Пеший снежно-водный Урал, ноябрь 2013. Группа Хард. (День 3-4) (автор: Данил aka Lik)

Nov 10, 2013 13:03

Оригинал взят вот отсюда.
День третий.
Мы проснулись в 8 утра и первым делом осмотрелись при свете дня. Вот так выглядела наша палатка на карнизе.





Я потратил много времени чтобы очистить острия треккинговых палок от намерзших на них за время пути по болотам прочных грязе-ледовых шаров. Долго колотил по камням пока не отколол.


Залезая в замерзший ботинок Паштет с хрустом отрывает у него внутреннюю часть на пятке. Пригодился суперклей из ремкомплекта. Собравшись и выйдя в 11, мы продолжили путь по скалкам к вершине.


Но на самую макушку Малой Поперечной мы забираться не стали - стали огибать её по восточному склону. Кругом была сильная пурга и туман, что создавало эффект «белой мглы». Из-за тумана и рассеенного освещения сливаются молочное небо небо и такой же снежный склон. Рельеф не читается даже на 10 метров в перед, сколько ни таращь глаза. Только на ощупь чувствуется, что склон вокруг нас крутой и идет с левой стороны. Идем страхуясь об склон сдвоенными трекинговыми палками. Здесь, на подветренном склоне образовались мощные крутые надувы снега, сдуваемого сюда мощным западным ветром с плоской вершины горы, распологавшейся в 20 метрах над нами. Паша даже начал беспокоиться не подрежем ли мы тут лавину - курумов под снегом даже и не прощупывается. Но мы проходим самый крутой участок, начинают проглядывать камни и мы спускаемся часть пути на рюкзаках в седловину.



Выход на связь с группой Медиум. У них опять поменялись планы - на Хребет Зигальга они поднимаются только после Большой Поперечной. Мы же съезжаем на рюкзаках в седловину и движемся к северному склону Большой Поперечной. Обходим её не вокруг, а по карнизу где-то на середине склона. До вершины остается совсем чуть-чуть - она возвышается всего на тридцать метров над нами - не будь тумана, можно было бы сбегать до вершины, как раз плюнуть.


Спускаемся затем в седловину за большой поперечной и движемся дальше по хребту. Натыкаемся по следам группы «Медиум» и некоторое время идем по ним, но недолго - вскоре они резко сворачивают на юг и опять сваливаются в долину. Они поднимались чтобы прогуляться по ровному травянистому плато с редкими карликовыми елочками.
У нас же впереди лежал штурм скального останца. Но вначале забиваемся от ветра в щель и немного отдыхаем.


А теперь - штурм!


Постоянно дующие здесь ветра нарезают снег длинными красивыми перьями.


Добравшись доверха, Паштет решает сделать траверз останца. Мне как-то стремно - по бокам уходят под 45 градусов скальные склоны без возможности зацепиться. Но Паша говорит, если ползти прямо по верхушке, то это вполне надежно. Так и делаем.


С обратной стороны нас ожидает отвесная стена и узкий кулуар, по которому мы и слезаем. Но приходится вначале скинуть рюкзаки.




Затем штурмуем пупырь-шишку с отметкой высоты 52 метра над уровнем плато. Состоит она из ничем непримечательного курумника, не обходим только по причине «чтобы было».
Далее на карте изображен обрыв с трех сторон, но на деле оказывается крутой склон из все тех же курумных камней. Хотя, случайно наткнулся на один довольно-таки красивый камень.


По запарке сваливаемся не дальше по хребту, а на северный склон, и чтобы не свалиться совсем в долину, идем по камням вдоль склона. И наконец уже в темноте выходим в седловину. Здесь, вы не поверите, нет камней!
Идем средь деревьев по пологому травянистому склону на вершину 1270 метров, где и должны встать на ночевку. Я уже с трудом шевелю ногами а Паша все бегает зигзагом по полю с криками «-Где-то здесь должен быть останец!». Но так его и не найдя, ставим палатку в чистом поле. Чтобы не унесло палатку, перед тем как её ставить, привязываем к рюкзакам. Ждет нас замечательный ужин из гречнево-рыбно-курино-овощного рагу.

Пройдено за день (аж!) 8 километров, ложимся спать в 20.00. Завтра рано вставать.


День четвертый.
Подъем в 4 утра. Все так же бушует ветер, и как мы ни растягивали тент, с наветренной стороны он местами примерз к палатке. А что вы хотите - из-за двух человек горную палатку тащить? Будь нас побольше, комфортнее вышло бы.


Время от времени бегаем по полю за то и дело улетающими ковриками, пакетами и прочей мелочевкой. Вынимаю я колышки, и он мне говорит: «-Ты только перед тем как вынимать последний колышек…» но что нужно делать я так и не узнал, так как как раз в этот момент его и вынул. Паштет бросился на палатку как горный барс и не упустил её из цепких лап.



Когда чуть рассвело, мы увидели тот останец, который искали вчера в темноте. Он оказался метрах в 100 от нас. А судя по следам, ночью мы проходили от него метрах в 50-и.
Забравшись на него, мы огляделись.
Вот тот склон по которому мы вчера спускались.


Вдалеке видно лесистое окончание хребта Нургуш с высотой 1019, что уже почти у с.Тюлюк. Здесь, где мы идем, хребет Зигальга раздвоился на две паралельные части, образуя долину ручья Евлакта. На среднем плане хорошо видны скалы восточного отрога хребта Зигальга. Мы же будем спускаемся по западному отрогу Зигальги.


На среднем плане хорошо просматриваются скалы восточного отрога хребта Зигальга.


Мы хватаем рюкзаки и, пройдя небольшой лесок, скачем по камням дальше по хребту к виднеющимся вдали скальным останцам. Далеко в облаках белеют макушки хребта Нургуш, но сама непройденная нами в прошлом году зубчатая высота 1267 и теперь укутана облаком.
Выходим по рации на связь с группой «Медиум» (как оказалось, последний раз в этот день), они стоят лагерем в долине между этими двумя отрогами Зигальги у ручья Евлакта и тоже собираются и выходят.


Выходим на курумовую полянку, откуда хорошо просматривается долина ручья Евлакта. Где-то там, далеко внизу, бегут по тропинкам наши товарищи из «Медиума».


Наконец добираемся до останца и ищем дорогу на него.


Тут я слышу зловещее «хрум-хрум» за спиной. Останавливаюсь - тишина. Шагаю дальше - опять «хрум-хрум»! Попрыгал, потряс рюкзак - ничего так шуметь не может. И только когда опутал половину деревьев на останце, заметил что это зацепилась за ветку и разматывалась синтетическая нить из моего пояса.
С останца долина просматривалась гораздо глубже.


Пытались высмотреть людей внизу, но тщетно.


Присели и устроили небольшой перекус, мелкий сухой снег сменился большими мокрыми тяжелыми хлопьями. Подкрепившись, двинули по хребту далее.


Но до конца массива не дошли - уже подходило время и мы начали спускаться на север в долину реки Юрюзань. Паштет поскальзывается на мокром снеге и ломает треккинговую палку. Я тоже пару раз полетал, согрелся.



С каждым метром сброса высоты становилось все сырее и сырее. Ветви деревьев низко повисли под тяжестью покрывшего их льда.


Снегоа становилось все меньше и меньше. Даже приятно было увидеть зеленые моховые лужайки.


Даже в лесу камни не оставляли нас, они были повсюду. Это не позволяло увеличить скорость движения. Все время пытаемся установить связь с другой группой, но ответа нет.


В руслах одной из курумных рек мы наткнулись на скальные останцы и забрались осмотреться. Вдали блестел краешек реки Юрюзань.


Хотя и казалось что тепло, температура была около нуля и со скалы свисали сосульки.


Отмеченную на карте дорогу мы вовремя не нашли и вышли к Юрюзани восточнее чем планировали, чуть не свалившись с крутого склона в реку. Паштету не понравилось что гладь реки какая-то слишком спокойная. Это не характерно для глубины 70 сантиметров.



Вдоль реки мы стали двигаться к её заболоченной излучине. Только в центре болот мы нашли что-то вроде просеки, оставшейся от дороги.


Вот и выходим к «броду». Вдали видна поднимающаяся по склону дорога.


Паштет достает бахилы ОЗК, наращивает их мусорными пакетами и пробует перейти. Ширина Юрюзани в месте брода 45 метров. Но уже через несколько метров он понимает что это бесполезно. Рация по прежнему не отвечает. Как дела у группы Медиум неизвестно, судя по их маршруту по тропинке и дороге они должны были оказаться у реки уже давно. И ситуация судя по глубинам выбранного им брода под ЛЭП еще хуже.
Моя очередь - раздеваюсь до термобелья и пробую перейти реку, подталкиваемый Пашиными словами: «-В ОЗК не получилось, но там точно не глубже чем по пояс».

Зайдя по грудь, я почувствовал как меня отрывает ото дна и тащит течением (То, что что сказал Паштет в этот момент, я из видео потом постараюсь вырезать. Правда, не уверен что стоит это делать - очень уж органично и к месту оно там прозвучало
). Кое-как удерживаюсь палкой и выбираюсь обратно.


Я очень опечален неудачной попыткой и предвкушаю следующую. У Паши начинается легкое волнение и мандраже. Всерьез на такое мы не рассчитывали. Мы шли во всей теплой одежде, но насквозь мокрая от мокрого снега и дождя одежда греет хуже, чем сухая на морозном ветру. Озябшими суваться в холодную переправу неправильно, бегаем по берегу, пытаемся согреться.


Остается только один вариант - вплавь. Паштет тщательно разбирает и переупаковывает все вещи из рюкзака. Не только с целью оставить их сухими, но и создать как можно больше емкостей плавучести. Из бахил ОЗК Паша сделал импровизированные гермомешки и упаковал туда часть вещей.Я справляюсь с этой задачей гораздо быстрее - все равно нет смысла половину ненужных вещей упаковывать вроде спальника и палатки - они и так сырые, да и не во что.

Прыгаю вокруг, пытаясь согреться, но мокрые ботинки совсем не греют.
Наконец, Паштет заканчивает сборы, раздевается и заходит в воду. Начало брода идет перпендекулярно, потом в глубине по пояс течение начинает сносить и он передвигается к берегу уже наискосок полувплавь - прыжками отталкиваясь ото дна к противоположному берегу, в то время как его уже подхватила и несет река. Снос идет 45 градусов. Когда вода доходит по грудь, уже сильно подхватывает река и отталкиваться не получается. Паша снимает рюкзак и переходит на заплыв, буксируя за собой рюкзак на петле из веревки. Скорость сноса течением еще больше увеличивается. Когда течение уже подхватило, встать обратно на той же глубине, на которой до этого мог стоять, уже не получается из-за течения. Поэтому после середины речки приходится плыть почти до самого берега. Но вот доплыл, вылазит на берег и орет от радости, не чувствуя холода.


Самое интересное - трек заплыва из упакованного в рюкзаке ЖПСа.


После того как он выбрался, я иду следом. Главное - идти наискосок к течению, чтобы не сбило с ног. Вот и время плыть - скидываю рюкзак и гребу саженками. Вопреки опасениям, рюкзак не утаскивает на стремину, и вполне комфортно тянется за собой. Метров за десять до берега пытаюсь нащупать дно - фиг, его нет!
Метра за 3 от берега упираюсь в ступеньку с кустами. Кусты под водой! - речка явно вышла из прежних берегов.Глубина - по грудь. Река на повороте сильно вымыла русло, даже не знаю как машина здесь выберется на этом «броде». Выбираюсь и быстро одеваюсь. На походном градуснике температура +2 градуса тепла.


Надев побольше флиса, мы быстрым шагом идем под раскисшей дороге в сторону Меседы.Спина и ноги быстро становятся мокрыми - судя по весу, рюкзак набрал литров 5 воды. Выходим на дорогу вдоль ЛЭП, по которой группа «Медиум» планировала идти после своего брода. Их следов на дороге нет, как и связи по рации. Встречаются немаленькие лосиные следы.


Пытаемся звонить по сотовому, но все известные нам телефоны не отвечают. НА въезде в поселок нас встречает наша малиновая газель. Мы пришли ровно в 16.00 и ухитрились не выбиться из графика, пройдено за день 16 километров. Но газелист тоже говорит что связи сегодня не было с «Медиумом». Договорились еще посидеть, подождать. Буквально минут через 15 на связь, а затем и в зоне видимости появляется руководитель группы «Медиум» собственной персоной. Хотя совсем не с той стороны откуда ждали - со стороны дороги. Им удалось форсировать реку совсем в другом месте чем планировали и им, в отличии от нас, брод все же удалось найти.
Дима доехал на попутке, остальные же ребята, измученные лесозаготовительными работами (пытались повалить дерево поперек реки), ждали нас на дороге. Погрузившись в газель и забрав остальных людей, мы поехали на вокзал. В поезде я залил всех соседей, оправдываясь что, мол, под дождик попал.

Пришлось все раскладывать по пакетам на полке. Проводники приставали к нам с требованиями явить благодарственные надписи. Мы не отказали им в этом, отрядив на эту почетную обязанность нашего походного блоггера.
Картина маслом: «Блоггер и Дед пишут письмо РЖДшному султану»


На вокзале в Самаре мы тепло попрощались с товарищами, и вдвоем с Троцким поехали домой в Тольятти. Прогулка, считаю, получилась удачной и интересной.
P.S.Все мои и Паштета фото здесь, в т.ч. панорамы:
http://fotki.yandex.ru/users/dmolder/album/212974/?
Пеший снежно-водный Урал, ноябрь 2013. Группа Хард. (День 1-2) (автор: Данил aka Lik)

Урал

Previous post Next post
Up