Путешествие в Иран или страна тысячи и одной загадки

Mar 25, 2015 06:27

- Зачем ехать в Иран, когда вокруг сколько всего интересного? - спросите вы.
- Затем, что в Иране намного интереснее того, о чем мы говорим "вокруг столько всего интересного", - отвечу я.

В январе 2015 года мои друзья и я решили отправиться в Иран. Да-да-да, в тот самый Иран, который не сходит с экранов телевизоров: ядерная программа, ИГИЛ, боевики... Но мы ехали не в такой Иран, мы ехали в Персию тысячи и одной ночи и персидских ковров, восточных сладостей и Омара Хайяма. Поехали туда, чтобы доказать в первую очередь самим себе, что мир, который нас окружает - это матрица, имеющая с реальностью очень мало общего. Иран в СМИ и Иран в реальности - это две большие разницы. Исламская республика Иран - это добрая, дружелюбная, открытая, высоко культурная, образованная, развитая страна, где уровень преступности в разы ниже, чем в России, а качество дорог такое, что нам остается только мечтать...

Во время путешествия были отсняты тонны фотографий, а после поездки я написал десяток рассказов, где попытался словами обычного "руссо туристо" описать увиденное. Кликнув на фотографию, вы попадает в пост, где подробно раскрывается тема, описанная сбоку картинки.
Итак, если вы готовы, тогда начинаем.

Иран для россиян - это визовая страна. Перед поездкой необходимо получить визу либо в консульстве Ирана, либо, если вы прилетаете в Тегеран на самолете, непосредственно в аэропорту по прилету. Мы с друзьями иранскую визу получали в Армении в Ереване, куда прилетели все из разных городов: я из Нижневартовска, Саша из Самары, Женя и Настя из Ханты-Мансийска с остановкой в Ростове-на-Дону.

В своем паспорте я имею пяток разных виз, но иранская была самая простая в плане получения. Самая простая анкета, самый быстрый срок изготовления визы (всего несколько часов), самое дружелюбное посольство из всех, где я был. Здесь подробно описана процедура получения визы в Иран в Ереване.

Перед путешествием мы почти ничего не знали о туристической составляющей Ирана. Мы не бронировали заранее билеты и гостиницы, не закачивали карты в навигаторы, не покупали тонны путеводителей. Все было с чистого листа. Есть ты и есть страна, которую тебе как туристу надо покорить.
В конце поезки мы сказали себе: "Мишн комлитед".

В совершенно незнакомой стране мы без проблем смогли покупать билеты, бронировать гостиницы, искать вписки через коучсерфинг. Транспорт и логистика в стране замечательные. Вы без проблем можете уехать в любой город Ирана хоть на самолете, хоть на автобусе, хоть на такси. Диз.топливо в Иране, к слову, стоит 5 рублей/литр. В этом посте собрана вся информация по логистике и транспорту в Иране от первого лица глазами путешественника.

Отдельного внимания заслуживает персидское гостеприимство. Иранцы, обычные граждане - это самое большое богаство этой страны. Перед поездкой в Иран советую потренировать свой желудок, ведь на каждом шагу вам будут предлагать выпить чай и съесть какую-нибудь сладость. Иранцы - живут очень спокойной и размеренной жизнью, и для того, чтобы познать истинную сущность персидского бытия вам надо всего навсего расслабиться и получать удовольствие.

Будьте готовы к тому, что вас будут приглашать в гости соверешнно незнакомые гости, а на улице к вам спокойно подойдет какой-нибудь молодой человек или девушка и предложит свою помощь. В этом посте собрана информация о том, где и как мы жили, с какими ребятами познакомились, на что стоит обратить внимание. Надеюсь, путешественикам эти контакты помогут в поездке по Ирану.

По дороге к Тегерану
Наше путешествие в Иран началось на автовокзале "Киликия" города Ереван. Комфортабельный автобус и почти сутки пути до Тегерана. Одна дорога через всю Армению чего только стоит. Проезжали Арарат и горные хребты Зангезура, Нагорный Карабах и постоянный путь из зимы в лето. В долине тепло, солнечно и зелено, в горах - снег, мороз и все белено.

Долго будет у меня стоять перед глазами ночь с 14-го на 15-е января, когда мы пересекали армяно-иранскую границу. Легкий ветерок, иранские пограничники с "Калашниковыми" на плече, которые улыбаются и здороваются с тобой за руку, и гордо развивающийся иранский флаг. Штамп в паспорт, пожелание легкой дороги и счастливого пути, и мы в Иране.

Тегеран нетуристический

В столице Ирана городе Тегеран мы провели три дня. Старая добрая поговорка "Путеводитель по городу надо покупать лишь для того, чтобы знать в какие ходить не надо". В первые день мы так и сделали. Отправились в то место, о котором пишут "туристам лучше туда не ходить". Речь идет о южном Тегеране.

Очень интересный экспириенс получился. Можно смело заявить, что мы действительно увидели обычную жизнь обычного иранского мегаполиса. К слову, в Тегеране по разным данным живет от 10 до 20 миллионов человек (в зависимости от того как считать). Несмотря на прогулку по самым спальным районам, город оказался чистым и удобным для жизни.

Тегеран туристический
Многие наверное слышали про 10 заповедей Паоло Коэлио для путешественников. Первый пункт называется так "избегайте музеев". В принципе, я согласен к коллегой, когда речь идет о европейских городах. Но, как говорится, Восток - дело тонкое. Здесь все по другому. Здесь даже первая заповедь самого сеньора Паоло не действует. В Тегеране надо обязательно сходить в музеи, если не во все, то хотя бы в Национальный музей драгоценностей. Только обязательно попридержите свою челюсть, ибо ненароком она сможет отпасть от увиденного.

Я всегда знал и верил, что богаче Оружейной палаты Московского Кремля нет ничего на свете... До января так и было, пока я не побывал в Национальной сокровищнице Ирана, которая расположена в Тегеране....

Остров Киш - жемчужина Персидского залива
Из Тегерана на самолете мы отправились в Персидский залив на остров Киш - главный пляжный курорт Ирана. Киш - это что-то вроде иранского Сочи. Туда мы ехали прежде всего купаться в море и валять на солнце. И надо сказать, не прогадали. Остров Киш, который оставил самы положительные эмоции. Это эдакий младший брат Дубая. Персы и арабы из ОАЭ прилетают сюда на выходные погреть свои тела и покупать их в море.

Однако надо быть готовым к местным особенностям - раздельным пляжам. Хочешь купаться в море - мальчики налево, девочки направо, ну а русский прямо. В этом посте собраны особенности пляжного отдыха на острове Киш. Ничего страшного, но будьте готовы, есичо.

" Как бы ни был красив Шираз..."
После острова Киш мы отправились в Шираз, который 100 лет назад  воспел Сергей Александрович Есенин в стихотворении "Шаганэ, ты моя Шаганэ": "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанский раздолий..."

Красив Шираз, чего уж тут греха таить, но к сожалению в этом городе мы провели всего полдня и не смогли полностью насладиться всей атмосферой Родины выдающихся деятелей культуры средневекового Ирана: Хафиза, Саади и других. В Ширазе нас приютила обычная иранская семья, пригласив к себе через коучсерфинг. Реза и Гольха (муж и жена, соответственно) приютили нас как лучших гостей. Мы в долгу не остались и подарили им русскую матрешку.

Путь из Шираза в Язд

После Шираза путь до самого Тегерана мы проделали на автомобиле. По дороге из Шираза в Язд заехали в Персеполис - столицу Древней Персии (слева), а также посетили гробницы древнеперсидских царей (справа). Интересные места, даже очень. Обхватываешь какую-нибудь колонну, а потом понимаешь что она пережила и диву даешься.

Прогулка по крышам Язда а-ля Принц Персии

По обоюдному согласию нами был вынесен следующий вердикт по городу Язд: "Это самое лучшее и самое красивое, что мы видели в Иране".
Попав в Язд, ты автоматически перемещаешься во времена персидских поэтов Хафиза и Низами - на несколько сотен лет назад. Язд - это сказочная Персия из "Тысяча и одной ночи", Язд - это то место, где чувствуешь себя настоящим Принцем Персии из одноименной игры на Dendy.
Прогулки по Язду гораздо интереснее совершать по крышам домов. Улочки настолько узкие, что перепрыгиваются на счет раз. Я и Саша отправились гулять по крышам Язда, Женя и Настя пошли по земле. Кто увидел больше интересного, рассказывать, думаю не стоит.

Ночной Язд
Язд днем и Язд ночью - это два разных города, два разных мира, которые объединяет лишь одно - это сказочная красота всего, что окружает путешественника.
Язд по праву считается столицей производства сладостей в Иране. Здесь есть все что душе угодно и неугодно. К слову, в Язде я купил килограмм монпасье, которых в Самаре днем с огнем не сыщешь.
Посетили мечеть, где нас сразу же накормили сладостями и напоили чаем, побывали на соревновании местных борцов и т.д. и т.п.

После вечерней прогулки обессиленные мы залезли на крышу нашей гостиницы, притащили одеяла, заготовили чаю и начали поедать заготовленные сладости. В Язде, да как и везде в Иране, чудесной красоты звездное небо.

Покинутый город Харанак
По пути из Язда в Исфахан мы посетили заброшенный город Харанак. Вернее он даже не заброшенный, персы его почему-то зовут "покинутый город". Припять и Чернобыль люди покинули из-за аварии на Чернобыльской АЭС; из Кадыкчана, что на Колыме распложен, людей особо никто никуда не переселял, там были просто созданы такие условия, что люди сами уехали; с Детройтом все и так понятно: кризис, негры, гетто, все дела.

Почему люди покинули много сотен лет назад Харанак?
На этот вопрос ответа никто не знает. Просто жили люди и просто взяли у ушли. И стоит уже несколько столетий этого город один одинешенька среди бескрайней безжизненной персидской пустыни.

Прогулка по вечернему Исфахану
Известная поговорка "Исфахан - половина мира", появившаяся в XVI столетии для описания великолепия города, до сих пор вполне актуальна. Архитектура города просто превосходна. Синие плитки, облицовка домов и величественные мосты города контрастируют с многоцветьем базаров и зеленью садов.
Путь в несколько сотен километров из Язда и игра в догонялки в покинутом городе Харанак отняли у нас все силы, но осознание того, что в Иране нам оставалось находиться всего один день и две ночи решили исход вечера. Уже практически обессиленные мы отправились осматривать город и надо сказать не прогадали!
Если Язд - это самый интересный город в Персии, Харанак - самая интересная достопримечательность, то Исфахан - это самый культурный и цивилизованный город Ирана.

Персидский базар в Исфахане и восточная сказка
Среди сотен и тысяч достопримечательностей в Иране необходимо отдельно выделить базары. Базары в Персии - это отдельный мир, попадая сюда, ты попадаешь в параллельную реальность и начинаешь напевать песенку из мультфильма Аладдин "О, дивный Восток, О, сказочный край! Здесь яд и булат Погибель сулят - Смотри, не зевай! Хоть лукав и жесток, Но прекрасен Восток, Наточи свой клинок, и вперёд!"

Отдельное внимание в рассказах о поездке в Иран уделено восточному базару в Исфахане. Такого шика и великолепия я давно не видел: медная посуда и ювелирные украшения, персидские ковры и шелковые платки, стада деревянных слонов и серебряных буйволов, и многое многое другое. Это все восточный базар.

Прогулка по дневному Исфахану
Исфахан днем и Исфахан ночью как и Язд - это два разных мира, но объединяет эти два разных мира одно - Исфахан - это город-музей. Здесь прекрасно абсолютно всё. Прекрасная архитектура, спокойный размеренный ритм города, по дорогам катаются толпами велосипедисты, не как в Амстердаме, конечно, но все равно.
Как мне показалось, среди посещенных городов - это самый продвинутый, самый европеизированный город. Именно в Исфахане было встречено наибольшее количество персов, знающих русский язык.
Атмосфера в этом городе потрясающая. Все располагает к размеренной и неторопливой жизни. Исфахан - жемчужина Персии!

Финальный аккорд персидского путешествия: Исфахан-Кашан-Тегеран
Заканчивается наша поездка по Ирану. 11 дней пролетели незаметно. Вроде бы вот только получали визу, а уже пора уезжать.

В заключительный день персидского путешествия мы совершили поездку из Исфахана в Тегеран через город Кашан, который находится между Исфаханом и Тегераном. Обычно этот город для туристов становится первым важным культурным пунктом после посещения столицы. Здесь начинаются глиняные дома, в которых один этаж вверх, три вниз; здесь появляются красивейшие мечети и древние рынки. В общем, все то, чем Тегеран похвастать не может.
Для нас же, видавших виды, Кашан оказался очень посредственным городом...

P.s. Иран оставил самые положительные эмоции. Очень интересная страна, в которой есть много всего необычного и красивого.

P.p.s. Все выше написанное - это частное мнение обычного российского туриста-оптимиста.

Если вам понравились заметки из путешествия по Ирану, то может добавлять мой бложик в друзья, нажав на кнопку "давай дружить" или же можете нажать на кнопку "читай меня первым", чтобы быть всегда на связи.

И другие непонятные кнопочки)