пленения, ни в концлагере, ни в гестаповских застенках, ни в одной из изощренных нацистских «фабрик смерти» Заксенхаузене.

Помните сцену из киноэпопеи «Освобождение»,  где  после Сталинградской битвы вождь   реагирует на предложение Гитлера обменять  Паулюса на своего сына?

- Я солдата на фельдмаршала не меняю.

Концовка этой фразы станет известной уже в наше время:

- Там все мои сыновья.

Попробуем поставить себя на  место Якова Джугашвили. Его мучила неизвестность, не прекращающиеся попытки нацистов превратить его в  «разменную монету», подтолкнуть к каким-либо необдуманным действиям. Поэтому и сделал якобы несколько роковых шагов к запретной зоне, в которой немецкий часовой оборвал его жизнь.

А вот Артем Сергеев категорически отметает эту версию: «Никаких документов, подтверждающих пленение Якова,  не найдено. А злополучное фото сделано  в профиль,  черты лица на нем размыты до такой степени, что узнать в нем прежнего молодого Джугашвили невозможно. Немцы при их технических  возможностях  способны были  сфальсифицировать что-то более убедительное - и киносюжетик состряпать, и его живой голос использовать, попади в их руки  подлинный сын Сталина. Яков погиб во время выхода из окружения, а в концлагере вместо него выдавали кого-то другого. Поняв, что «подстава» не прошла, нацисты предпочли поставить точку в затянувшемся  спектакле».



Эту точку зрения разделяла и дочь Якова Галина Джугашвили - Сталина. Она встречалась с бывшими советскими узниками  Заксенхаузена, якобы сидевшими вместе с ее отцом. Их  показания в большинстве своем были противоречивыми и путаными.

В дни работы Потсдамской конференции глав государств антигитлеровской коалиции Сталину предложили побывать в Заксенхаузене. Ответ был отрицательным:

- Я приехал сюда решать государственные дела.

Жизнь - это Родина

Василий с раннего детства грезил лошадьми. Но  окончательный выбор профессии помог ему сделать легендарный летчик Валерий Чкалов, часто  бывавший в отцовском доме и на даче.



Сталин лично встречает экпипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года после легендарного перелета



Юный Василий с отцом

Оканчивает престижное Качинское авиационное училище военных летчиков. Вот строки из его личного дела: «Летать любит, умеет и может. Пилотирует отлично и свободно. В полете инициативный и решительный».

После службы в 16-м ИАП Василия Сталина зачисляют в Военно-воздушную академию, но тот приходит к выводу, что боевой опыт и современная тактика воздушных боев приобретаются не в учебных аудиториях, а в небе.



С началом войны командование не спешит удовлетворять рапорты капитана Сталина о направлении его в Действующую армию, памятуя о трагической судьбе  Якова. И Василий бурно радуется, когда  получает положительный ответ.

В драматическое лето 1942-го Ставка Верховного Главнокомандования поручает полковнику Сталину сформировать полнокровную авиагруппу, способную противостоять воздушным армадам Геринга. Василий лично отбирает наиболее опытных летчиков. Истребители получили, что надо, новейшие Як-9, ни в чем не уступающие фашистским стервятникам.

Звездным часом  для 434-го авиаполка, переименованного уже после Сталинградской битвы в 32-й гвардейский ИАП,  стало 29 июля.  В этот день летчики Василия Сталина сбили 34 вражеских самолета, потеряв лишь один. Таких результатов за всю войну не имел ни один авиаполк.

А самому командиру полка командование запретило принимать участие в воздушных схватках. Но он при каждом удобном случае умудрялся нарушать этот приказ. И три  лично сбитых истребителя и  нескольких - в групповых боях - это результат нарушения этих запретов. Поднимался в воздух без парашюта. Говорил при этом: «Хватит с них одного Якова». Овладел всеми типами истребителей, которые были тогда на вооружении ВВС. Удостоен звания «Летчик первого класса», а оно дилетантам не присваивается.

Глубокой ночью, проверяя состояние подготовленных к вылету машин, замполит  одной из эскадрилий обнаружил в двигателе самолета командира полка острое шило. Чем бы это обернулось в полете, не трудно догадаться. На Василия  была объявлена тайная охота. Верховный Главнокомандующий согласился с предложением уберечь сына  от дальнейших рисков.

Иному хватило бы пережитой войны  на всю оставшуюся жизнь. И все же штабная и инспекционная работа не для него. В январе 1944 года получает новое назначение -  возглавить 3-ю гвардейскую авиадивизию, действующую в полосе 1-го Белорусского фронта.

Они тогда почти одновременно возглавили авиадивизии - прославленный ас Александр Покрышкин и Василий Сталин со своим скромным послужным списков. И оба на завершающем этапе войны неоднократно отмечались  в приказах Верховного Главнокомандующего. И все же Сталин оставался скупым в отношении  сына на награды и  повышения в званиях, вычеркивал трижды его фамилию из наградных листов. Уже после войны, когда Василий также довольно успешно командовал в Венгрии авиакорпусом, после неоднократных представлений министра обороны  Сталин присвоил ему звание генерал-майора. Было ему на тот момент 25 лет, самому молодому генералу Советской Армии.



Можно по разному относиться к дальнейшему его продвижению  по служебной лесенке. Но нельзя перечеркнуть и того, что возглавляемые  им военно-воздушные  силы Московского военного округа вышли в число лучших, трижды по годовым итогом занимали первое место. Проведена была огромная работа по освоению реактивной авиации, обустройству современных аэродромов и военных городков. Истребительные авиадивизии округа блестяще  показали себя во время войны на Корейском полуострове.

Но на этом фоне обострился и синдром «звездной болезни». После смерти И.В.Сталина недоброжелатели и завистники припомнят ему все: и заботу о развитии Олимпийских видов спорта в ВВС округа, и строительство коттеджей для военных летчиков. И, конечно,  пристрастие к спиртному, и неудачные женитьбы… С высоты нынешнего времени все эти прегрешения «тянули» в худшем случае  на понижение в звании да на строгие взыскания. Результатом был арест, длившееся  почти 2,5 года следствие и приговор: 8 лет лишения свободы. Взамен на смягчение своей участи от него требовали единственного: отказаться от отцовской фамилии, как это сделала сестра Светлана.  На свободу   вышел с подорванным вконец здоровьем.  Умер в Казани, городе,  отведенном ему в качестве ссылки. Хоронили генерал-лейтенанта В.И.Сталина без воинских почестей.

Хрущев и его угодливое окружение, казалось бы, все сделали, чтобы имя Василия было предано забвению. Но не пожелали смириться с этим его боевые товарищи, с которыми он делил  горечь утрат и радость побед. А возглавил движение за реабилитацию сына вождя дважды Герой Советского Союза Виталий Попков. Бывший командир «поющей эскадрильи» 32-го гвардейского ИАП, которая стала прототипом культового в советские времена фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

Наконец в 2003 году после протеста Военной Прокуратуры Российской Федерации Верховный Суд страны снял с В.И.Сталина и обвинение по пресловутой 58 статьи, и прочие преступления, а само уголовное дело прекратил.

Почти через полстолетия «Маэстро» прикрыл своего «Батю» - человека честного и неподкупного, совершавшего порой в жизни  ошибки, но не изменившего в главном - в преданности своей Советской Родине.

Невольник чести

В марте 1921 года состоялся Десятый съезд РКП (б).  После  окончания съезда его делегаты посчитали себя мобилизованными на подавление спровоцированного эсерами Кронштадтского мятежа. Отъезжая вместе с товарищами в Петроград, близкий друг Иосифа Виссарионовича  Артем Сергеев попросил:

- Ты там, в случае чего, присмотри за моими.

Имелось в виду, что его супруга  Елизавета Львовна  еще находилась в роддоме. Несколько дней назад подарила ему сына.

Исполнить  волю товарища довелось  через четыре месяца. На заседании Политбюро ЦК обсуждался вопрос о семье Ф.А.Сергеева, погибшего в железнодорожной катастрофе. Сталину было поручено стать ее опекуном.

Маленький  Артем стал, по сути, членом его семьи. Вместе   с названными братьями ходили в школу, воспитывались в интернате для детей партийных работников. Отдыхали на Черном море. Скромный  и не показной уклад жизни Сталиных был знаком мальчику  не по слухам.



Иосиф Виссарионович, в свою очередь, души не чаял в своем приемном сыне. Ценил и поощрял в нем такие черты, как открытость, отзывчивость, добродушие и трудолюбие. По совету названого отца  избрал военную стезю. Вначале вместе с Василием учились в одной из артиллерийских спецшкол - предшественнице суворовских  училищ. Затем их пути разошлись. Василия увлекла авиация. Артем отдал предпочтение артиллерии.

Войну начал командиром 152-миллиметрового гаубичного взвода. Как и Яков, полной мерой испытал  горечь поражений первых дней войны и плена, был приговорен к расстрелу. Сумел бежать, нашел дорогу в партизанский отряд. Ему помогли перейти линию фронта. И вновь Действующая армия, самые ее горячие точки.



Участвовал в обороне Сталинграда, в битвах на Днепре, в  решающих сражениях за Восточную Пруссию, Венгрию и Германию. Войну окончил командиром артиллерийской бригады. 22 ранения, из них два тяжелых. Семь орденов и столько же боевых медалей, - согласимся, достойный восхищения ратный путь.

Война обогатила генерал-майора Сергеева не только командным опытом, но и способностями  решать возросшие задачи. Окончил военную академию, стал одним из основателей нового рода войск - зенитно-ракетной артиллерии. Последняя должность  перед выходом в отставку - заместитель командующего армии ПВО.

А вскоре открылась еще одна яркая грань его таланта. Зоркого и наблюдательного писателя, автора военных мемуаров, воспоминаний о жизни в Сталинской семье. Его перу принадлежат «Рассказы артиллериста», а в соавторстве с журналисткой Екатериной Глушик - книги «Беседы о Сталине», «Как жил, работал и воспитывал детей И.В.Сталин».

Через всю свою жизнь он пронес любовь к своему второму отцу, к названным  братьям  Якову и Василию. Достойно защищал их честь и добрые имена, давал решительный отпор всякого рода хулителям и очернителям. Таким он и остался в нашей памяти, настоящий  солдат  Сталина.

Источник

Previous post Next post
Up