Оружие природного фотографа

Sep 26, 2012 13:04

Сегодня мы поговорим про основное оружие природного фотографа. Сразу уточняю, что это не фотодрочерство (пардон), а инструментарий, без которого в природной фотографии кнопка "шЫдевр" зачастую невозможна.




Речь пойдет о градиентных фильтрах нейтральной плотности (Netral Density Filters) или просто ND-фильтрах. Эти фильтры притемняют светлые участки, уравновешивая картинку при дисбалансе яркостей в кадре, не ломая исходные цвета.



A - пример кадра без использования фильтра
B - пример кадра с иcпользованием фильтра

Дополнение для ревнителей истины: кадр показывает только принцип. Разница в яркостях создана искусственно на базе правильно проэкспонированного кадра, снятого с использованием ND-фильтра, и "собрана" на базе JPG 80% :)

Уже слышу вкрадчивый голос провокаторов: а почему не снять "как есть", а потом просто вытащить детали из теней? Что же, флаг в руки. Во время съемки детали и полутона утонут в тенях, а при обработке на двух "вытянутых" стопах даже самый лучший сенсор даст такой паразитный шум, что дальше уютного бложка карточка не пойдет. Если вам нужен результат, а не процесс, то вот вам два правила природного фотографа, к которым я и мои товарищи пришли после многих лет постоянной работы:

1. Каждой сцене - свое значение ISO.
2. Каждому кадру - лучшую съемочную освещенность.

Методику применения обсуждать сегодня мы не будем, но запомните основное правило: если вы видите, что в кадре применялся фильтр, значит он был использован не корректно!

Типы градиентных фильтров

1. Круговые. Представляет собой навинчивающийся на объектив круглый фильтр, разделенный на две половины - светлую и темную. Минусы: одна степень свободы, т.е. фильтр крутится только по горизонтали, не позволяя сместить линию горизонта в плоскости верх-низ. Отмирающий тип, рассматривать не будем. Если вам такой попадется - не берите. Разве что у вас в кадре линия горизонта проходит точно посередине :)

2. Пластиночные. Представляет собой тонкую пластину из стекла или пластика, на одну половину прозрачную, а на другую затемненную на 1, 2, 3 или даже 4 стопа. Граница области затемнения может быть мягкой или жесткой. При этом весь фильтр - как его светлая часть, так и затемненная, должен быть абсолютно нейтрален по цвету, чтобы не искажать цвета картинки.

Пример использования пластиночного ND-фильтра. Конструкция позволяет смещать линию горизонта в двух плоскостях.



Как это работает?

Пластина вставляется в держатель, закрепленный через переходное кольцо на объективе. Иногда у держателя несколько пазов, что позволяет комбинировать различные пластины. Минусы использования двух и более пластин - "замыленность" картинки. Кроме того, лишние пазы могут влезать в кадр, особенно при съемке широкоугольником. В дешевых китайских держателях умельцы иногда спиливают лишние пазы, чтобы не лезли в кадр.



A - пример самого простого держателя от фирмы Cokin (три паза)
B - пластина всегда вставляется в ближайший к линзе паз

Размеры пластин

Поскольку с размерами в интернете большая путаница, я привожу полную выкладку существующих на рынке размеров пластин. Важно понимать, что длина пластины может быть любой. Главное - это ее ширина, которой, собственно, и определяется тип держателя. Существует четыре основных размера:

1. Ширина 84 мм. Высота обычно 120 мм. Это так называемый "стандартный" размер. Самый бюджетный и распространенный. До надавнего времени основную массу держателей под него выпускала фирма Cokin (форм-фактор P-size). Но год или два тому назад они свернули производство и на рынок тут же накинулись китайские пираньи, завалив его дешевыми (и в буквальном и в переносном смысле) поделками. Держатели других фирм мне в руки не попадались, хотя и Lee, и Singh Ray производят стекла под 84 мм. Минусы: по углам кадра видны края держателя, особенно при съемке широкоугольником. Плюсы: стоят дешево, равно как и стекла к ним. Идеальное решение для новичка.

2. Ширина 100 мм. Высота обычно 150 мм. Так называемый "профессиональный" форм-фактор. У разных производителей системы под этот стандарт носят разные наименования: 4х6" (Singh-Ray), Z-Pro (Cokin), Lee Standard 100 мм… Плюсы: ширина пластины позволяет использовать системы на самых широких линзах. Держатели под 100 мм выше качеством и существенно приятнее / быстрее в работе. Минусы: высокая цена.

3. Ширина 130 мм. Высота обычно 170 мм. Более широкий формат, введенный в обиход компанией Cokin для тех, кому мало 100 мм. У Cokin эта система носит название Х-Pro. Размер имеет значение - никто не спорит - но этот формат особо не прижился. Других держателей на 130 мм я не видел. Стекла к нему выпускает как Cokin так и Singh-Ray. Плюсы: полное отсутствие углов держателя в кадре. Минусы: высокая цена.

4. Ширина 150 мм. Самый широкий тип пластины. Высота 150-225 мм. Из держателей я знаю только продукт фирмы Lee - нашумевший SW-150, прославившийся тем, что до сих пор является единственным держателем, изготовленным под циклопический Nikon 14-24/2.8. Однако, его стоимость вместе с пластинами такова, что в пару к Nikon 14-24 мне было проще купить Nikon 16-35/4.0 с нормальной, "человеческой" резьбой на 77 мм. Еще в интернете мелькает некий GR-150 неизвестного мне производителя, но о миражах - ни слова… Плюсы: гарантия охвата сцены без виньета на любой оптике, под какую найдете держатель. Минусы: безумная цена, узко специфическое применение.

Дополнение: Существуют еще пластины и держатели на 67 мм, но сфера их применения настолько узка, что можно не брать их в расчет.

Различные пластины ND-фильтров



А - 84х100 мм - "noname" фильтр китайского производства (P-Size)
B - 84x120 мм - фильтр фирмы Singh-Ray (P-Size)
C - 100x150 мм - фильтр фирмы Singh-Ray (Z-Pro или Lee Standard)

Основные характеристика пластин

У ND-стекол три основные характеристики:

1. Степень затемнения. 1, 2, 3 или даже 4 стопа. На мой взгляд, фильтры на один стоп использовать не имеет смысла. Четыре стопа - это тоже перебор, слишком узка область их применения. Я использую 2-3 стоповые пластины.
2. Тип границы затемнения. Мягкая или жесткая граница. Использую и те, и другие, в зависимости от требований съемочной сцены. При работе с ярко очерченной линией горизонта (закат на море, например) - жесткая граница. При работе с зазубренной / ломаной линией горизонта - фильтры с мягкой границей (ледники в горах, например).
3. Сплошной или обратный фильтр. 95% рынка составляют т.н. сплошные или прямые фильтры, когда область затемнения в верхней части пластины равномерна. Фирма Singh-Ray ввела в обиход т.н. "обратный" тип, когда темная область в верхней части высветляется примерно на один стоп (см. картинку ниже). Сделано это для того, чтобы в верхней части кадра не возникало ощущения недоэкспонирования (например, чтобы бегущие по небу белые облака не становились серыми).



A - фильтр Singh-Ray на три стопа с мягкой границей;
B - обратный фильтр Singh-Ray на три стопа с жесткой границей.

Держатели

Все держатели состоят из двух компонентов: кольца и пластиковой насадки, в которую вставляется пластина. Кольца могут быть разных размеров, чтобы иметь возможность закрепляться на любой объектив - от 52 мм до 82 мм.

Пример россыпи P-size держателей от фирмы Cokin. Как я уже говорил, это самый распространенный тип держателя; бюджетный, но не самый удобный в использовании



A - пластиковый P-Size держатель на три паза;
B - переходное кольцо на 77 мм. Минус - очень тонкий алюминий и низкое качество изготовления, из-за чего не всегда получаестя навертеть кольцо на объектив с первой попытки.

Пример комплектации 100 мм держателя от фирмы Lee. На сегодня это самый распространенный типа профессионального держателя. У фирмы Cokin есть подобный аналог, но суть та же:



A - рамка держателя с удобным разблокирующим винтом, позволяющим просто отстегивать ее от кольца вместе с пластиной;
B - 77 мм кольцо хорошего качества;
C - при необходимости всегда можно "нарастить" на держатель недостающие пазы.

Вот это собрано и готово к работе:



Какой размер пластины / держателя мне использовать?

Все просто: если вы новичок и не знаете, будете ли вообще снимать "природку" - берите 84 мм (тот самый P-size). Если вы хотите работать с удобными держателями, не боясь захватить в кадр углы держателя / выжать из сцены максимум, тогда берите 100 мм. Все остальное - это либо специальное применение, либо блажь маркетологов.

Производители стекол

Градиентные ND-фильтры много кто производит. На сайтах американских магазинов значится продукция B+W, Cokin, Tiffen, HiTech, Hoya, Lee, Schneider и Singh-Ray. Буду говорить лишь о тех, которые проверены в "поле":

1. Cokin. Самый массовый игрок рынка. Пластины стоят разумных денег. Идеально для новичка. Минусы: тонирует картинку (в моем случае это был красный), из за чего небо становилось слегка фиолетовым. Лечится в фотошопе, но осадочек остался.

2. Lee. Хорошие, качественные фильтры на любой размер. Минусы: при двух и более фильтрах существенно мылит картинку.

3. Singh-Ray. Если вы хотите идеальный комплект - то это ваш выбор. Эти ребята изготавливали оптику к шатлам и на сегодня у них лучшие в мире (по оптическим характеристикам) пластины. Singh-Ray выпускает много чего вкусного (те же поляризаторы). Минусы: высокая цена.

Дополнение: вот тут полезная информация по фильтрам HiTech... Вместе с тем - вот, ругают HiTech...

Примерно так… Хорошего вам света и удачных кадров! :)

Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии photo_planet

статья, техническое

Previous post Next post
Up